ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЭПБУКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе
1.2 Лэпбук как современная технология ознакомления детей дошкольного возраста с природой
1.3 Специфика использования лэпбука в процессе формирования представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЭПБУКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление представлений у детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе
2.2 Формирование представлений у детей старшего дошкольного о сезонных изменениях посредством использования лэпбука
2.3 Динамика представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современные требования к качеству образования в учреждениях дошкольного образования предполагают использование в образовательном процессе инновационных педагогических технологий, что открывает новые возможности развития детей дошкольного возраста, в том числе и в направлении экологического воспитания.
В настоящее время в практике дошкольного образования применяется достаточно большое количество самых разнообразных технологий. Среди них одной из наиболее широко распространенных, является технология лэпбук. Одним из главных преимуществ данной технологии является тот факт, что лэпбук ставит ребенка в положение активного субъекта детской деятельности. Актуальность использования лэпбуков заключается в том, что они помогают детям быстро и эффективно осваивать новую информацию и закреплять полученные знания в увлекательной форме.
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой в целом и сезонными изменениями в природе в частности посредством лэпбука, играет важную роль в процессе экологического образования и воспитания дошкольников. Использование технологии лэпбука способствует качественному и эффективному формированию адекватных экологических представлений у дошкольников, а также формированию субъективного отношения к природе и практических навыков и умений разнообразной деятельности в природе. Следовательно, данная технология эффективна для достижения основных целей экологического образования и воспитания детей.
На сегодняшний день широко исследованы различные аспекты ознакомления дошкольников с природой (E.K. Янакиева, Ш.K. Алиева, И.A. Комарова, H.A. Рыжова, A.A. Петрикевич, M.K. Ибраимова, Л.C. Игнаткина, E.Ф. Терентьева, T.B. Христовская, C.E. Шукшина, T.B. Земцова и др.). При этом непосредственно изучением проблемы формирования у детей представлений о сезонных изменениях в природе занимались такие исследователи, как O.A. Андрющенко, A.И. Иванова, H.Ю. Варламова, T.Г. Ханова, M.B. Бывшева и другие. Между тем, по мнению Д.A. Готовской, в организации образовательной деятельности, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста понимания о сезонных изменениях в природе, существуют следующие противоречия:
• между необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе и отсутствием системного решения этой проблемы в практической работе с детьми;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЭПБУКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Характеристика психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе
Сезонные изменения в природе являются естественными факторами, влияющими на жизнедеятельность всех живых организмов. Сезонные природные явления, сроки их возникновения и причины изучает наука фенология.
Изучение сезонных явлений является важной частью содержания естественнонаучного обучения в дошкольном образовании. Принцип сезонности является ведущим в изучении природы детьми дошкольного и младшего школьного возраста [17, c. 29].
Под сезонными изменениями в природе понимаются периодические явления, которые повторяются ежегодно в одной и той же последовательности (C.H. Николаева [15, 16, 17, 18]). Сезонные изменения, или изменения времен года, вызваны ежегодным вращением Земли вокруг Солнца, когда ось Земли меняет свое наклонение к плоскости орбиты. Яркость и продолжительность ежедневного солнечного излучения в разные сезоны влияет на температуру и влажность воздуха и почвы, что, в свою очередь, приводит к изменениям в растительном и животном мире [15, c. 243].
Благодаря многочисленным исследованиям установлено, в дошкольном возрасте доступны следующие представления о сезонных изменениях природы:
• каждый сезон имеет свою собственную продолжительность дня и ночи, определенные погодные условия, температуру воздуха, типичные осадки;
• особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон: растения отдыхают зимой, весной с увеличением дневного времени года, температуры создают благоприятные условия для роста и развития растений – начинается период активной вегетации. Наиболее благоприятные условия для жизни растений создаются летом: наступает длинный день, повышается температура, выпадают обильные дожди.
1. Абдулманова, И. B. Использование технологии лепбук в развитии творческих способностей дошкольников / И. B. Абдулманова, A. H. Галиева // Инновационные тенденции развития системы образования : сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, 2017. – 127 c.
2. Ажеева, Л. B. Лэпбук как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / Л. B. Ажеева, O. П. Ходаренко // European Scientific Conference: сборник статей VII Международной научно-практической конференции: в 2 частях, 2017. – 259 c.
3. Андрющенко, O. A. Технология формирования системы знаний о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста / O. A. Андрющенко. – Нижневартовск, 2012. – 96 c.
4. Блохина, E., Лиханова, T. Лэпбук – наколенная книга / «Обруч». – № 4. – 2015. – 68 c.
5. Бобылева, Л. O. К природе с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Дошкольное воспитание. – № 4. – 2010. – C. 38-43.
6. Бондаренко, T. M. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / T. M. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2009. – 190 c.
7. Габидуллина, E. B. Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста / E. B. Габидуллина // Пермский педагогический журнал, 2015. – №7. – C. 146-148.
8. Гатовская, Д. A. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2015. – C. 162-164.
9. Игнатьева, П. M. Лэпбук-стенд «Моя республика» как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста / П. M. Игнатьева, M. Б. Лаврова. – Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции,2018. – C. 135-137.
10. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л. Г. Нисканен. – M.: Академия, 2002. – 208 c.
11. Кайгородов, Д. H. О фенологических наблюдениях / Д. H. Кайгородов. – M.: Союз Северных Кооперативных Союзов,1920. – 12 c.
12. Козловская, T. A. Лэпбук как возможность развития познавательных способностей детей дошкольного возраста / T. A. Козловская, И.Г. Насонова, Ю. Ю. Перемышлева. – Вестник научных конференций, 2017. – № 8-1 (24). – C. 61-62.
13. Крепких, H. B. «Лэпбук» как вид исследовательской и проектной ёдеятельности младших школьников / H. B. Крепких. – Елец, 2017. – 301 c.
14. Лаврентьева, H. Г. Экологическое воспитание дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / H. Г. Лаврентьева. – 2-е изд., стереотип. – Изд-во ЗабГПУ, 2012. – 168 c.
15. Николаева, C. H. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студентов / C. H. Николаева. – 2–е изд., стереотип. – M.: Академия, 2012. – 336 c.
16. Николаева, C. H. Формирование начал экологической культуры / C. H. Николаева. – Дошкольное воспитание, 1997. – № 7. – C. 18-22.
17. Николаева, C. H. Юный эколог – программа и условия ее реализации в детском саду: учебное пособие для студентов / C. H. Николаева. – 2-е изд., стереотип. – M.: Академия, 2013. – 134 c.
18. Николаева, C. H. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / C. H. Николаева. – M.: Мозаика-Синтез, 2010. – 98 c.
19. Носова, E. Ю. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста / E. Ю. Носова, T. B. Федорова // Продуктивное обучение: опыт и перспективы: материалы IX Международной научной конференции. Самарский государственный социально-педагогический университет, 2017. – C. 136-138.
20. Пиянзина, O. П. Лепбук как форма сотрудничества воспитанников, воспитателя, учителя-логопеда и родителей / O. П. Пиянзина, A.B. Чулочникова // Гуманитариум, 2017. – № 4 (5). – C. 11-12.
21. Полушкина, E. И. Лэпбук – инновационное средство познавательного развития детей дошкольного возраста / E. И. Полушкина, Л. H. Рябова // Обучение и воспитание: методики и практика, 2016. – № 25. – C. 116-122.
22. Рыжова, H. A. Экологическое образование в детском саду / H. A. Рыжова. – M.: Карапуз, 2011. – 201 c.
23. Скибицкая, И. H. Активизация познавательных способностей посредством технологии «лэпбук» в процессе реализации ООП «Мозаика» / И. H. Скибицкая, H. H. Сорокина, Л. И. Евстафиева // Научные исследования и современное образование: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / ред. колл.: O. H. Широков [и др.], 2018. – C. 64-66.
24. Это интересно! [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html
25. GLOBE [Электронный ресурс] Режим доступа: https://globeproject.com/