ВВЕДЕНИЕ
Банковская система, финансы - это стержень экономики, это кровеносная система страны. Проблем здесь очень много: высокие темпы инфляции, девальвация, дефицит иностранной валюты, множественность курсов, отрицательные процентные ставки по кредитам и депозитам, рост проблемных кредитов, снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Это далеко не полный перечень обозначившихся негативных тенденций, которые, по крайней мере, действуют угнетающе на нашу экономику. Все это непростые экономические вопросы, но на них необходимо найти практические ответы. Задачи повышения эффективности работы банковской системы в современных условиях приобретают особое значение.
Обеспечивая концентрацию и перелив финансовых ресурсов, банковская система питает и стимулирует развитие экономики государства. От ее работы во многом зависит результативность проводимой экономической политики, а в конечном итоге – экономическое положение государства в целом.
Цель настоящей курсовая работы – провести комплексный анализ структуры банковской системы Республики Беларусь и основных ее элементов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать историю развития банковской системы Республики Белаурсь;
- выявить структуру банковской системы Беларуси;
- проанализировать правовое положение основных элементов банковской системы;
- рассмотреть основы правового положения небанковских кредитно-финансовых организаций.
Объектом исследования являются правоотношения в сфере правового регулирования банковской деятельности.
Предмет исследования – нормативные правовые акты Республики Беларусь, труды ученых- правоведов.
При написании настоящей работы были использованы следующие методы: историко-правовой, сравнительный, анализа, синтеза, диалектический и другие.
1 Общая характеристика банковской системы
Республики Беларусь
Основы функционирования современной банковской системы закреплены в Конституции Республики Беларусь [1]. В ст. 136 данного акта сказано, что банковская система нашего государства состоит из Национального банка Республики Беларусь (далее - Национальный банк) и иных банков. На настоящем этапе эти положения получили развитие в Банковском кодексе Республики Беларусь (далее - БК) [2]. Его вступление в силу в 2001 году ознаменовало начало нового периода эволюции белорусской банковской системы.
Общая часть БК формулирует основополагающие для банковской деятельности понятия: банковское законодательство, банковская система, банк, небанковская кредитно-финансовая организация, банковская деятельность и др. В ней закреплены принципы банковской деятельности, организационно-правовой статус и компетенция Национального банка, принципы отношений между Национальным банком и государством (его органами), банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями; перечислены банковские операции и их виды; урегулированы основные аспекты взаимодействия субъектов и участников банковских правоотношений, правовое положение, порядок создания, функционирования и прекращения деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Кроме того, в Общей части БК содержатся нормы об ответственности субъектов и участников банковских правоотношений. Особенная часть БК посвящена правовому регулированию отдельных видов банковских операций - банковского кредита, факторинга, банковской гарантии, банковских вклада и счета, доверительного управления денежными средствами, расчетов, валютно-обменных операций, банковского хранения, инкассации.
До принятия БК среди ученых и практиков шли достаточно оживленные дискуссии, причем не только по поводу наполнения проекта, но и в целом относительно целесообразности кодификации банковского законодательства. Противники принятия БК в качестве аргумента приводили тот факт, что в мире отсутствует практика кодификации банковского законодательства [3, с. 24]. Деятельность кредитно-финансовых организаций регламентируется, как правило, несколькими законами, принятыми в разное время. Вместе с тем о кодификации банковского законодательства как о положительном явлении неоднократно говорили многие теоретики и практики - как белорусские, так и зарубежные. Например, в России предложение создать банковский кодекс было впервые выдвинуто в 1996 году. На протяжении четырех лет в Совете Федерации регулярно проводились заседания, посвященные этому вопросу [4, с. 2, 3]. В результате выполненной аналитической работы в октябре 2000 г. на рассмотрение Государственной Думы был предложен проект концепции банковского кодекса, однако он так и не был принят.
2 Организация банковской деятельности в Республике Беларусь
2.1 Правовое положение Национального банка Республики Беларусь
Национальный банк создан в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 21.12.1990 N 475-XII "О Национальном банке Белорусской ССР и банках на территории республики" на базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР и республиканских специализированных банков Жилсоцбанка СССР, Агропромбанка СССР, Промстройбанка СССР [14, c. 6].
Правовое положение Национального банка определяется БК и уставом.
Национальный банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов. Национальный банк обладает исключительным правом эмиссии денег и выполняет иные функции, предусмотренные БК и иными законодательными актами Республики Беларусь [2].
Национальный банк - центральный банк и государственный орган Республики Беларусь - действует исключительно в интересах Республики Беларусь.
Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, БК, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Основными целями деятельности Национального банка являются:
защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
Национальный банк выполняет следующие функции:
разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики;
осуществляет эмиссию денег;
регулирует денежное обращение;
регулирует кредитные отношения;
организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;
является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;
осуществляет валютное регулирование;
организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банковская система нашего государства состоит из Национального банка и иных банков. Основным нормативным документ, регулирующим банковскую деятельность в Республике Беларусь, является Банковский кодекс Республики Беларусь. Основными направлениями развития в сфере банковской деятельности на современном этапе являются обеспечение устойчивости и эффективности банковского сектора, углубление взаимодействия банковского сектора с реальным сектором экономики, снижение долларизации экономики, формирование условий для дальнейшего развития и внедрения новых банковских технологий, повышения стандартов и качества банковских услуг.
Возглавляет банковскую систему Национальный банк. Национальный банк - центральный банк и государственный орган Республики Беларусь - действует исключительно в интересах Республики Беларусь.
Основными целями деятельности Национального банка являются:
защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Второе звено банковской системы - иные банки. Банк - юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц.
Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном БК, и имеющей на основании лицензии на осуществление банковской деятельности исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции, предусмотренные законодательством.
Небанковская кредитно-финансовая организация - юридическое лицо, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные ст. 14 БК, за исключением осуществления в совокупности следующих банковских операций:
привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
2. Банковский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 3 окт. 2000 г.: текст Кодекса по состоянию на 04 июня 2015 г. // СПС "КонсультантПлюс: Беларусь". Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.
3. Ковалева, А. Банковский кодекс: нужна ли кодификация белорусскому банковскому законодательству? / А.Ковалева // Вестн. Ассоц. белорус. банков. - 1998. - N 18. - С. 24.
4. Кубатаев, М.Г. Банковское законодательство в России / М.Г.Кубатаев // Банков. право. - 2003. - N 4. - С. 2 - 3.
5. Об одобрении Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 - 2010 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 28 мая 2002 г., N 274 // СПС "КонсультантПлюс: Беларусь". Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.
6. Об утверждении Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 15 янв. 2007 г., N 27 // СПС "КонсультантПлюс: Беларусь". Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.
7. Калимов, Д. Новая редакция Банковского кодекса Республики Беларусь. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 17.07.2006 N 145-З / Д.Калимов // Юрист. - 2007. - N 1. - С. 13; N 2. - С. 13 - 14.
8. О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц: Закон Респ. Беларусь, 8 июля 2008 г., N 369-З: текст по состоянию на 10.01.2015 г. // СПС "КонсультантПлюс: Беларусь". Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.
9. Довнар, Ю.П. Правовое стимулирование организованных сбережений на современном этапе // Ю.П.Довнар // Юстиция Беларуси. - 2009. - N 4. - С. 36 - 38.
10. О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты): Декрет Президента Респ. Беларусь, 4 нояб. 2008 г., N 22 // СПС "КонсультантПлюс: Беларусь". Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.
11. О внесении изменений в постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. N 175 и от 28 сентября 2006 г. N 137: постановление Правления Национального банка Респ. Беларусь, 31 окт. 2008 г., N 159 // СПС "КонсультантПлюс: Беларусь". Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.