ВВЕДЕНИЕ
В Уголовном кодексе подчеркивается, что условно-досрочное освобождение – это освобождение лица, уже отбывшего наказание. Его мотивы заключаются, во-первых, в том, что лицо отбывает наказание в дисциплинарной воинской части, на принудительных работах или в заключении, во-вторых, в фактическом отбытии осужденным части наказания, и в-третьих, в том, что лицо выплачивает компенсацию за ущерб (полностью или частично), причиненный преступлением, в соответствии с законом суда.
Помимо необходимости признания того, что заключенный исправился и исправился, Уголовный кодекс предусматривает обязательные положения, в противном случае условно-досрочное освобождение невозможно, то есть на момент подачи заявления осужденный фактически должен был отбыть определенный срок. При этом право ходатайствовать об условно-досрочном освобождении появляется у осужденного не ранее чем через шесть месяцев после отбытия наказания.
Статья 119 Уголовного кодекса предусматривает обязательные положения, а именно: за преступления небольшой и средней тяжести-не менее одной трети срока наказания; за тяжкие преступления-не менее половины срока наказания; за особо тяжкие преступления-не менее двух третей срока наказания, такое же наказание назначается ранее условно освобожденным лицам.
Итак, объектом исследования выступают совокупность общественных отношений, опосредованных необходимостью правового регулирования института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы.
Предметом исследования выступают нормы ряда национальных и зарубежных нормативно-правовых актов, а также труды ученых-юристов в рассматриваемой области.
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Правовая природа освобождения от уголовной ответственности заключается в том, что лицо признается виновным в совершении преступления, но в силу особых обстоятельств уголовная ответственность на него не распространяется. Эти основания для освобождения от уголовной ответственности изложены в главе 12 Уголовного кодекса [38].
Необходимо различать случаи освобождения от ответственности и случаи исключения преступления, предусмотренного главой 6 Уголовного кодекса. Исключение из состава преступления деяния указывает на то, что поведение лица, причинившего ущерб общественным отношениям, является полностью законным, например в состоянии необходимой обороны или в состоянии крайней необходимости. Обстоятельства, перечисленные в главе 12 Уголовного кодекса, указывают лишь на то, что в таких случаях условия позволяют ограничить признание факта совершения преступления, что меры ответственности в отношении виновного нецелесообразны или что меры уголовной ответственности могут быть заменены административной ответственностью.
Условно-досрочное освобождение включает в себя то, что осужденный освобождается от отбытия наказания судом, если он уже отбыл определенное наказание и докажет, что своими действиями исправил свои действия. В этом случае лицо может быть освобождено с дополнительными штрафами. В случае неисполнения осужденным обязанностей, возложенных на него после освобождения (аналогичных тем, которые налагаются на осужденного отсроченными исполнительными наказаниями, согласно ст. 77 УК), дважды привлекался к административной ответственности за нарушение общественного порядка, а затем по рекомендации органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, суд может отменить условно-досрочное освобождение. В этом случае осужденный направляется для отбывания оставшейся части наказания.
ГЛАВА 2 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Законодательством Республики Беларусь не предусмотрено право осужденного требовать смягчения его наказания при отбывании наказания. В соответствии с частью 1 статьи 187 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь процедура УДО инициируется администрацией исправительного учреждения или органа, в котором осужденный отбывает наказание.
Как показывает анализ, в уголовном законодательстве Беларуси подчеркивается доминирующая роль органов, исполняющих наказания, в определении правового статуса осужденных. В этом случае правовая позиция осужденного может быть обозначена как «правовая независимость» [36].
Представленная позиция также находит отражение в научном сообществе, которое обоснованно поднимает проблему правового статуса администрации исправительного учреждения в процессе решения вопроса об условно-досрочном освобождении: когда невозможно повлиять на участие осужденного в исправительный процесс, а также для воздействия на него дисциплинарными методами и независимо от участия последнего в исправительном процессе обязан направить свое ходатайство в суд.
Переходя к спорам о подрыве авторитета администрации исправительного учреждения этими положениями, мы обращаем внимание на следующий факт: наличие наказаний у осужденного также указывает на то, что процесс его психофизической коррекции еще не завершен и нуждается в дальнейшем формировании [39, с. 167].
Кроме того, кажущаяся неопределенность во времени подачи ходатайства об условно-досрочном освобождении может вызвать у осужденного воображаемое чувство «легкости освобождения».
Так, проведенный опрос осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях Московской и Смоленской областей показывает, что 73% респондентов ожидает положительного решения вопроса при разрешении заявления, даже если у них есть небольшое количество нарушений режима отбывает наказание.
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
С научной точки зрения, достаточно большой интерес представляет применение досрочного освобождения от наказания (далее — УДО) для осужденных к пожизненному заключению в Республике Беларусь. Статья 90 УК Республики Беларусь не предусматривает возможность УДО для осужденных к пожизненному заключению. Несмотря на отсутствие в уголовном законодательстве указанной возможности освобождения, для данной категории осужденных, альтернатива освободиться досрочно для них все же существует.
Так, ч. 4 ст. 58 УК Республики Беларусь устанавливает, что в случае отбытия таким лицом либо лицом, которому смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным заключением, суд может заменить дальнейшее отбывание пожизненного заключения лишением свободы на определенный срок. Данный срок не может превышать пяти лет лишения свободы. В соответствии с ч. 1 ст. 188 УИК Республики Беларусь представление в суд о замене пожизненного заключения лишением свободы вносится администрацией исправительного учреждения лишь при отсутствии у осужденного в течение трех лет злостных нарушений режима [36].
В соответствии с ч. 4 ст. 58 УК Республики Беларусь при вынесении решения о замене пожизненного заключения на лишение свободы суд должен учитывать:
1) поведение осужденного;
2) состояние его здоровья;
3) его возраст.
Не представляются к замене пожизненного заключения лишением свободы осужденные, совершившие во время отбывания пожизненного заключения новое тяжкое или особо тяжкое преступление. В случае отказа суда в замене осужденному пожизненного заключения на лишение свободы повторное внесение представления может иметь место не ранее чем по истечении трех лет со дня принятия судом решения об отказе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, обобщая различные мнения о правовой природе УДО, следует отметить, что мнения ученых делятся на две основные группы, которые его определяют:
1)как элемент системы наказаний, предусматривающий перевод осужденного в другое правовое состояние при условно-досрочном освобождении, но не исключающий применения средств наказания с воспитательным воздействием, или, иными словами, как вид наказания, который должен быть предоставлен осужденному;
2) как вид поощрительной меры в виде освобождения от наказания с освобождением лица, в отношении которого применяется УДО от правоограничений предусмотренных приговором суда.
Изучение мнений различных исследователей показывает, что, несмотря на кажущиеся различными взгляды на правовую природу системы условно-досрочного освобождения, они сходятся во мнении, что данный институт позволяет влиять на поведение осужденного путем поощрения положительного поведения.
Представляется, что УДО классифицируется как освобождающее наказание, содержащее стимулирующие нормы, позволяющие регулировать поведение преступников путем стимулирования законопослушного поведения, путем угрозы отмены УДО во время отбывания наказания и после освобождения, что наиболее полно отражает сущность данного института.
Таким образом, суть условно-досрочного освобождения заключается в досрочном освобождении правонарушителей в качестве меры поощрения законопослушного поведения и устранения позитивного стремления к негативным личностным качествам.
1. Бабий Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: учеб. пособие. Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. 335 с.
2. Бажанов О.И. Прогрессивная система исполнения наказания. Минск. Наука и техника, 1981. 168 с.
3. Бабаян С. Л. Уголовно-исполнительная политика зарубежных стран. Таганрог, 2005. – 674 с.
4. Боровиков В.Б., Смердов А.А. Уголовное право. Общая часть: учебник для СПО / под ред. В.Б. Боровикова. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2016. 213 c.
5. Бриллиантов, А. В. Проблемы классификации осужденных к лишению свободы в целях дифференциации условий отбывания наказания / А. В. Бриллиантов, А.Ф. Сизого – М., 2015. – 730 с.
6. Ганина, Н. И. Реализация принципов уголовно-исполнительного законодательства при исполнении наказания в виде лишения свободы // Молодой ученый. — 2017. — № 45. — С. 101-102.
7. Городнова О. Н. Понимание справедливости в уголовном зарубежном праве // Пробелы в законодательстве. 2011. № 4. С. 104–107.
8. Горшенков А. Г., Горшенков Г. Г. Наказание как мера защиты антикриминальной безопасности в учении о преступности // Российский следователь. 2005. № 5. С. 13–18.
9. Гришко А. Я. Отраслевые принципы уголовно-исполнительного права // Общество и право. 2014. № 4(50). С. 334–338.
10. Данилова И. Ю. Законность и противоречия // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. Т. 2.
11. Ермолович, В.Ф. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть / В.Ф. Ермолович, В.Б. Шабанов. – Минск: Междунар. ун-т. «МИТСО», 2013. – 144 с.
12. Ефимов М.А. Некоторые вопросы условно-досрочного и досрочного освобождения// Правоведение. 2018. № 1. 84-94.
13. Закон об условном досрочном освобождении с изложением рассуждений, на которых он основан / под.ред. Д.А. Коптева. СПб. 1909. 374 с.
14. Козочкина, И.Д. Уголовное право зарубежных стран. Общая и особенная части. – М.: ВолтерсКлувер, 2010. – 592 с.
15. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка, Н.А. Бабий, А.В. Барков и др.; Под общ. ред. А.В. Баркова. – Минск: Тесей, 2013. – 1200 с.
16. Конкина О.В. Институты условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены неотбытой части более мягким видом наказания по действующему уголовному законодательству России: монография. Рязань : Академия ФСИН России, 2013. 192 с.
17. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
18. Концепция совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения в Республике Беларусь: утвержденная указом Президента Республики Беларусь от 23.12.2010 г.: текст по состоянию на 16.04.2013 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2020.
19. Коробова И.Н., Давыдова И.А. Гуманизм как принцип уголовно-исполнительного законодательства // Юридическая мысль. – 2017. № 5 (103). – С. 69.
20. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. Режим доступа : http://xn--h1akkl.xnp1ai/ structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20harka%20UIS
21. Кузнецова, Н. Ф. Уголовный кодекс Швеции. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2011. – 320 с.
22. Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-паталогическое явление / сост. и предисл. В. С. Овчинского. М., 2018. VI. 104 с.
23. Лукашев, А.И. Уголовный кодекс Республики Беларусь: сравнительный анализ и комментарий. – Минск: Тесей, 2012. – 672 с.
24. Михайлов К.В. Уголовно-правовой институт освобождения от наказания. М.: Юрлитинформ, 2018. 312 с.
25. Мичулис, Э.Ф. Уголовное право. Общая часть: в определения и схемах: уч. пособие./Э.Ф. Мичулис, А.А. Шардаков, И.С. Яцута; под общей редакцией Э.Ф. Мичулиса. - Минск: Тесей, 2007. - 224с.
26. Мутасова М.А. Проблема законодательного закрепления принципа справедливости // Социально-экономические явления и процессы. 2019. Т. 10, № 7. С. 172-183.
27. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка и др.; под ред. А. В. Баркова, В. М. Хомича. - 2-е изд., с изм. и доп. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. - 1063 с.
28. Никитин Е. Л., Кустов М. Н. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, мест содержания задержанных и заключенных под стражу : учеб. пособие. СПб., 2018. 64 с.
29. Осокин Р. Б. О необходимости разработки концептуальных основ противодействия преступлениям против общественной жизни // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Вып. 3 (95). С. 236-239.
30. Плюснин, А.М. Организационно-правовые вопросы условно-досрочного освобождения осужденных к лишению свободы : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - С. 51.
31. Правонарушение в Республике Беларусь: статистический сборник/ Национальный статистический комитет Республики Беларусь; ред. И. В. Медведева [и др.]. – Минск: Белстат, 2019. – 506 с.
32. Примаченок, А.А. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: С учётом изменений и дополнений, внесённых в УК по состоянию на 1 марта 2008 Года / А.А. Примаченок. – 6-е издание, дополненное. – Минск: Молодёжное, 2008. – 150 с.
33. Принципы уголовно-исполнительного права: общетеоретический и отраслевой аспекты / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. 704 с.
34. Репьева А. М. Роль общеправовых принципов в системе принципов уголовно-исполнительного права // Вестник Кузбасского института. 2018. № 3(36). С. 87–94.
35. Ткачевский Ю.М. Избранные труды / Составление А.В. Пашковской; вступительные статьи В.С. Комиссарова, Н.Е. Крыловой. СПб.: Юридический центр-Пресс, 2010. 597 с.
36. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь, 11 янв. 2000 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Бела¬русь. - Минск, 2020; Нац. реестр право¬вых актов Респ. Беларусь. - 2020. - №140. – 2/1877.
37. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. №295-З: принят Палатой представителей 24 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года: Текст Кодекса по состоянию на 16.04.2013 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2020.
38. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : Одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : с изм. и доп. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
39. Шарков, А.В. Уголовно-исполнительная система Республики Беларусь: история и современность: монография / А.В. Шарков. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2010. – 323 с.
40. Шелестюков В. Н. Принципы уголовно-исполнительного права // Бизнес в законе. 2010. № 5. С. 89–91.