Введение
Глава 1 Общие положения о праве собственности
1.1 Экономическое правосудие в Республике Беларусь: история и современность
1.2 Понятие собственности и права собственности
Глава 2 Структура, задачи и значение экономического правосудия
2.1 Понятие экономического правосудия
2.2 Задачи экономического правосудия
2.3 Значение экономического правосудия
Глава 3 Состояние и тенденции дальнейшего развития сферы экономического правосудия
3.1 Состояние сферы экономического правосудия
3.2 Состав, компетенция и порядок работы экономических судов областей и города Минска
Заключение
Список использованных источников
Введение
Термин «собственность» нередко употребляется в самых разнообразных значениях. В одних случаях его используют как синоним, эквивалент понятий «имущество» или «вещи». В других случаях считают, что речь идет о сугубо экономическом отношении, а иногда, напротив, это понятие отождествляют с чисто юридической категорией - правом собственности и т. д.
Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений. В одних случаях эти попытки приводили к успеху, в других терпели крах. Бывало, что общество действительно переходило на новую, более высокую ступень своего развития. Но случалось, что в результате ломки отношений собственности общество оказывалось отброшенным далеко назад и попадало в трясину, из которой не знало, как выбраться.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года и завершилась катастрофой, последствия которой будут сказываться еще не на одном поколении. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель – вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, сформировать широкий слой частных собственников, который стал бы социальной опорой нынешнего режима.
Собственность – необходимая предпосылка всякого производства. Она присуща любому обществу, любой общественно-экономической формации, она была и при первобытнообщинном строе и будет существовать всегда. Собственность как производственное отношение означает состояние принадлежности средств и продуктов труда индивидууму, лицам, группам, классам или всему обществу, обеспечивающее их использование и распоряжение, а, следовательно, и продолжающийся процесс их дальнейшего присвоения. В эпоху социализма собственность на средства производства была государственной.
Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь содержание права собственности состоит в том, что собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом [7]. Такая трактовка содержания права собственности является общепринятой в отечественном праве и сформировалась еще до революции.
Глава 1 Общие положения о праве собственности
1.1 Экономическое правосудие в Республике Беларусь: история и современность
С принятием в 1991 году Закона «О хозяйственном суде в Республике Беларусь» [12] на смену государственным и ведомственным арбитражам пришли хозяйственные суды.
В 1991 году был принят первый Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь [2], который регламентировал производство в хозяйственных судах и был призван превратить бывшие государственные арбитражи в полноценные органы правосудия.
Необходимость дальнейшего совершенствования хозяйственного процессуального законодательства привела к разработке и принятию в 1998 году двух новых актов: Закона Республики Беларусь «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» [12] и Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь. [2] Такая активность в разработке хозяйственного процессуального законодательства объяснялась динамичным развитием и совершенствованием экономических отношений и законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.
В историю развития белорусской государственности и национального правосудия вошел 2013 год. Принятый Президентом Республики Беларусь в конце прошлого года и вступивший в действие с 1 января текущего года блок нормативных правовых актов (Декрет № 6 [6] и вытекающие из него Указы №529 [8] и № 530 [9]) серьезно изменил структуру судебной системы страны, передал ей новые функции и полномочия. В соответствии с Декретом Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд с 1 января 2014 года были объединены, образовав единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам – Верховный Суд, возглавляющий систему судов общей юрисдикции Республики Беларусь. Хозяйственные суды областей (города Минска) переименованы в экономические суды областей (города Минска).
Необходимо выделить следующие позитивные моменты такой реформы, которые ощутили граждане и субъекты хозяйствования: более понятная юрисдикция; гарантированность формирования единообразной судебной практики, направляемой единым высшим судебным органом; появившиеся возможности более оперативного внедрения экономичных, современных форм судопроизводства за счет консолидации ресурсной базы. По всей видимости, следует рассчитывать и на повышение качества организации исполнения судебных постановлений в результате ликвидации двойственности подчинения судебных исполнителей и создания единой службы принудительного исполнения.
Глава 2 Структура, задачи и значение экономического правосудия
2.1 Понятие экономического правосудия
В соответствии с законодательством Республики Беларусь, экономические Суды Республики Беларусь являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией, в пределах своей компетенции, правосудие в области экономических отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц (организаций и граждан), в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.
Единую систему экономического правосудия составляют Верховный Суд Республики Беларусь и экономические Суды областей (города Минска). В силу необходимости, по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Президентом Республики Беларусь могут создаваться специализированные экономические Суды по банкротству, вынесению решений в области земельного права, налогового и т.д.
О структурном составе и компетенции субъектов судебной системы в сфере экономического права, материал изложен в следующем вопросе настоящей курсовой работы. Следует отметить, что экономическое право является динамично развивающейся отраслью права, которая реагирует на изменения в общественных отношениях и экономике, совершенствуя экономическое судопроизводство.
Функционально - организационными принципами экономического правосудия в Республике Беларусь являются такие положения как принцип законности, основанный на том, что экономический суд должен строго и неукоснительно соблюдать порядок разрешения правовых споров, выносить законные и обоснованные судебные акты, исполнять их, строго соблюдать правила экономического судопроизводства; приоритет норм и принципов международного права; принцип осуществления правосудия в сфере экономической деятельности только экономическими Судами Республики Беларусь;
принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в экономическом Суде Республики Беларусь;
принцип независимости судей экономических Судов Республики Беларусь при осуществлении правосудия и подчинение их только закону;
принцип равенства субъектов хозяйствования перед законом;
государственный язык экономического судопроизводства, заключающийся в том, что судопроизводство в экономических Судах Республики Беларусь ведется на одном из государственных языков Республики Беларусь.
Глава 3 Состояние и тенденции дальнейшего развития сферы экономического правосудия
3.1 Состояние сферы экономического правосудия
Судебная система, являясь органической частью государственного механизма, постоянно находится в процессе совершенствования. За прошедшие со времени первого съезда судей годы в этом направлении сделано немало. Существенно усовершенствована законодательная база функционирования судов, позволяющая на уровне современных требований разрешать гражданские, хозяйственные, трудовые и иные споры, более демократично, на основе состязательности сторон, вести уголовный процесс. Оптимизирована структура судебной системы и ее звеньев, значительные усовершенствования сделаны практически по всем другим аспектам деятельности судов. Так, во многих судах существенно улучшена досудебная подготовка материалов, что очень важно. Качество этой подготовки в значительной степени определяет весь ход судебного процесса и влияет в конечном счете на выносимое судом решение по делу. За последние годы произошли позитивные сдвиги в культуре судебного процесса в целом. Высокая культура этого процесса предполагает создание его участникам всех необходимых условий для полной реализации каждым из них своих прав и обязанностей. Непреходящее значение имеет принцип осуществления судебного процесса в строгом соответствии с законом.
Практически шесть лет экономические суды работают в новой системе координат – в единой системе судов общей юрисдикции, и реформа достигла той главной цели, ради которой была задумана – обеспечение единства судебной практики. Именно объединение судебной системы страны под единым организационным и судебным контролем Верховного Суда позволяет успешно синхронизировать судебную практику при применении различными судами одних и тех же норм гражданского, административного, таможенного, налогового законодательства.
Также в результате реформы сохранен один из основополагающих принципов построения организационной структуры судебных органов – принцип специализации. Если говорить об экономическом правосудии, то этот принцип в единой судебной системе находит свое практическое развитие в функционировании экономических судов областей и города Минска, а также судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда.
Положительным результатом реформирования следует считать и сохранение положительной динамики качества экономического правосудия. Сравнительные данные судебной статистики говорят о том, что снижения качества экономического правосудия не произошло. Кроме того, совершенствование судебной системы не повлекло для судей экономических судов изменения статуса судьи. Все правовые и материальные гарантии сохранены.
По результатам проведенного исследования и изучения вопросов, касающихся права собственности, можно сделать следующие выводы.
Право собственности относится к числу вещных прав, наряду с правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, правом пожизненного наследуемого владения земельным участком, правом постоянного пользования земельным участком, сервитутами и другими, установленными законом. Право собственности является абсолютным вещным правом и выгодно отличается от иных вещных прав. Правомочия собственника ограничены только законом. Права активного субъекта любого другого вещного правоотношения ограничены не только законодательными актами, но и собственником, с которыми он состоит в относительном правоотношении.
Статья 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь закрепляет «триаду» правомочий собственника в отношении его имущества: право владения, пользования и распоряжения имуществом. Раскрывая содержание права собственности, кодекс не отвечает на вопрос о том, каково содержание каждого из этих правомочий собственника. Гражданский кодекс 1964 года содержал определения каждого из них.
Все правомочия собственника органически взаимосвязаны. Особенно это проявляется при осуществлении собственником правомочий владения и пользования. Например, для такого объекта права частной собственности, как жилой дом, без правомочия владения нельзя говорить о правомочии пользования им. Правомочие владения может быть передано собственником третьим лицам по договору (например, договор найма жилого помещения). Но передача правомочия владения уже является реализацией собственником правомочия распоряжения.
В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, в любом количестве и вне зависимости от стоимости. Статья 210 ГК Республики Беларусь определяет, что под правом собственности понимается возможность совершения любых действий собственником по своему усмотрению, но, несмотря на широту своих действий в отношении закрепленного за ним имущества, собственник ограничен в них указаниями закона, правами и интересами других лиц. Как видим, в трактовке данного права белорусский закон отошел от триады полномочий собственника. Введены понятия ограничений и обременений права собственности. Под обременением понимается установление дополнительных прав на объект, а ограничения – сужение пределов субъективного права, не сопровождающееся установлением каких-либо дополнительных прав. Право собственности в ряде случаев может быть ограничено.
Собственник, по общему правилу, несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии, а также риск случайной гибели имущества (ст. 211 и 212 ГК).
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188. – 1/6032.
2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 15 дек. 1998 г., № 219–З (с изм. и доп.) // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1999. – № 13–14. – Ст. 195; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2018. – 2/2562.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218–З (с изм. и доп.) // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1999. – № 7–9. – Ст. 101; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 8. – 2/1793.
4. О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования судопроизводства в судах, рассматривающих экономические дела: Закон Республики Беларусь от 1 июля 2014 г. №174-З530 Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь 8 июля 2014 г. № 2/2172
5. Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Республики Беларусь, 18.07.2011 г. № 300-З // Нац. правовой Интернет–портал Респ. Беларусь. – 22.07.2015. – 2/2304.
6. О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 6 Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь 29 ноября 2013 г. № 1/14651
7. О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц: Указ Президента Республики Беларусь, 15.10.2007г. № 498 // Нац. правовой Интернет–портал Респ. Беларусь. – 12.12.2018. – 1/18064.
8. О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529 Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь 29 ноября 2013 г. № 1/14649
9. О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов: Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530 Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь 29 ноября 2013 г. № 1/14650
10. О некоторых вопросах нотариальной деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 366 Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь 16 августа 2011 г. № 1/12779
11. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2015 г. № 195
12. Решение Конституционного Суда Республики Беларусь. О судебном обжаловании решений государственных органов по вопросам налогообложения (разъяснений налогового законодательства)
13. Пути совершенствования судебной системы Республики Беларусь: Судовывесн i к. – 2014. - №1. –с.6
14. Коуз Р.Г. Фирма, рынок и право. М., 1993. С. 92—149.
15. Гласность как современное условие осуществления правосудия: Судовывесн i к. – 2014. - №1. –с.26
16. Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие -2018. – №7 – с. 2
17. Гласность как современное условие осуществления правосудия: Судовывесн i к. – 2014. - №1. –с.26
18. Alchia№ A.A., Demsetz H. The Property Rights Paradigm // J. of Eco№omic History. - 1973. Vol. 33. № 1. P. 16—27.