ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА
1.1. Понятие конфликта и конфликтного поведения
1.2. Возрастные психолого-педагогические особенности проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Понятие социометрического статуса в системе межличностных отношений
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА И УРОВНЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация и методика выявления уровня конфликтного поведения и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Рекомендации по исправлению нарушений межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Напряженная социально-экономическая, экологическая, демографическая ситуация вызывает рост негативных тенденций в формировании личности молодых поколений. Особую тревогу у них вызывает прогрессирующее отчуждение, повышенная тревожность и нарастающая жестокость, агрессивность и потенциальные конфликты. Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликтных ситуациях, характер которых во многом определяет реальное поведение дошкольника в условиях конфликта.
Появление и существование различных противоречий, приводящих к конфликтам между дошкольниками, является результатом объективных особенностей педагогического процесса. Но важны не столько сами противоречия, сколько острота их субъективного опыта и характер их влияния на поведение дошкольников.
Конфликты между дошкольниками имеют свою особую специфику, определяемую одновременным влиянием конфликтных факторов различной природы и возрастных особенностей дошкольников. Практика показывает, что наиболее распространенными способами преодоления конфликта среди дошкольников являются нейтрализация агрессивных и враждебных проявлений, устранение конфликтных факторов. Все эти методы снижают активность самих дошкольников.
Необходимость ранней диагностики и предотвращения конфликтного поведения среди детей дошкольного возраста обусловлена тем, что в каждой группе любого детского сада есть дети, отношения которых со сверстниками существенно искажены, а их неблагополучие в группе носит стабильный и длительный характер.
Социометрический статус личности, в свою очередь, связан с причинами конфликтов между людьми, так как у людей разного происхождения разные приоритеты и ценности, а в обществе возникают расхождения во мнениях. Чаще всего эти различия возникают между лидерами и так называемыми «аутсайдерами». Будучи сильным человеком, лидер выбирает конкретную модель поведения в конфликтной ситуации, и в большинстве случаев это соперничество. Аутсайдер же, будучи не столько сильной личностью, выбирает такие стратегии, как избегание, компромисс или сотрудничество.
Проблема конфликта и конфликтного взаимодействия дошкольников хорошо освещена в педагогике и психологии. Многие отечественные и зарубежные исследователи рассматривали проблему конфликта в дошкольном возрасте (А.Я. Анцупов, Т.В. Антонова, Б.С. Волков, Л.С. Выготский, А.В. Дмитриев, М.Ю. Зеленков, Я.Л. Коломинский, Е.Е. Копченова, Н.И. Леонов, В.С. Мухина, В.П. Ратников, Г.А. Урунтаева, И.А. Фурманов, Д.Б. Эльконин и многие другие). Также достаточно много работ посвящено изучению социометрического статуса дошкольников (Г.M. Бреслав, TД. Марцинковская, Л.A Венгер, Я.Л. Моренко, H.B. Микляева, Ю.B. Микляева и многие другие).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА
1.1. Понятие конфликта и конфликтного поведения
Конфликты всегда играли и играют очень важную роль в жизни общества, поэтому эта тема привлекает внимание многих ученых. В современном мире и в жизни любого человека без конфликтов не обойтись. Конфликты возникают даже у самых доброжелательных и неконфликтных людей, отношения которых с другими людьми основаны на мирных отношениях. Каждый человек должен уметь находить и развивать общие интересы, разумный человек должен уметь определять момент возникновения конфликта, своевременно и эффективно разрешать споры и разногласия, чтобы конфликтная ситуация не переросла в серьезный конфликт.
А.Ю. Анцупов, Б.С. Волков, А.В. Дмитриев, М.Ю. Зеленков, А.Д. Лазукин, О.З Муштука, В.И. Курбатов и другие являются известными теоретиками современной конфликтной проблемы и авторами множества учебных и методических материалов и монографий по конфликтологии.
Слово «конфликт» происходит от латинского “conflictus”, что означает «столкновение». В других языках слово «конфликт» практически неизменно (conflit — франц., konflikt — нем., conflict — англ.) Определения конфликта, принятые в современных энциклопедиях также весьма схожи.
А.Я. Анцупов определяет конфликт как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании индивидуума, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидуумов или групп людей, связанных с острыми негативными эмоциональными переживаниями [2, c. 32].
Для дошкольного возраста характерны конфликты, связанные с нарушением дошкольником правил поведения в детском саду, конфликты эмоциональных и личных отношений, которые возникают в процессе общения со сверстниками и проявляются в виде столкновений, стычек, споров и ссор.
Согласно Л.И. Божович, в дошкольном возрасте мир ребенка, как правило, уже неразрывно связан с другими детьми. Чем старше становится ребенок, тем важнее его контакты со сверстниками [4, c. 89].
Очевидно, что общение ребенка со сверстниками является особой сферой его деятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие взрослые, как правило, внимательны и дружелюбны к ребенку; они окружают его теплом и заботой, обучают его определенным навыкам и способностям. С ровесниками все происходит по-другому. Дети менее внимательны и дружелюбны, они обычно не слишком стремятся помогать друг другу, поддерживать и понимать своих сверстников. Они могут забрать игрушку, поранить, не обращая внимания на слезы. И все же общение с другими детьми приносит дошкольнику несравненное удовольствие.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА И УРОВНЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация и методика выявления уровня конфликтного поведения и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста
Мы провели исследование, направленное на изучение особенностей конфликтного поведения ребенка старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом.
База исследования: ГУО «Ясли-сад № 12». В исследовании приняли участие 10 воспитанников старшей группы в возрасте 5-6 лет. Выборка составила 6 (60%) мальчиков и 4 (40%) девочки.
Цель практического исследования: определить особенности конфликтного поведения ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи практического исследования:
1. Подобрать диагностические методики для определения уровня конфликтного поведения и социометрического статуса детей в группе.
2. Организовать и провести исследование особенностей конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать и интерпретировать полученные в ходе практического исследования данные.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Первый этап – организационно-методический: выбраны методики для определения особенностей конфликтного поведения ребенка старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом; выявлены критерии и показатели проявления конфликтного поведения старших дошкольников; определены основные правила проведения методик.
2. Второй этап – диагностика конфликтного поведения: проведена диагностика определения особенностей конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста.
3. Третий этап – анализ и интерпретация полученных данных.
На первом этапе практического исследования были определены следующие критерии и показатели конфликтного поведения старших дошкольников:
1. Способность правильно определить причины конфликтной ситуации.
2. Понимание возможности и неизбежности конфликтных ситуаций различного плана, адекватное отношение к ним.
3. Обладание продуктивными стратегиями урегулирования конфликтных ситуаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема конфликтного поведения детей дошкольного возраста остается актуальной и сегодня для психолого-педагогической науки и педагогической практики. Особенности конфликтного поведения у детей дошкольного возраста, а также психолого-педагогические условия для эффективной коррекции конфликтного поведения являются предметом изучения исследователей различных областей общей и специальной педагогики и психологии.
В настоящей работы мы раскрыли особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Мы определили понятие конфликта и конфликтного поведения дошкольников, заключив, что конфликт в дошкольном возрасте связан с нарушением правил поведения детей и возникает в процессе общения со сверстниками, проявляясь в виде стычек, споров и ссор. Конфликт между дошкольниками возникает в контексте игровой деятельности. Причиной конфликта может быть недостаточная инициатива ребенка в установлении контакта со сверстниками, отсутствие эмоциональных устремлений, различных навыков и возможностей. Особую роль в возникновении конфликта играют межличностные, или коммуникативные, навыки.
Затем мы раскрыли возрастные психолого-педагогические особенности проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста и пришли к вводу о том, что большая часть конфликтов возникает в игровой деятельности старших дошкольников, так как именно игра является ведущим видом совместной деятельности старших дошкольников.
Мы также определили понятие социометрического статуса дошкольников, который характеризует поведение и реакцию дошкольника на конфликтные ситуации.
1. Алябьева, E.A. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста / E.A. Алябьева. – M.: ТЦ Сфера, 2002 – 96 c.
2. Анцупов, A.Я. Введение в конфликтологию / A.Я. Анцупов, A.A. Малышев. – M.: МАУП, 2006 – 551 c.
3. Антонова, T.C. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание, 2005 – №10 – 95 c.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Под ред. Л.B. Благонадежной. – M.: ТЦ Сфера, 2002 – 372 c.
5. Волков, Б.C. Конфликтология / Б.C. Волков, H.B. Волкова. – M.: Академический проект, 2010 – 416 c.
6. Дмитриев, A.B. Конфликтология / A.B. Дмитриев. – M.: Инфра-M, Альфа-M, 2009 – 336 c.
7. Зеленков, M.Ю. Конфликтология / M.Ю. Зеленков. – M.: Дашков и Ко, 2012 – 324 c.
8. Козлова, C.A. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / C.A. Козлова, H.П. Флегонтова. — M.: Издательство Юрайт, 2017. — 202 c.
9. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский – M.: Нар. Асвета, 1984 – 239 c.
10. Копченова, E.E. Что стоит за агрессивностью дошкольников // Психолог в детском саду, 2009. – №1. – 646 c.
11. Курбатов, B.И. Конфликтология / B.И. Курбатов – M.: Феникс, 2009 – 448 c.
12. Лазукин, A.Д. Конфликтология / A.Д. Лазукин. – M.: Омега-Л, 2010 – 160 c.
13. Левитов, H.Д. Развитие ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет / H.Д. Левитов. – M.: 1964. – C.55-76.
14. Лисина, M.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. M.И. Лисиной. – M.: Воронеж, 2005 – 156 c.
15. Лозоцева, B.H. Роль педагога в преодолении конфликтов // Вопросы психологии, 2001. – №1. – C. 79-87.
16. Ломов, Б.Ф. Методологические проблемы социальной психологии / Б.Ф. Ломов. – M.: «Наука», 2015. – 156 c.
17. Марцинковская, T.Д. Педагогика и психология / T.Д. Марцинковская, Л.A. Григорович. – M.: «Гардарики», 2013. – 480 c.
18. Мургулец, Л.B. Методы социально-психологической диагностики личности. / Л.B. Мургулец. – M.: 2002. – 251 c.
19. Мухина, B.C. Детская психология / под ред. Л.A. Венгера. – M.: Просвещение, 1985. – 272 c.
20. Панфилова, M.A. Игротерапия: тесты и коррекционные игры. – M.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001 – 160 c.
21. Петрусинский, B.B. Игры, обучение, тренинг / под редакцией B.B. Петрусинского. – M.: Новая школа. 2004 – 285 c.
22. Репина, T.A. Социально-психологическая характеристика детской группы. – M.: Педагогика, 1992. – 232 c.
23. Рояк, A.A. О трудностях взаимоотношений некоторых детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1974. – № 4. – C. 71–84.
24. Урунтаева, Г.A. Психология дошкольного возраста / Г.A. Урунтаева – M.: Академия, 2012 – 272 c.
25. Фурманов, И.A. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.A. Фурманов – M.: Ильин, 2006 – 258 c.