ГЛАВА 1 ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОНТРОЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Сущность аспектов интенсификации педагогического процесса
1.2 Тестирование как один из методов проверки знаний и умений учащихся
1.3 Роль тестирования в интенсификации педагогического процесса
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1 ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОНТРОЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Сущность аспектов интенсификации педагогического процесса
В начале для исследования сущность интенсификации педагогического процесса рассмотрим сущность самого педагогического процесса. Педагогический процесс обладает рядом определенных признаков.
1. Педагогический процесс имеет специфический исторический характер. Это означает, что цели, содержание и характер этой деятельности трансформируются в соответствии с изменениями в социальной и исторической реальности и практике.
2. Педагогический процесс это особый вид общественно-ценной деятельности взрослых. Социальная ценность этой работы заключается в том, что духовная, экономическая мощь любого общества и государства напрямую связана с самосовершенствованием и развитием его членов как цивилизованных личностей. Происходит обогащение духовного мира человека. Меняются различные сферы его жизнедеятельности, формируется нравственное отношение к себе, к окружающим его людям, к природе, духовным и материальным ценностям, благодаря чему осуществляется поступательное развитие общества. Общество и государство заинтересованы в положительных результатах педагогической деятельности, потому что от них зависит и их развитие.
3. Педагогический процесс осуществляется специально подготовленными и обученными специалистами на основе профессиональных знаний. Такие знания – это система гуманитарных, естественных, социально-экономических и других наук, которые способствуют познанию человека как исторически сложившегося и постоянно развивающегося явления. Они позволяют понять различные формы общественной деятельности и взаимоотношений с природой.
1.2 Тестирование как один из методов проверки знаний и умений учащихся
Одним из важнейших направлений работы педагога является умение правильно использовать и планировать время, не тратя время впустую, научиться находить запас своего времени в основе анализа своей работы и использовать его для совершенствования методов и форм работы. На сегодняшний день традиционные методы устарели и порой не в состоянии обеспечить мотивацию к обучению, обратную связь и сотрудничество между учителем и учениками. Традиционная система контроля и учета знаний является «болезненным» моментом, когда недостатки старых методов обучения ощущаются больше всего. В школе широко распространены следующие методы диагностики учебных достижений: тесты и экзамены, устные и письменные опросы, эссе, контрольные работы. Все они имеют как сильные, так и слабые стороны [6, с. 158]. Опрос или беседа как метод проверки знаний прост и универсален, активизирует знания, развивает речь, но не позволяет проверить знания всех. Экзамен позволяет определить уровень знаний учащихся в целом, но многие из них чувствуют себя неуверенно и боязливо, а потому иногда не могут реализовать свой потенциал.
1.3 Роль тестирования в интенсификации педагогического процесса
Использование метода тестирования при оптимизации процесса обучения определяет необходимость рассмотрения истории становления и развития тестирования как одного из наиболее эффективных средств оптимизации педагогического процесса. Педагогические исследования в области применения тестовых заданий в образовательном процессе характеризуются оперативно-методическим разнообразием (С.И. Воскерчян, И.А. Цатурова, Е.Д. Штульман и др.). Вместе с тем, одним из наиболее распространенных подходов в педагогической теории является обращение исследователей к истории становления и развития тестирования как объективного и стандартизированного измерения качественного и количественного состояния педагогического процесса. Такой подход вполне оправдан, поскольку рассмотрение той или иной проблемы через призму исторического анализа позволяет исследователю получить наиболее обобщенную информацию о закономерностях формирования и развития взглядов на представленную научную тему, а также выявить наиболее близкие позиции, дающие возможность обосновать точку зрения автора в решении поставленных задач [13, с. 92].
Роль тестирования в оценке знаний, умений и возможностей человека многогранна и, прежде всего, положительна. Но, несмотря на кажущуюся простоту метода, тестирование требует осторожного подхода и применения на практике. По крайней мере, потому, что многие люди начинают заниматься этим вопросом, потому что это в настоящее время модно и не обращают никакого внимания на то, для чего и из-за чего тестирование появилось как метод контроля, как метод оценки.
1. Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование. 7-е между–нар. изд. – СПб.: Питер, 2011. – 114 с.
2. Архангельский, С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству / С.И. Архангельский. – М.: Знание, 2016. – 40 с.
3. Бабинский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабинский. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.
4. Болотов, В. Единый экзамен как средство повышения качества образования / В. Болотов, В. Шаулин, А. Шмелев // Высшее образование сегодня. – 2017. – № 5. – С. 23 – 30
5. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов–на–Дону: Изд–во РГПУ, 2010. –276 с.
6. Валов, А.М. Современные средства оценивания результатов обучения. Диагностический комплекс / Универсальный диагностический комплекс по специальности 050203.65 – Физика: аттестационные программно-дидактические тестовые материалы для отсроченной проверки знаний обучающихся / А.М. Валов. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. – 246 с.
7. Волобуев, Г.П. Технология тематического тестирования. Серия «Библиотека учителя» / Г.П. Волобуев. – Ростов-на Дону, издательство «Феникс», 2010. – 254 с.
8. Габова, О.В. Тестирование – одна из форм диагностики и проверки успешности обучения / О.В. Габова, А.А. Русаков // Педагогическая информатика. – 2010. – № 3. – С. 13 – 17
9. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Изд-во МГУ, 2016. – 254 с.
10. Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б.С. Гершунский. – М.: Педагогика, 2013. – Т. 10. – 354 с.
11. Гущин, Ю.Ф. Психологические особенности тестовой формы контроля результатов обучения / Ю.Ф. Гущин, А.О. Татур // Актуальные проблемы тестирования в образовании: Материалы науч. – практ. конф. – М., 2012. – 255 с.
12. Ефремова, Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. Учеб. пособие / Н.Ф. Ефремова. – М.: Логос, 2013. – 214 с.
13. Калдыбаев, С.К. Компьютерная диагностика результатов обучения в общеобразовательной школе: Практико-ориентированная монография / С.К. Калдыбаев, Д.М. Ажыбаев, М.М. Бекежанов. – Б.: 2017. – 136 с.
14. Ковалев, Л.Ф. Теория и практика моделирования региональной системы оценки качества обучения: Канд. дисс.пед. наук, 2014. – 187 с.
15. Овчинников, В.В. Оценивание учебных достижений учащихся при проведении централизованного тестирования / В.В. Овчинников. – М.: Век книги, 2011. – 218 с.
16. Одинцов, А.И. Проблема интенсификации процесса обучения в современной педагогической науке / А.И. Одинцов. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 3 (83). – С. 829-831.
17. Охотина, Л.Н. Компьютерное тестирование знаний студентов по математики / Л.Н. Охотина // Педагогическая информатика. –2012. – № 3. –С. 46 – 51
18. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 576 с.
19. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков. –М.: ТЦ Сфера, 2014. – 448 с.
20. Этко, И.Г. Компьютерные тесты по информатике и информационным технологиям в сети Интернет / И.Г. Этко // Педагогическая информатика. – 2013. – № 1. – С. 77 – 83