Введение
1 Теоретические аспекты организации налогового контроля
1.1 Историко-правовой аспект становления и развития налогового контроля
1.2 Налоговое законодательство как инструмент и основа осуществления налогового контроля
2 Организация и проведение налогового контроля в Республике Беларусь
2.1 Основы планирования контрольной деятельности в Республике Беларусь
2.2 Порядок проведения налоговых проверок и оформления результатов
3 Совершенствование налогового контроля в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Контроль в первую очередь надо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, другими словами, как самостоятельную функцию управления, которая имеет конкретную направленность и определенное содержание. В обществе, где находятся товарно-денежные отношения, необходим финансовый контроль. Главным содержанием финансового контроля в условиях рынка являются обеспечение качества и эффективности финансово-хозяйственного управления, защита финансовых интересов государства и его граждан.
В Республике Беларусь экономическая система государства приводится в действие и управляется посредством норм финансового права. Законность и устойчивость особенно важны в таких областях, как установление налогов и иных платежей в соответствующий бюджет и регулирование иной бюджетной деятельности страны.
Для обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов создаются специализированные государственные органы, которые имеют властные полномочия по контролю и надзору в области налоговых правоотношений.
Особая значимость налогового контроля состоит в том, что при помощи его достигается упорядоченность налоговых правоотношений в государстве. С помощью механизма налогового контроля налоговые органы могут проверять соблюдение налогоплательщиком законодательства Республики Беларусь о налогах и сборах, а конкретно по уплате налогов, выявляют допущенные налогоплательщиками различные правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и различных штрафных санкций.
Актуальность данной темы заключается в том, что существуют определенные проблемы в налоговом контроле Республики Беларусь, которые необходимо преодолеть. Следовательно, целью данной работы является рассмотрение содержания, организации и выявление направлений совершенствования налогового контроля в Республике Беларусь.
1 Теоретические аспекты организации налогового контроля
1.1 Историко-правовой аспект становления и развития налогового контроля
Контроль со стороны государства начинал существовать одновременно с появлением самого государства. Одним из ключевых направлений такого контроля является финансовый контроль. Впервые о финансовом контроле упоминается ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Например, в Афинах управление финансами осуществлялось по двум спектрам:
1) налоговые сборы;
2) обеспечение хранения, контроль и отчётность сборов.
В Древнем Риме во времена императора Августа Октавиана впервые проводилась перепись имущества граждан. Собственник земли был обязан оценить свое имущество. Сведения содержали: наименование каждого подворья, к какой общине оно относится и на какой территории находится, а также кто является его двумя соседями; пол и возраст всех членов семьи; количество земли. Налоговые документы хранились в финансовых органах и служили основой для последующих переписей.
Что касается нашего государства, то в историческом аспекте становления налогового контроля можно выделить три обширных периода: средневековый, советский и современный. На начальном этапе появления и становления налогового контроля можно говорить только о создании органов, осуществляющих контрольные функции в сфере финансов. Эти органы были хаотично созданы, часто сочетали в себе не только налоговые функции, но и иные государственные. Сборщики налогов различались по статусу и полномочиям [4, с. 121].
2 Организация и проведение налогового контроля в Республике Беларусь
2.1 Основы планирования контрольной деятельности в Республике Беларусь
В Республике Беларусь на этапе развития отношений в сфере налогообложения, постоянного совершенствования налогового регулирования необходимо развивать организационно–правовые механизмы, которые позволяют государству реализовывать свои интересы при осуществлении налоговых изъятий. Среди таких механизмов наиболее важным и значимым является налоговый контроль.
Необходимость налогового контроля объясняется наличием частого уклонения плательщиков от налогообложения. В итоге государство недополучает значительные суммы налоговых платежей. Без эффективной работы налоговых органов в области контроля невозможно выполнение государством своих непосредственных функций.
На сегодняшний день вопросы налогового контроля в Республике Беларусь регулируются главой 9 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь [1]. Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.
Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является налоговая проверка, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются плательщиками в налоговые органы из–за нежелания уплачивать налоги и, тем самым, снижать свое финансовое благополучие. Экономика не в состоянии нормально функционировать, если бизнес не развивается в легальных формах, а правительство не способно собирать налоги [7, с. 5].
3 Совершенствование налогового контроля в Республике Беларусь
Эффективный и действенный налоговый контроль является обязательным условием реализации государственных интересов в налоговой сфере. Ключевая роль налогового контроля обусловлена необходимостью обеспечения доходной части бюджетов всех уровней, которая создается в основном за счет налогов. Налоговый контроль представляет собой систему специальных форм и методов, призванную обеспечить надлежащее поведение налогоплательщика по исполнению налогового законодательства в области своевременности и правильности уплаты налогов и сборов в бюджет и контролирующего органа по выявлению и предотвращению налоговых нарушений [20].
Таким образом, деятельность налоговых органов направлена на пополнение государственного бюджета за счет дисциплинированности плательщиков налогов. По мере развития предпринимательства как одного из рычагов развития экономики, внедрение и проведение налогового контроля должно положительно воздействовать на его развитие, постоянно повышая деловую 198 активность, что в свою очередь будет способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджет. Проведение налогового контроля в Республике Беларусь регламентируется следующими нормативными документами:
1) Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;
2) Налоговый кодекс Республики Беларусь;
3) Положение о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2010 № 426;
4) Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.04.2019 № 24 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами и установлении форм документов».
Заключение
Налоговый контроль – это регламентированная законодательством деятельность уполномоченных на то государством органов, обеспечивающая учет субъектов и объектов (предметов) налогообложения, правильность исчисления, своевременность и полноту внесения налогов и обязательных неналоговых платежей в централизованные денежные фонды государства.
Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (организации, граждане).
Цель проведения налогового контроля - выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков. При этом налоги, как элемент налогового контроля, являются важной составляющей экономической безопасности, поскольку обеспечивают все уровни экономической системы финансовыми ресурсами, позволяющими обеспечить состояние защищенности экономики.
Новая веха развития и становления налогового контроля началась вместе с периодом образования Республики Беларусь. Назрела необходимость перехода к рыночной экономике стали образовываться субъекты негосударственной формы собственности.
Это было связано с необходимостью создания и укрепления частного сектора экономики, что в свою очередь вызвало необходимость изменения прежней системы налогового контроля. Уже в 1990 году в системе Министерства финансов была создана государственная налоговая служба, которая состояла из Главного управления государственной налоговой инспекции Министерства Финансов и 185 инспекций по областям, городам, районам и районам в городах.
Система налоговых органов Республики Беларусь включает Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и иные уполномоченные государственные органы.
1 Аналитическое направление теории налогового бремени [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://finances.social/nalogooblojenie_836/analiticheskoe-napravlenie-teorii-nalogovogo-69923.html-
2 Амарин, В. В. Об итогах исполнения бюджета Республики Беларусь за 2015 год и задачах финансовых органов на 2016 год / В.В. Амарин // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 3. – С. 6-10.
3 Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова – Минск: Академия управления при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 775 с.
4 Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: Учеб. пособие / Н. А. Мельникова. – Мн.: БГУ, 2004. – 235 с.
5 Бобок, В. Национальные налоговые системы стран ЕС / В. Бобок // Экономист. – 2014. – № 11. – С. 91-96.
6 Бутько, Ю. В. Изменения налогового законодательства 2012 года для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения / Ю. В. Бутько // Налоги Беларуси. – 2014. – № 10. – С. 47-51.
7 Воронин, С. А. Формирование налоговой политики в условиях модернизации экономики / С.А. Воронин, Ф.Т. Абдувалиев // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Респ. Беларусь. – 2015. – № 1. – С. 4-9.
8 Дешко, Е. Налоговая система: экономический регулятор социального государства / Е. Дешко // Налоги Беларуси. – 2015. – № 18. – С. 4-9.
9 Еськова, С. В. Налоговое стимулирование развития транспортно-логистической системы Республики Беларусь / С. В. Еськова // Налоги Беларуси. – 2015. – № 22. – С. 43-47.
10 Ефимова, И. Проверьте, можете ли вы применять упрощенную систему налогообложения : (комментарий к отдельным нормам гл. 34 Налогового кодекса Республики Беларусь) / И. Жданович // Гл. бухгалтер. – 2015. – № 18. – С. 25-27.
11 Кривая Лаффера [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economicportal.ru/ponyatiya-all/krivaya-laffera.html
12 Кийко, Д. Пути совершенствования налоговой системы / Д. Кийко // Финансы, учет, аудит. – 2015. – № 3. – С. 21-25.
13 Киреева, Е. Ф. Национальная налоговая система: направления и перспективы модернизации / Е. Ф. Киреева, И. А. Лукьянова // Белорусский экономический журнал. – 2015. – № 2. – С. 84-98.
14 Клепча, И. Налоговая система: ориентир – на развитие / И. Клепча, И. Скринников, И. Криворощенко // Налоги Беларуси. – 2016. – № 26. – С. 9-11.
15 Климашевский, С. С. Налоговая система Республики Беларусь: состояние и направления развития / С.С. Климашевский // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2015. – № 11. – С. 41-45.
16 Лаппо, Т. М. Актуальные вопросы определения организациями налоговой базы налога при упрощенной системе налогообложения / Т. М. Лаппо // Налоги Беларуси. – 2015. – № 34. – С. 34.
17 Малис, Н. И. Налоговая политика ближайшего будущего / Н. И. Малис // Финансы. – 2015. – № 5. – С. 48–51.
18 Налоги и налогообложение: учебное пособие / Под общей редакцией к.э.н., доцента Лазуриной О. М. – Ярославль: МФЮА, 2014. – 220 с.
19 Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть): Закон Республики Беларусь от 19.12.2002 г. № 166-9: с изм. и доп.: текст по состоянию на 31.12.2013 г. Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
20 Направления развития налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях [Электронный ресурс]/ Сайт sci-article публикация научных статей. – Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1430242911.
21 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2015. – № 4. – С. 6-98.
22 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) : Закон Республики Беларусь от 29.12.2009 №71-3 / Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2013. Режим доступа: http://www.nbrb.by/.
23 Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2013. Режим доступа: http://belstat.gov.by
24 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/yd2014.pdf .
25 Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 30 апреля 2019 г. № 24 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами и установлении форм документов» [Электронный ресурс]/Министерство налогов и сборов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/metody-i-sposoby-provedeniya-proverok/.
26 Республика Беларусь вошла в топ-60 по показателю «Налогообложение» в рейтинге Всемирного банка « Ведение бизнеса 2015» [Электронный ресурс]/Министерство налогов и сборов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/world_bank/view/respublika-belarus-voshla-v-top- 60-po-pokazatelju-nalogooblozhenie-v-rejtinge-vsemirnogo-banka-vedenie-14184.
27 Статистический сборник Республики Беларусь: стат. сборник / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск, 2019. – 519 с.
28 Таипов, Т. А. Функционирование налоговой системы в условиях рисков / Т.А. Таипов // Аграрная экономика. – 2015. – №6. – С. 62-65.