ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие здорового образа жизни и его составляющих
1.2. Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников
1.3. Воспитание двигательной культуры дошкольников как необходимое условие формирования представлений о здоровом образе жизни
Выводы по Главе 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие здорового образа жизни и его составляющих
Образ жизни – это биосоциальная категория, интегрирующая представления о том или ином виде человеческой деятельности. Образ жизни во многом определяется социально-экономическими условиями, но во многом зависит от мотивов деятельности, особенностей психики и состояния здоровья конкретного человека. Это объясняет реальное разнообразие вариантов образа жизни для разных людей. Образ жизни характеризует поведенческие особенности человеческой жизни [9, с. 22].
Наиболее полная взаимосвязь образа жизни и здоровья выражена в понятии «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ). Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая, таким образом, успешную реализацию его социальных и профессиональных функций [10, с. 6].
Здоровый образ жизни, как продукт духовных и физических усилий человека, является ценной опухолью, возникающей в процессе умственного, эмоционального и физического напряжения.
Здоровый образ жизни – это многомерное понятие, включающее в себя множество компонентов. Давайте рассмотрим основные из них.
1. Режим сна.
Здоровый сон – это ключ к гармоничному развитию. Сон – это один из важнейших элементов человека, и особенно ребенка. Именно во время сна происходит самая сложная работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело.
1.2 Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников
Старшие дошкольники обладают особым потенциалом и являются наиболее перспективной возрастной категорией для формирования представлений о здоровом образе жизни. Ведь именно в дошкольном возрасте усваиваются основные объемы информации, формируются представления, вырабатываются фундаментальные жизненные стереотипы [19, с. 35].
В качестве основы формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников используются следующие компоненты: научные знания, знакомящие дошкольников с человеческим организмом, здоровьем и здоровым образом жизни; профилактические мероприятия; рациональный распорядок дня, труда и досуга; физическая активность; адекватное питание и отсутствие вредных привычек [18].
Опыт здорового образа жизни к шестому году жизни уже достаточен, а умение обобщать позволяет сформулировать самое простое правило, которое сохраняет здоровье: детям делают прививки, едят витамины, моют руки, одеваются по погоде, делают зарядку, закаляются.
Ребенок хорошо представляет себе строение тела, уверенно называет части тела, их значение, может назвать процессы, происходящие в организме, например, при приеме пищи, во время двигательной активности. К 5-6 годам у детей активно развиваются такие качества, как произвольность, самостоятельность, требовательность к себе и окружающим, умение довести начатое до конца [6, с. 22].
Современные дети на шестом году жизни характеризуются ориентацией на результаты и их качество. Это связано с потребностями старших дошкольников в самореализации и самовыражении. В результате для них становится нормой следовать здоровьесберегающим правилам и стремиться к здоровому образу жизни.
1.3 Воспитание двигательной культуры дошкольников как необходимое условие формирования представлений о здоровом образе жизни
Двигательная активность – это сумма всех движений, выполняемых ребенком за определенный промежуток времени. Чаще всего они говорят о ежедневной физической активности. Двигательная активность-это врожденная биологическая потребность в движении, степень удовлетворения которой зависит от состояния здоровья, физического, двигательного и общего развития ребенка, потенциальный источник целостного развития личности ребенка, формирования всех психических процессов, воли, одно из условий эмоционального и психологического благополучия [22, с. 9].
Дети часто не проявляют никакого интереса к развлечениям. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни часто навязываются детям в назидательной категоричной форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются этих правил в повседневной жизни, и дети это хорошо видят. Кроме того, реализация необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому при работе с детьми важно помнить: трудное должно быть знакомым, а знакомое – легким и приятным. Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны носить системный и комплексный характер, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, а по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательных упражнений. Кроме того, материалы таких занятий должны быть отражены во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебные занятия, распорядок дня, занятия физкультурой, учебные занятия, общие мероприятия для всего детского сада) [11, с. 35].
Выводы по Главе 1:
1. здоровый образ жизни – это образ жизни, направленный на поддержание здоровья, профилактику заболеваний и укрепление организма человека в целом. Понятие здорового образа жизни включает в себя целый комплекс взаимосвязанных компонентов.
2. Процесс усвоения представлений о здоровом образе жизни старшим дошкольником может происходить в рамках уже сформированной системы, как на основе существующих представлений в семье, так и при специально организованном обучении в дошкольном учреждении. Согласованность всех субъектов образовательного процесса позволяет повысить эффективность формирования представлений о здоровом образе жизни у ребенка старшего дошкольного возраста.
1. Архипов, Б. Технологии здоровья / Б. Архипов // Обруч, 2007. – № 4. – С. 23 – 34.
2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях : методическое пособие / Т. Л. Богина. – М. : Мозаика - Синтез,2005. – 110 с.
3. Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства /Л. Волошина // Дошкольное образование. – 2004. – № 1. – С. 23 – 29.
4. Глозман, Ж. М. Общение и здоровье личности : учеб. пособие / помощь. для студентов. высшие учебные заведения / Ж. М. Глозман. – М. : Академия, 2002. – 208 с.
5. Доскин, В. А. Воспитание здорового образа жизни : пособие для учителей, родителей и инструкторов по физической культуре / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. – М. : Академия, 2002. – 220 с.
6. Жбанков, Р. Г. Учимся быть здоровыми / Р. Г. Жбанков. – М. : Академия, 2004. – 143 с.
7. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль / Под ред. М. Ф. Санина, В. Г. Милка. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 376 с.
8. Карепова, Т. Г. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция – быть здоровым!» / Т. Г. Карепова, И. Ю. Жуков // Психолог в детском саду. – 2006. – № 3. – С. 55 – 65.
9. Клименов, М. Ф. Здоровье детей в образовательных учреждениях / М. Ф. Клименов. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 376 С.
10. Козин, Е. М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию : учеб.пособие для студентов вузов. высшие учебные заведения / Е. М. Козин. – М. : Владос, 2000. – 192 с.
11. Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка /В. Кудрявцев // Дошкольное образование – 2004. – № 1. – С. 34 – 39.
12. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Лисицын. – М. : ГЕОТАР – МЕДИА, 2007. – 512 с.
13. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка : пособие для практических работников ДОУ / М. Д. Маханева. – М. : АРКТИ, 1999. - 127 с.
14. Озеров, В. П. Основы здорового образа жизни. Активизация психофизической деятельности человека : учебное пособие /В. П. Озеров. – М. : Илекс, 2006. – 472 с.
15. Пашевский, С. А. Физическое воспитание / С. А. Пашевский. – М. : Владос, 2006. – 432 с.
16. Савельева, Н. Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ / Н. Ю. Савельева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 464 с.
17. Синягина, Б. Ю. Как сохранить и улучшить здоровье детей : учебный курс / Б. Ю. Синягина. установки и упражнения / Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова. – М. : Владос, 2004. – 150 с.
18. Толстикова, Т. Воспитание здорового ребенка / Т. Толстикова // дошкольное образование. – 2007. – № 4. – С. 13 – 19.
19. Фомина, Н. А. Формирование основ здорового образа жизни / Н. А. Фомина // Здаровый лад жыцця. – 2004. – № 1. – С. 34 – 44.
20. Шишкина, В. А. В Детском саду – для здоровья : пособие для педагогов, обеспечивающих работу дошкольных групп образования / В. А. Шишкина. – Минск : Зорний Верасен, 2006. – 184 с.
21. Шишкина, В. А. Здоровый ребенок: система физкультурно-оздоровительной работы с детьми второго-третьего года жизни: пособие для педагогов дошкольного образования / В. А. Шишкина, М. Н. Деголевич. – Минск : Сковородка, 2000 – 176 с.
22. Шишкина, В. А. Методика физического воспитания : учеб.пособие. учебное пособие / В. А. Шишкин, М. Н. Деголевич. – Минск : Литература и Искусство, 2011. – 176 с.
23. Шишкина, В. А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста : пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / В. А. Шишкин, М. Н. Деголевич. – Минск : НЭО, 2012. – 86 с.