ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Цели и задачи развития экологической культуры дошкольника. Методы экологического воспитания дошкольников
1.2 Развивающая экологическая среда в учреждении дошкольного образования
1.3 Значение экологизации предметной среды в учреждении дошкольного образования
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Методические рекомендации по созданию и наполнению уголков природы в учреждениях дошкольного образования
2.2 Анализ организации уголка природы в учреждении дошкольного образования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое образование – это новая категория, которая непосредственно связана с наукой об экологии, ее различными отраслями.
Для развития мышления и речи ребенка необходимо иметь богатый чувственный опыт, полученный от восприятия разных предметов, мира природы, общественной жизни.
Природа окружает ребенка с раннего возраста. Поэтому природа является источником новых знаний о различных природных явлениях.
Особая роль природы в развитии логического мышления и связной речи была подчеркнута Н.Н. Подъяковым, который считал логику природы наиболее доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение за окружающей природой «...составит те начальные упражнения логического мышления, от которых зависит логика, истина самого слова, и от которых затем следует сама логическая речь и понимание грамматических законов» [20].
Способность наблюдать, развитая в процессе познания природы, порождает привычку делать выводы, культивирует логику мышления, ясность и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс.
Актуальность проблемы, которая поднимается в данной курсовой работе, заключается в том, что экологическое образование и воспитание детей является чрезвычайно актуальной проблемой нашего времени. Экологическое образование важно с точки зрения личностного развития ребенка – правильно организованное, систематическое, проводимое в учреждениях дошкольного образования под руководством людей с экологической культурой, экологическое образование оказывает интенсивное воздействие на ум, чувства, волю дошкольника.
Цель данной курсовой работы – на основе теоретического анализа представить систему условий, применение различных методик создания живого уголка.
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Цели и задачи развития экологической культуры дошкольника. Методы экологического воспитания дошкольников
Поскольку ребенок учится познавать окружающий мир и ориентироваться в нем в дошкольном возрасте, поиск оптимальных путей включения ребенка в культуру и систему социальных отношений является основной задачей. Образование включает в себя две подсистемы: образование и обучение. По мнению К.С. Градобоева, суть педагогической деятельности в дошкольный период можно определить термином «воспитание» [8].
Воспитание, накопление культурного опыта и способов деятельности, усвоение нравственных норм и отношений происходит на основе наблюдения за реальными межличностными социальными отношениями, процессами и явлениями как естественными событиями действительности, окружающими человека, которые могут вызывать эмоциональные ощущения.
Сенсорное восприятие окружающей среды является основой для развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о существующих между ними взаимосвязях и взаимозависимостях с факторами окружающей среды, т.е. концепциями окружающей среды. Понятия об особенностях и условиях жизни живых организмов, о взаимоотношениях организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы являются основой экологического воспитания. В дошкольном возрасте дети могут познакомиться с основами представлений и элементарными понятиями экологии человека, социальной экологии, доступными методами экологического взаимодействия с природой и человеком [13, c. 144].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Методические рекомендации по созданию и наполнению уголков природы в учреждениях дошкольного образования
При создании уголков природы в дошкольных образовательных учреждениях учитываются как общие требования ко всем группам, так и конкретные требования, соответствующие возрастным особенностям детей.
Особое внимание следует уделять экологически правильному содержанию комнатных растений, т.е. их содержание должно соответствовать индивидуальным потребностям размещения с учетом степени освещенности места, температуры и влажности помещения; орошения в необходимом количестве; подбора земельного участка с правильным составом и внесения удобрений в определенные моменты. Экологически правильное содержание комнатных растений невозможно без знания их биологических потребностей, мест и условий их естественной среды обитания. Эту информацию можно получить из специальной литературы по домашнему цветоводству, а также в методической литературе [7, c. 59].
Не менее важно учитывать возрастные особенности детей при организации уголка природы в дошкольных образовательных учреждениях. Перечислим основные методические рекомендации по организации уголка природы в различных возрастных группах дошкольных образовательных учреждений.
МЛАДШАЯ ГРУППА
При селекции растений в данной возрастной группе необходимо учитывать особенности восприятия предметов детьми: ребенок, прежде всего, в данном возрасте уделяет внимание самым ярким и красивым предметам. Формируется умение распознавать предмет, различать и называть его отдельные части. Поэтому дети в младшей группе должны распознавать и называть 2-3 растения и их части.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, полученный от восприятия разных предметов, мира природы, социальной жизни. Экологическое образование – это новая категория, которая непосредственно связана с наукой об экологии, ее различными отраслями. Каждое знакомство с природой – это урок развития ума, творчества, чувств ребенка.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
В данной курсовой работе мы на основе теоретического анализа представили систему условий, применение различных методик создания живого уголка.
Мы определили цели и задачи развития экологической культуры дошкольника и заключили, что основная цель развития экологической культуры дошкольника заключается в воспитание основ экологической культуры личности, формирование начала экологической культуры.
1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
2. Андреева, Н. Д. Теория и методика обучения экологии : учебник для СПО / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева ; под ред. Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 190 с.
3. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - с. 36-42.
4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. / С.А. Веретникова. – М.: "МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2005 – 391 с.
5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Изд. 2-е / С.А. Веретникова. – М.: "МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2007 – 264 с.
6. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. / Н.Ф. Виноградова. – M.: Сфера, 2019. - 285 c.
7. Воронкова, О.А. «Добро пожаловать в экологию» / О.А. Воронкова. – Издательство» Детство- Пресс», 2004 – 148 с.
8. Градобоева К.C. Создание экологической тропы и методика работы на ней // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7. - С.19-22.
9. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
10. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 256 с.
11. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей дет. сада / Сост. Л.А. Каменева, Ред. П.Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.
12. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. - 8-е изд., стер. - М.: Изд.центр "Академия", 2007. - 312 с.
13. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб.: СОЮЗ, 2006. - 282 с.
14. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб, 2000. – 319 с.
15. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.,1999. – 184 с.
16. Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 120 c.
17. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет / С.Н. Николаева. - М.: "МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2010. - 152 c.
18. Наблюдения и труд детей в природе: пособие для воспитателей дет. сада / Сост. А.Ф. Мазурина. - 3-е изд., перераб. и испр. - М.: Просвещение, 2006. - 206 с.
19. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа / Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. –Волгоград: Учитель, 2011. – 329с.
20. Подъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 2000. № 1. С. 6-10.
21. Рыжова, Н.А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1994. - №7. – 51-69 с.
22. Хабарова, Т. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников / Т.В. Хабарова, Н.В. Шафигуллина. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 126 c.
23. Шорыгина, Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. – M.: Сфера, 2012. - 715 c.
24. Эстетика участка дошкольного учреждения: кн. для работников дошкольных учреждений / Г.Н. Пантелеев. - М.: Просвещение, 1988. - 110 с