ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с появлением государства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.
В современных условиях в системе финансового контроля важное место занимает такой его вид, как налоговый контроль, который призван обеспечивать соблюдение субъектами хозяйствования и гражданами законодательства о налогах и сборах и в конечном итоге – поступление причитающихся государству налоговых платежей в бюджет вовремя и в полном объеме.
Неуплату налога государство рассматривает как нарушение права самого государства и интересов других лиц. Поэтому государство вправе и обязано принимать меры налоговой ответственности.
Административная ответственность за налоговые правонарушения представляет собой комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.
В процессе осуществления предпринимательской деятельности субъекты хозяйствования рискуют нарушить действующие нормативные правовые акты, ненормативные документы, разъяснения и инструкции. Это связано, как правило, с их многочисленностью и постоянными изменениями и дополнениями.
Нарушения налогового законодательства оказывают негативное воздействие на экономику, тормозят развитие в стране рыночных отношений, порождают инфляцию, деформируют общественное сознание, нарушают принципы социальной справедливости, подрывают силу и авторитет закона, государственных институтов, ведут к ущемлению прав и законных интересов граждан.
В современных условиях развития белорусской экономики актуальной задачей является максимальное наполнение государственного бюджета доходами и обеспечение их сбалансированности с расходами. Эффективная борьба с правонарушениями в области налогового законодательства позволит не только улучшить нормативно-правовую базу в данной отрасли, но и повысить уровень экономики нашей страны. Правильное применение финансовых санкций должно качественно сказаться на состоянии не только налогового законодательства, но и на структуре всей экономики.
1 ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВА НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Известно, что уплата налогов – нежелательная обязанность для каждого, поэтому многие пытаются снизить тяжесть налогового бремени незаконным образом. В связи с этим гарантированность исполнения налогового законодательства мерами государственного принуждения – это необходимое условие работоспособности налоговой системы.
Вопрос о понятии, специфике и отраслевой природе института ответственности за совершение налоговых правонарушений является дискуссионным.
В юридической науке сформировалось несколько позиций по вопросу о правовой природе юридической ответственности за налоговые правонарушения, которые во многом обусловлены научными подходами к определению места административного, финансового и налогового права в системе национального права.
Налоговое правонарушение – это противоправное виновное деяние лица, связанное с невыполнением или ненадлежащим выполнением обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей, за которое установлена юридическая ответственность [1, с. 122].
При анализе содержания правонарушения выделяют две основные группы признаков – объективные и субъективные.
Объективные признаки состава правонарушения описывают внешнее выражение действий правонарушителя. Среди объективных признаков правонарушения рассматривают признаки, определяющие объективную сторону правонарушения и признаки, определяющие объект посягательства. Объективная сторона правонарушения описывает те деяния, которые совершил правонарушитель, а объект – те общественные отношения, на которые посягает правонарушитель своим деянием.
Конституцией Республики Беларусь в статье 56 установлена обязанность граждан уплачивать налоги: «Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей» [2]. Эта обязанность детализируется в налоговом законодательстве.
В Республике Беларусь существование нормативно-правовой неопределенности в вопросах ответственности за нарушение налогового законодательства (отсутствие в Налоговом кодексе Республики Беларусь специальной главы) приводит к наличию теоретико-научной неопределенности по вопросу характера воздействия налоговой ответственности на
2 СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Основными субъективными признаками административного правонарушения являются признаки, характеризующие субъект административного правонарушения и признаки, характеризующие вину субъекта административного правонарушения.
Субъективные признаки характеризуют непосредственно субъекта административного правонарушения, его внутреннее отношение к содеянному. В отличие от объективных признаков, характеризующих деяние в его объективном, внешнем выражении, и, как правило, не зависящих от характеристик лица, совершившего это правонарушение, субъективные признаки характеризуют само это лицо, его мотивацию, цель, вину.
Характеризуя субъективные признаки административного правонарушения, следует заострить внимание на субъекте административного правонарушения.
Субъектом состава административного правонарушения являются вменяемые физические лица, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных КоАП (ст. 4.3. КоАП) [7, с. 130].
Применительно к налоговым правонарушениям нужно выделить 2 категории физических лиц:
• физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, на которых налоговое законодательство непосредственно возлагает те или иные обязанности (физические лица - плательщики, физические лица - налоговые агенты, физические лица - наследники и т.д.);
• должностные лица юридических лиц - плательщиков, налоговых агентов, иных обязанных лиц.
Непосредственно на должностных лиц налоговое законодательство обязанностей не возлагает. Обязанными лицами с точки зрения налогового законодательства являются юридические лица (например, юридическое лицо - плательщик или юридическое лицо - налоговый агент). Но с точки зрения КоАП субъектами правонарушения могут являться и сами юридические лица, и их должностные лица (п.7 ст.4.8 КоАП). Причем указанные лица привлекаются к ответственности независимо друг от друга, т.е. привлечение к ответственности юридического лица не означает автоматическое привлечение к ответственности его должностного лица. Это связано с различными подходами к определению вины юридических и физических лиц. Так, для наличия вины юридического лица достаточно формального нарушения установленного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществляя налоговую политику в сфере формирования налогового законодательства, государство решает целый комплекс вопросов. Оно должно обеспечить посредством установления налогов, сборов и иных обязательных платежей расходную часть как государственного, так и местных бюджетов, гарантировать экономическую безопасность государства, обеспечить условия для развития, роста экономики. Оно же должно предусмотреть в законодательстве и меры по пресечению, противодействию ухода, уклонения налогоплательщика от уплаты налогов и иных обязательных платежей, совершению юридическими и физическими лицами других нарушений налогового законодательства.
К числу мер противодействия нарушениям налогового законодательства белорусское законодательство относит меры экономической (финансовой), административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.
Налоговое законодательство республики содержит нормы, определяющие объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые периоды и ставки, порядок исчисления налогов и иных платежей, равно как и нормы, решающие иные вопросы установления, взыскания, льготирования (преференций) и освобождения от уплаты платежей. К предмету правового регулирования налогового права Республики Беларусь в настоящее время относятся отношения, возникающие в связи с применением мер экономической (финансовой) ответственности, применяемой в рамках налогового контроля, осуществляемого компетентными государственными органами. Эти меры устанавливаются за нарушения налогового законодательства республики в виде экономических, штрафных санкций, которые применяются только к субъектам экономической деятельности, т. е. к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Государство не ограничивается применением указанных мер экономической (финансовой) ответственности. Оно вводит систему мер административной, уголовной и дисциплинарной ответственности для физических лиц - налогоплательщиков и физических лиц, представляющих в сфере налогообложения субъектов экономической деятельности налогоплательщиков (руководители организаций, главные бухгалтеры и др.). По существу введение системы мер административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, предусмотренных иными отраслями права (отчасти налоговое законодательство содержит и нормы, предусматривающие административную ответственность), является продолжением налоговой политики государства, отраженной в налоговом законодательстве, политики,
1 Адаменкова, С.И. теория и учеб. для вузов С.И. О.С. Евменчик, Тарарышкина ; под общ. С.И. Адаменковой. Минск : Регистр, – с.
2 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Мн.: Амалфея, – 48 с.
3 Кодекс Республики Беларусь об правонарушениях [Электронный ресурс]: 21 апр. 2003 г. 194-З: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: ред. Закона Респ. Беларусь от 9 янв.2017 № 16-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – 2017.
4 Синицина С.В. Объект административного правонарушения как совокупность общественных отношений, урегулированные нормами права охраняемых мерами административной ответственности / С. В. Синицина // наука и современность. – 2015. – № – С. 238-244.
5 Макарейко, Н. В. Административное право: краткий курс лекций / Н. В. Макарейко. — 10-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2017. — 259с.
6 Административное право Украины. — 2-е изд., и доп. Учебник для студентов высш. учеб, юрид. спец./ Ю.П. Битяк, В.В. Богуцкий, В.Н. и др.; Под ред. проф. Ю.П. Битяка. Харьков: Право, 2003. — 576 с.
7 Мах, И. И. Административное Республики Беларусь: курс лекций / И. И. Мах. Минск: Амалфея, 2008. 704 с.
8 Хомич, В. М. Формы реализации уголовной ответственности / В.М Минск: БГУ, 1998. 132 с.
9 О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Респ. Беларусь, 31 дек. г., № 4 // Эталон-Беларусь (Электронный ресурс) / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.
10 Бахрах, Д. Н. Административное право России: учеб. / Д. Н. В. Г. Татарин - 4-е изд., перераб и доп. М.: Эхсмо, — 608 с.
11 Крамник, А. II. принуждение / А. Н. Крамник. Минск: Тетей, 2005. 208 с.
12 Кодекс Федерации об административных правонарушениях: Федер.закон Федерации, 30 дек. 2001 г. 195-ФЗ // КонсультантПлюс: Версия Проф. Проф (Электронный ресурс) / ООО — М., 2017.
13 Налоговый кодекс Республики (Общая часть) [Электронный ресурс]: 19 г. № 166-З: принят Палатой 15 нояб. 2002 г.: одобр. Респ. 2 дек. 2002 г.: ред. Закона Респ. Беларусь от 18 окт. 2016 г. № 432-З// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
14 Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности № 141): Конвенция Совета Европы, 8 нояб. 1990 г., № 141 Эталон-Беларусь [Электронный ресурс) / Над центр правовой информ. Респ. Беларусь. — 2012.
15 Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: июл. 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 июля 2017 г. № 53-З // ЭТАЛОН. Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16 Баранникова, И. Г. Институт амнистии в России: начала: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 / И. Г. Ин-т междунар. права, экономики, гуманитарных наук и управления им К. В. Владикавказ, 2010. 21 с
17 Ладутько, К. Меры административной ответственности за налогового законодательства / Ладутько В. // Право.by. 2012. 5. С. 122-130.
18 Соловьев. И. Н. амнистия: учеб.пособие / И. Н. Соловьев. – М.: Проспект, 2011. 160 с.
19 Червяк, Д. Г. Кризис и налоги / Д. Червяк, Ю. Д. Шмелев. – Экономика, 2011. 253 с.