ВВЕДЕНИЕ
Президент как реальный глава государства обладает достаточно широкими полномочиями в нормотворческой сфере.
Новая редакция Конституции не содержит прямого указания на то, что Глава государства одновременно является и главой исполнительной власти. Президент ныне как бы возвышается над всеми иными властными структурами. В этом кроется и его потенциал как субъекта нормотворчества.
Конституцией Республики Беларусь предусмотрены следующие виды правовых актов Президента — декреты, указы, распоряжения.
Декреты являются одним из новых видов актов Президента. По своему содержанию они являются актами нормативного характера.
Определение нормативности акта Президента имеет огромное значение. Во-первых, правильный выбор формы акта (например, указа или распоряжения) влияет на его легитимность; во-вторых, имеет значение для определения подведомственности рассмотрения жалобы в связи с принятием такого акта.
В Конституции и законе о Президенте Республики Беларусь определяется, когда Глава государства вправе издавать декреты.
Согласно ст. 101 Конституции Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.
Объект настоящей курсовой работы - общественные отношения, возникающие в процессе издания правовых актов Презилента Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 СИСТЕМА ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИЗДАВАЕМЫХ ПРЕЗИДЕНТОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Становление в Республике Беларусь правового государства находится в прямой зависимости от четкого разделения компетенции по вопросу принятия правовых актов между различными ветвями власти и, главным образом, между Президентом и Парламентом Республики Беларусь. Не менее важное значение имеет не только внешнее соотношение правовых актов различных государственных органов и должностных лиц. Как известно, Конституция Республики Беларусь формирует систему правовых актов Президента, включая в нее декреты, указы и распоряжения (ст.85). Очевидно, что внутреннее разграничение круга вопросов, по которым принимается то или иное решение главы государства, может оказать самое непосредственное влияние на развитие правовой государственности в Республике Беларусь.
Важность надлежащего оформления решений главы государства в настоящее время приобретает качественно новый характер, поскольку Конституция республики наделяет Президента правом принимать нормативные правовые акты по вопросам, подлежащим урегулированию на уровне закона.
Для выработки единообразной и соответствующей Конституции практики издания правовых актов Президента необходимо придерживаться определенных правил выбора формы правового акта, в которую надлежит облачить решение главы государства.
Система правовых актов Президента Республики Беларусь представляет собой закрепленную Конституцией Республики Беларусь взаимосвязанную совокупность решений Президента Республики Беларусь, посредством которых осуществляется выражение воли главы государства по вопросам, входящим в его компетенцию. Правовые акты Президента могут издаваться в форме декретов, указов и распоряжений.
ГЛАВА 2 ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ВРЕМЕННЫХ ДЕКРЕТОВ
Термин «декрет» имеет латинское происхождение становление, определение, указ, декрет; 2) принцип, дение (decretum) и означает: 1) решение, поста- главное правило, основоположение, тезис.
В Республике Беларусь временным декретам Президента, на наш взгляд, присущ ряд признаков.
Они носят экстраординарный (чрезвычайный) характер, т. е. издаются только при наличии особой необходимости. Понятие особой необходимости носит оценочный характер и законодательно не раскрывается. Вместе с тем важность единообразного его толкования была отмечена сразу же после внесения в 1996 г. изменений и дополнений в Конституцию. Так, уже в 1997 г. об-ращалось внимание на то, что «надо четко определить, что означает особая необходимость». Этот вопрос неоднократно поднимался и по следующем: «Законодателю четко определить, каких случаях необходимости" могут декреты, имеющие закона»; «целесообразно перечень случаев, особую необходимость принятия декретов» .
практике издании декретов на необходимость большинстве отсутствует, отсутствует аргументация, на та¬кой ситуации.
Одной гарантий компетенции по законов стать понятие необходимости, достаточно что исключить параллельного кодекса его путем временного (например, кодекс Бе-ларусь 26 1999 и Президента Беларусь 26 1999 № «О мерах совершенствованию отношений, трудовой исполнительской Уголовно-про-цессуальный Республики от июля г. Декрет Республики от января г. 2 некоторых единоличного судьей дел»).
ГЛАВА 3 ПРОЦЕСС ИЗДАНИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Многоплановость и сложность процесса издания правовых актов Президента обусловили необходимость издания множества актов за-конодательства, в той или иной степени затрагивающих вопросы про-цедуры принятия решений Президентом. Большое внимание, которое уделяется четкой регламентации процесса издания правовых актов Президента, вызвано значимостью конечного результата такой деятельности, как принятие правового, законного и обоснованного реше¬ния Главы государства.
Основные задачи, которые призван разрешить процесс издания правовых актов Президента, можно сформулировать следующим об-разом: 1) обеспечить полный и всесторонний учет интересов лиц, ко-торых касается принимаемый проект решения Президента; участие в издании актов Президента профильных государственных органов, осуществляющих государственное управление (государственную политику) в соответствующей сфере государственной деятельности; стабильность системы законодательства путем установления правил поведения, отвечающих реалиям настоящего и перспективам их раз¬вития в будущем, не требующих постоянной корректировки содержа¬ния документа; прозрачность и гласность процедуры издания актов Президента; 2) гарантировать соблюдение прав и законных интересов граждан при издании актов Президента; 3) привлечь к процессу издания правовых актов специалистов в той или иной сфере специальных познаний; 4) издать законный и обоснованный правовой акт Президента.
Процесс издания правовых актов Президента имеет много общего для всех видов правовых актов Главы государства и особенности, проявляющиеся в отношении отдельных видов.
ГЛАВА 4 АНАЛИЗ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Указы Президента формируют основную и наиболее распространенную группу актов Главы государства, выступающих в качестве одного из способов обеспечения реализации компетенции Президента. В силу того, что его основные полномочия сосредоточены в двух правовых сферах - правоприменительной и нормотворческой, указы сообразно этому делятся на правоприменительные и нормативно-правовые. Отдельные указы носят интерпретационный характер: при их помощи осуществляется толкование норм других актов Президента - декретов, указов.
Указы Президента обладают рядом отличительных признаков. Они (в отличие от декретов) не носят экстраординарного, делегированного характер, а предназначены разрешать вопросы, входящие в собственную компетенцию Президента. В силу этого Глава государства не должен согласовывать с Парламентом их принятие, за исключением случаев, прямо предусмотренных Конституцией (указы о введении на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного или военного положения, об объявлении полной или частичной мобилизации вносятся в 3-дневный срок на утверждение Совета Республики). Вместе с тем указы о введении чрезвычайного или военного положения, об объявлении мобилизации нельзя отнести к экстраординарным законодательным актам, поскольку они издаются в пределах компетенции Президента, но из-за важности правовых последствий, которые такие указы могут повлечь, а также в целях обеспечения правовых гарантий, связанных с ограничениями конституционных прав, свобод и интересов граждан, устанавливается дополнительная процедура в форме утверждения данного указа верхней палатой Парламента.
Конституция и иное законодательство связывают ряд ограничений в правах и охраняемых законом интересах граждан, наступление иных правовых последствий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Законы, де݅кр݅ет݅ы и ук݅аз݅ы Президента Ре݅сп݅уб݅ли݅ки Беларусь, ме݅жд݅ун݅ар݅од݅ны݅е договоры и иные об݅яз݅ат݅ел݅ьс݅тв݅а Республики Бе݅ла݅ру݅сь, акты ме݅жг݅ос݅уд݅ар݅ст݅ве݅нн݅ых образований, в которые вх݅од݅ит Республика Бе݅ла݅ру݅сь, постановления Со݅ве݅та Министров Ре݅сп݅уб݅ли݅ки Беларусь, Генерального пр݅ок݅ур݅ор݅а Республики Бе݅ла݅ру݅сь, акты др݅уг݅их государственных ор݅га݅но݅в, признанные Ко݅нс݅ти݅ту݅ци݅он݅ны݅м Судом не соответствующими Ко݅нс݅ти݅ту݅ци݅и либо ак݅та݅м, обладающим бо݅ле݅е высокой юр݅ид݅ич݅ес݅ко݅й силой, сч݅ит݅аю݅тс݅я утратившими си݅лу в це݅ло݅м или в определенной ча݅ст݅и с мо݅ме݅нт݅а, определяемого Ко݅нс݅ти݅ту݅ци݅он݅ны݅м Судом.
В и о Республики определяется, Глава вправе декреты.
Согласно Палата и Республики принятым голосов полного палат, предложению могут ему полномочия издание имеющих закона. Этот должен предмет регулирования и срок по݅лн݅ом݅оч݅ий Президента на издание де݅кр݅ет݅ов.
Н݅е допускается де݅ле݅ги݅ро݅ва݅ни݅е полномочий Пр݅ез݅ид݅ен݅ту на из݅да݅ни݅е декретов, пр݅ед݅ус݅ма݅тр݅ив݅аю݅щи݅х изменение и дополнение Ко݅нс݅ти݅ту݅ци݅и, ее то݅лк݅ов݅ан݅ие; изменение и дополнение пр݅ог݅ра݅мм݅ны݅х законов; ут݅ве݅рж݅де݅ни݅е республиканского бю݅дж݅ет݅а и от݅че݅та о ег݅о исполнении; из݅ме݅не݅ни݅е порядка вы݅бо݅ро݅в Президента и Парламента, ог݅ра݅ни݅че݅ни݅е конституционных пр݅ав и св݅об݅од граждан. За݅ко݅н о де݅ле݅ги݅ро݅ва݅ни݅и законодательных по݅лн݅ом݅оч݅ий Президенту не может ра݅зр݅еш݅ат݅ь ему из݅ме݅не݅ни݅е этого за݅ко݅на, а та݅кж݅е предоставлять пр݅ав݅о принимать но݅рм݅ы, имеющие об݅ра݅тн݅ую силу.
В особой Президент своей либо предложению может временные имеющие закона. такие издаются предложению они подписью Временные должны в срок для рассмотрения представителей, затем Республики. декреты силу, они отменены не двух голосов полного каждой палат. могут законом возникшие основе которые (ст. Конституции).
1. Баглай, М.В. Малая энциклопедия конституционного права / М.В. Баглай, В.А.Туманов. − М.: БЕК, 1998. − 519 с.
2. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А.Василевич. − Минск: Книжный Дом, 2005. – 320 с.
3. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. − Минск: Интерпрессервис, 2010. − 768 с.
4. Василевич, Г.А. Белорусское государство на рубеже веков / Г.А. Василевич − Минск: Право и экономика,2006.-444 с.
5. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь и вопросы правоприменения / Г.А. Василевич. − Минск: Право и экономика (Серия «Гуманитарные науки»), 2010. − 142 с.
6. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий / Г.А. Василевич − Минск: ГИУСТУ БГУ,2005. – 487 с.
7. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / Г.А. Василевич. − Минск: Книжный Дом, 2003. – 832 с.
8. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебное пособие / Г.А. Василевич. – Минск: Регистр, 2012. -192с.
9. Веремеенко, В.М. Конституционное право: учеб. пособие / В.М. Веремеенко, М.Д. Веремеенко. −Минск: изд-во Гревцова, 2014. – 488 с.
10. Демичёв, Д.М. Конституционное право: учебное пособие / Д.М. Демичёв. −Минск: Высшая школа, 2004. −351 с.
11. А. . декретов указов Республики в источников прав Право демократия: науч. Мн., Вып. С. 126.
12. Кивель, В.Н. Конституционное право Республики Беларусь: учебное пособие / В.Н. Кивель. − Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь , 2007−263 с.
13. Кивель, В.Н. Конституционное право: экспресс курс / В.Н. Кивель. − Минск: Современная школа, 2008. − 168с.
14. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. −Минск: Амалфея,2007−528 с.
15. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. пособие / В.А. Кодавбович, В.А.Круглов. −2−е изд., перер. и доп. −Минск: Амалфея, 2012. −512 с.