Введение
1 Международный кредит
1.1 Понятие международного кредита, его сущность
1.2 Формы и функции международного кредита
2 Особенности кредитных отношений в международной торговле
2.1 Понятие кредитных отношений в международной торговле
2.2 Отдельные вопросы кредитных отношений в международной торговле
3 Республика Беларусь в международных кредитных отношениях
Заключение
Список использованных источников
Введение
Международный кредит, как и любая экономическая категория, должен определяться в комплексе экономических отношений, факторов и объектов, которым он служит. С этих позиций можно дать следующее научное и теоретическое определение международного кредита. Международный кредит - это движение ссудного капитала в области международных экономических отношений, которое заключается в предоставлении валютных и товарных ресурсов на платной, срочной, возвратной основе. В международном займе участвуют две стороны: заемщик, тот, кто получает кредит, и заимодатель, который предоставляет. Объективной основой для возникновения и развития международного кредита стало выпуск продукции для национальных рамок под влиянием развития внешней торговли, усиления интернационализации экономических отношений, международной обобществления капитала, специализации и совместного производства, научно-технический прогресс.
Международный кредит отличается от национального кредита по размеру, поскольку в этом случае традиционные источники кредитования расширяются из-за их одновременного привлечения из ряда стран. На определенных этапах процесса воспроизводства возникает объективная потребность в международном займе. Это связано с обращением средств в национальной и международной экономике; особенности процессов производства и продаж; различия в объеме и сроках внешнеэкономических операций; необходимость одновременных крупных инвестиций.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с кредитными отношениями в международной торговле.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с кредитными отношениями в международной торговле.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с кредитными отношениями в международной торговле.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть понятие международного кредита, его сущность;
- определить формы и функции международного кредита;
- рассмотреть понятие кредитных отношений в международной торговле;
- рассмотреть отдельные вопросы кредитных отношений в международной торговле;
- определить Республику Беларусь в международных кредитных отношениях.
К методам, используемым в ходе проводимого исследования, следует отнести:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод.
1 Международный кредит
1.1 Понятие международного кредита, его сущность
Международный кредит участвует в обороте капитала на всех его этапах: когда денежный капитал превращается в производство путем покупки импортного оборудования, сырья, топлива; в процессе производства в виде кредитов на незавершенное производство; при продаже продукции на мировых рынках. Таким образом, международный кредит обслуживает все стадии репродуктивного процесса и тесно связан с внутренним [11].
Международный кредит выполняет ряд функций, которые по существу отражают специфику движения земельных активов в мировой экономике.
1. Трансграничная передача капитала между странами для удовлетворения потребностей расширенного воспроизводства. Международный кредит помогает согласовать национальные нормы доходности со средними мировыми показателями.
2. Сокращение издержек обращения в области международных платежей за счет замены реальных денег кредитом, развития и ускорения безналичных платежей и замены наличной иностранной наличности международным займом. Именно на основе международного займа возникли кредитные линии международных расчетов: векселя, чеки, банковские переводы, депозитные сертификаты.
3. Ускорение концентрации и централизации капитала. Привлечение внешних займов ускоряет процесс капитализации прибавочной стоимости, раздвигая границы индивидуальных сбережений и сбережений. Международный кредит облегчает процесс капитализации капитала, создание транснациональных компаний и банков.
4. Международный кредит является инструментом регулирования всего мирового финансового рынка, в то же время сам является объектом регулирования.
Государственный долг-это то, сколько страна должна кредиторам за пределами себя. К ним могут относиться частные лица, предприятия и даже другие правительства.
Не стоит путать государственный долг с внешним долгом. Государственный долг влияет на внешний долг, потому что если процентные ставки возрастут на государственный долг, они также возрастут для всех частных долгов. Это одна из причин, по которой компании заставляют свои правительства держать государственный долг в разумных пределах.
В краткосрочной перспективе государственный долг является хорошим способом для стран получить дополнительные средства для инвестиций в их экономический рост. Государственный долг является безопасным способом для иностранцев инвестировать в страну, покупая государственные облигации.
2 Особенности кредитных отношений в международной торговле
2.1 Понятие кредитных отношений в международной торговле
Международный кредит играет важную роль в стимулировании экономического роста стран. Способность развиваться на заемные средства ускоряет развитие и увеличивает массу прибыли. Разумное использование международного кредита способствует росту экономического потенциала страны-заемщика, стимулирует внешнеэкономическую деятельность страны, создает благоприятные условия для иностранных частных иностранных инвестиций, обеспечивает бесперебойные международные расчеты и операции с иностранной валютой, обслуживающие внешнеэкономические связи страны, повышает экономическую эффективность внешней торговли и др. внешнеэкономической деятельности. Стоимость и доступность кредита являются важными факторами, влияющими на экономическую активность.
Кроме того, международный кредит способствует внедрению новых технологий и производства, и тем самым повышает уровень качества производительных сил страны и качества национальных товаров, стимулирует рост занятости и производительности труда, повышает конкурентоспособность страны на мировом рынке и тем самым стимулирует конкурентоспособную ренту в международной экономике [16].
Суть международного факторинга заключается в том, что внешнеэкономическая деятельность факторинговых компаний и банковских факторинговых отделов направлена, прежде всего, на решение проблем дефолтных рисков и оптимизацию сроков расчетов между поставщиками и потребителями и повышение стабильности этих отношений. Если существуют валютные ограничения на срок оплаты страны-экспортера, эта услуга становится достаточно прибыльной. Авизование средств экспортеру до истечения срока, факторинговая компания кредитует его. Сумма кредита составляет от 70 до 90% от суммы счета, в зависимости от кредитоспособности клиента. Оставшиеся 10–30% после вычета процентов за кредит и комиссионных за услуги зачисляются на счет клиента. Эти средства используются для покрытия коммерческих рисков, не принятых факторинговой компанией. Процент за факторинговые кредиты обычно на 2–4% выше официальной ставки дисконтирования; Таким образом, факторинговая компания получила высокую прибыль.
Факторинг выгоден для крупных фирм-экспортеров, имеющих широкую клиентуру, значительные отсрочки платежей и незначительную наличность. Современный факторинг помогает бизнесу бороться с негативными сторонами коммерческого кредита. Существует три вида международного факторинга с точки зрения заключения договора:
- Взаимный предусматривает взаимодействие двух факторинг-компаний, обслуживающих внешнеэкономическую сделку соответственно в стране экспортера и импортера;
- прямой импортный заключение экспортером (при регулярных сделках) договора о факторинговом обслуживании в стране импортера путем инкассации экспортной выручки или выдачи платежной гарантии за импортера;
- прямой экспортный заключение экспортером в своей стране договора с факторинговой компанией, которая берет на себя кредитный риск; при этом варианте факторинговая компания осуществляет оценку платежеспособности импортера и инкассацию выставленных на него счетов-фактур.
3 Республика Беларусь в международных кредитных отношениях
В современной литературе государственный долг классифицируется по различным признакам. Основной его классификацией является деление на внутренний и внешний. В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь внешним государственным долгом является сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам и подлежащие исполнению обязательства по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам на определенный момент времени [16].
Внешние государственные займы в Республике Беларусь могут привлекаться в разных формах. Во-первых, в форме займов (кредитов) в иностранной валюте (иностранные кредиты), предоставляемых Республике Беларусь как заемщику или резидентам Республики Беларусь под государственную гарантию международными организациями, иностранными государствами, иными нерезидентами Республики Беларусь. Во-вторых, в форме государственных ценных бумаг, размещенных на внешних финансовых рынках, в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг. Внешние государственные займы привлекаются в пределах лимита внешнего государственного долга, установленного законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год с предварительного согласия Президента. Так, на 2018 г. лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь утвержден в размере 19,6 млрд долл. США; лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 3 млрд долл. США [11]. Законодательно закреплен также перечень внешних государственных займов, обслуживание и погашение которых осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета.
По данным Министерства финансов Республики Беларусь, общая сумма государственного долга Республики Беларусь на 01.01.2018 составила 42 172,5 млн бел. руб. и увеличилась по сравнению с началом 2017 г. на 5 214,5 млн бел. руб., или на 14,11 %. На внешний государственный долг по состоянию на 01.01.2018 пришлось 16 726,8 млн долл. США, что на 3 081,7 млн долл. США больше, чем по состоянию на 01.01.2017 (или на 22,58 %). При этом тренд увеличения внешнего государственного долга совпадает с трендом увеличения государственного долга республики [11].
В последние годы роль внешних источников финансирования государственного долга значительно возросла. В то же время заимствование на финансовом рынке требует сбалансированного подхода для обеспечения долгосрочной макроэкономической стабильности.
Республика Беларусь должна рассматривать государственные облигации, размещаемые на внешних финансовых рынках, как перспективные внешние источники финансирования государственного долга, роль которых возрастает при одновременном увеличении доли долговых источников финансирования в структуре внешнего государственного долга республики. Беларуси (с 6,27% на 01.01.2016 г. до 12,78% на 01.01.2016 г.).
Заключение
Таким образом, в ходе проведенного исследования было установлено, что внешний государственный долг Республики Беларусь характеризуется тенденцией к росту.
А наибольший удельный вес в структуре внешнего государственного долга Республики Беларусь занимают кредиты и займы, на втором месте расположились долговые ценные бумаги, размещенные на внешних финансовых рынках.
Еще одной функцией международного кредита является ускорение концентрации и централизации капитала.
Так как привлекаются иностранные кредиты, ускоряется процесс капитализации прибавочной стоимости, также сдвигаются границы иностранного накопления, капиталы предпринимателей определенной страны увеличиваются за счет присвоения средств других стран. Международный кредит является фактором превращения индивидуальных, частных предприятий в акционерные общества, создание фирм, монополий и т.д.
Также международный кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства, также его увеличение.
Он способствует интернационализации производства и обмена, а также углублению международного разделения труда. Международный кредит способствует усилению диспропорции общественного производства, при этом стимулирует неравномерное расширение прибыльных отраслей, останавливает развитие тех отраслей, которые не используют иностранные заемные средства.
Также международный кредит используют для укрепления позиций заграничных кредиторов в конкурентной битве.
В качестве ключевого внешнего источника финансирования государственного долга следует рассматривать выпуск «панда-облигаций» («Panda Bonds»). Данный инструмент позволяет использовать возможности доступа к финансовому рынку Китая, диверсифицировать инвестиционный портфель, получить источник финансирования проектов и обязательств, номинированных в китайских юанях.
Дебютная эмиссия Республикой Беларусь суверенных облигаций на финансовом рынке Китая позволит протестировать возможности выхода на новый финансовый рынок, позволит заявить о себе в экономически растущем регионе, поможет повысить международные оценки и репутацию, будет содействовать дальнейшему укреплению китайско-белорусских отношений.
Немаловажным является и тот факт, что в случае успешной реализации Республикой Беларусь проекта по выпуску суверенных «панда-облигаций» Республика Беларусь станет одной из первых развивающихся стран, открывшей возможности финансового рынка Китая для себя и продемонстрировавших их для других развивающихся стран.
1. Деньги, кредит, банки: Учебник / колл. авт.; под ред. О. И. Лаврушина. 3е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006.
2. Хэррис Международные финансы / Хэррис, Дж. Мэнвилл. М.: Филинъ, 2016
3. Финансы и кредит: Учебное пособие / ред. А.М. Ковалева. М.: Финансы и статистика, 2014
4. Госдолг стран мира 2018 [Электронный ресурс] URL: http://fincan.ru/articles/15_gosdolg-stran-mira-2018/
5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/ Под ред. Красавиной Л.Н. – М.: Финансы и статистика, 2001.
6. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник для вузов (под ред. Поляка Г.Б.) Изд. 2-е М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-512с.
7. Деньги, кредит, банки: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В.Иванова, Б.И. Соколова. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006.-848 с.
8. Волгина Н.А. Международная экономика :уч. Пособие/ 2-ое изд., М.: Эксмо, 2010.-480 с.
9. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб.и доп. / Е.Ф. Жуков.М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
10. Беляева, С.В. Развитие конкурентных отношений в России / С.В. Беляева, Е.А. Остапенко // Финансово-экономические проблемы региональной экономики Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Ю.М. Скляровой. 2016. С. 145-149.
11. Лапина, Е.Н. Проблемы становления и развития небанковских кредитных учреждений в России / Е.Н. Лапина, Е.А. Остапенко // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. 2014. № 4 (32). С. 18.
12. Остапенко, Е.А. Инвестиционный инструмент обеспечения устойчивого развития социально-экономических подсистем с учетом их специализации / Е.А. Остапенко, С.Ю. Шамрина // Экономика. Бизнес. Банки. 2015. № 2 (11). С. 104-111.
13. Андреев В. П., 2017. Облигации в юанях как альтернативный источник заемных ресурсов // Деньги и кредит. № 5. С. 28–31.
14. Беларуси впервые присвоен суверенный кредитный рейтинг китайского агентства CCXI, 2018 // Белорусское телеграфное агентство. URL: https://www.belta.by/ special/economics/view/belarusi-vpervye-prisvoensuverennyj-kreditnyj-rejting-kitajskogo-agentstvaccxi-316347-2018
15. Бобрович В., 2017. «Панда-облигации» как инструмент привлечения несвязанных займов с финансового рынка Китая // Банковский вестник. № 4/645. С. 39–48.
16. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16.07.2008 № 412-З, 2008. URL: http://kodeksy.by/byudzhetnyykodeks
17. Государственный долг на 1 января 2016 г., 1 января 2017 г., 1 января 2018 г., 2018 // Министерство финансов Республики Беларусь. URL: http://www. minfin.gov.by/ru/public_debt/pressreleases
18. Закон РБ от 31.12.2017 № 86-З «О республиканском бюджете на 2018 год», 2017 // Министерство финансов Республики Беларусь. URL: http://www. minfin.gov.by/upload/bp/act/zakon_311217_86 z.pdf
19. Накопленный купонный доход по облигациям, 2018 // Блог ленивого инвестора. URL: https://smfanton. ru/fondovaya-birzha/nkd.html
20. О размещении еврооблигаций Республики Беларусь, 2017 // Министерство финансов Республики Беларусь. URL: http://www.minfin.gov.by/public_debt/pressreleases/6d350c964a0b45c1.html