ВВЕДЕНИЕ
Люди в процессе своей жизнедеятельности постоянно вступают друг с другом в различные взаимоотношения. Такие отношения бывают различного вида, в том числе и правовыми.
Все правовые отношения неотделимо связаны с правом.
Право есть специально предназначенный государственный регулятор общественных отношений, который придает регулируемым отношениям правовую форму, в результате чего они и приобретают характер правовых.
Одной из важнейших правовых сфер, в которой возникают правовые отношения, является финансовая сфера. Каждый гражданин в той или иной мере активно участвует в финансировании государства, тем самым вступая в финансовые правоотношения.
Главная особенность финансовых правоотношений состоит в том, что они возникают в специфической сфере, регулируемой государством, а также тот факт, что участники таких правоотношений наделены взаимными правами и обязанностями.
Ввиду многообразия финансовых правоотношений они подразделяются на различные группы, которые буду рассмотрены в настоящей работе.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время в условиях возникновения рыночных отношений при управлении обществом активно используются такие экономические средства как деньги, финансы, налоги и так потом. Данные категории определяют сущность общественных отношений, которые являются предметом изучения финансового права Республики Беларусь.
Проблемы определения финансовых правоотношений и их видов уже достаточно широко разработаны в юридической литературе как отечественными учеными, так и представителями зарубежной науки.
И на современном этапе особенностям уголовной ответственности за неосторожные преступления уделяется довольно пристальное внимание среди многих ученых-правоведов. В их числе Л.Я. Абрамчик, Н.Е. Заяц, Ю.А. Крохина, В.А. Мальцев, А.А. Пилипенко, Е.Б. Ткебучава, М.К. Фисенко и другие.
Целью исследования настоящей работы является характеристика финансовых правоотношений и их видов.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие финансовых правоотношений;
- выявить особенности финансовых правоотношений;
- охарактеризовать структуру финансовых правоотношений;
- классифицировать финансовые правоотношения.
Объект исследования курсовой работы – общественные отношения, возникающие в финансовой сфере Республики Беларусь.
1 Общая характеристика финансовых правоотношений
1.1 Понятие финансовых правоотношений
Правовые отношения — одна из важнейших и конкретных форм социального бытия права. Они раскрывают процесс воплощения правовых норм в общественную жизнь [1, с. 76].
Правовые отношения служат юридической формой взаимодействия участников разнообразных общественных отношений. Они являются необходимым условием и непосредственной задачей целенаправленного правового воздействия на общественные отношения. Они придают наиболее значимый устойчивый, стабильный характер общественным связям, не зависимый от произвола и случайностей. Посредством создания, изменения или прекращения правоотношений в процессе правового регулирования общественных отношений создаются необходимые предпосылки для всесторонней реализации способностей личности, наиболее полного удовлетворения ее материальных и духовных потребностей в сочетании с интересами общества [2, с. 256].
О значимости правоотношений Р. Ф. Халфина писала: «Создание теории правоотношений требует глубокого изучения этого сложнейшего явления с более широких позиций, чем те, которые традиционно приняты в правовой науке» [3, с. 81]. Отсюда следует, что категория «правоотношение» является одной из центральных в общей теории права, которая позволяет понять, каким образом нормы права воздействуют на поведение людей [2, с. 256].
Между тем понятие правового отношения в науке издавна и традиционно является дискуссионным.
С точки зрения философии, общественное отношение, в том числе и правовое, есть состояние взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в их взаимодействии [1, с. 77]. «Основным видом отношений является связь, которая определяется как отношение зависимости. Категория «отношение» является родовой в сопоставлении с категорией «связь»» [4, с. 17]. В широком смысле общественные отношения — «это как объективированная, унаследованная, так и совокупная живая, чувственная и т. п. деятельность людей, выступающая в качестве сотрудничества многих индивидов в связи с их отношением друг к другу» [5, с. 107]. Правовые отношения в отличие от других (например, экономических, политических) характеризуются повышенной степенью формализации и гарантированностью со стороны государства [1, с. 7].
Также под правовым отношением целесообразно понимать специфическую форму социального взаимодействия субъектов права с целью реализации законных интересов и достижения того, что предусмотрено законом или иным источником действующего права [6, с. 34].
По поводу понятия правовые отношения удачно заметил А. П. Дудин: «Все авторы, несмотря на различие точек зрения, согласны в одном: правоотношение образуется из двух начал, основ – норм права и фактических общественных отношений» [7, с. 7].
2 Структура и классификация финансовых правоотношений
2.1 Структура финансовых правоотношений
Структура правового отношения — это его внутренне строение.
В структуру любого правового отношения, в том числе финансового, входят: субъект, объект и содержание.
Итак, субъекты правоотношения — это участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями [8, с. 126].
Субъектами финансовых правоотношений являются те же субъекты финансового права.
Вступая в конкретное финансовое правоотношение, субъект финансового права приобретает новые свойства, становясь субъектом (участником) финансового правоотношения, но не теряет при этом качеств, которыми он обладал до вступления в него. Следовательно, понятие «субъект финансового права» по своему объему больше, чем понятие «субъект (участник) финансового правоотношения». Статус субъекта (участника) финансового правоотношения содержит в себе определенную правовую характеристику, состояние относительно права [21, с. 114].
Субъекты финансовых правоотношений — это носители предусмотренных законом субъективных прав и обязанностей в области финансовой деятельности государства.
Субъектом финансового правоотношения является индивидуально-определенный реальный участник конкретного правоотношения.
Круг участников финансовых правоотношений очень широк и разнообразен. К таковым участникам относятся:
- государство;
- административно-территориальные единицы;
- органы государственной власти и государственного управления общей компетенции;
- специализированные органы управления финансовой системой государства;
- финансовые органы в широком смысле;
- юридические лица;
- определенная часть физических лиц.
Государство выступает субъектом финансовых правоотношений в силу конституционно закрепленных за ним прав и обязанностей по управлению финансовой системой государства. Так, Конституцией Республики Беларусь установлено, что на территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-валютная и валютная политика [22, ч. 2 ст. 132].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, целью работы являлось характеристика финансовых правоотношений и их видов.
Для реализации данной цели были решены следующие задачи:
- охарактеризовано понятие финансовых правоотношений;
- выявленыособенности финансовых правоотношений;
- охарактеризована структуру финансовых правоотношений;
- классифицированы финансовые правоотношения.
Финансовые правоотношения — это такие общественные отношения, которые возникают в финансовой сфере государства по поводу образования, распределения и использования финансовых средств, составляющих денежные фонды государства.
Финансовые правоотношения направлены в первую очередь на процесс создания фондов денежных средств, следовательно, являются денежными отношениями, которые представляют собой отношения материального, имущественного характера.
Финансовые правоотношения обладают такими особенностями, которые позволяют отграничивать их от иных правоотношений. К таким особенностям следует относить:
- основание возникновения финансовых правоотношений — финансовая деятельность государства;
- предмет финансовых правоотношений — финансы (деньги);
- один из субъектов — государство в лице уполномоченных органов;
- все частники финансовых правоотношений индивидуально определены;
- публичный характер;
- охраняются государством.
Законодательство в финансовой сфере разнообразно. К основным нормативным правовым актам, регулирующим финансовые правоотношения, относятся: Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 года № 412-З, Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 года № 441-З, Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года № 166-З, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года № 194-З, Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 года № 275-З (что говорит о том, что финансовые правоотношения охраняются государством) и другие.
Структура финансовых правоотношений представлена субъектом, объектом и содержание таких правовых отношений.
Субъекты финансовых правоотношений — это субъекты финансового права, которые в силу финансово-правовых норм участвуют в финансовой деятельности государства. К ним относятся Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы, государственные органы общей компетенции, специализированные государственные органы, юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
1. Вопленко, Н.Н. Правовые отношения: понятие и классификация / Н.Н. Вопленко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — № 6. — С. 76—89.
2. Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. — Минск: Амалфея, 2007. — 480 с.
3. Халфина, Р.О. Общее учение о правоотношении / Р.О. Халфина. — М.: Юридическая литература, 1974. — 352 с.
4. Невинский, И.И. Понятие связи в марксистской философии / И.И. Невинский. — М.: Молодая гвардия, 1961. — 187 с.
5. Перфильев, М.Н. Общественные отношения: методологические и социологические проблемы / М.Н. Невинский. — Л.: Наука, 1974. — 238 с.
6. Марышев, А.К. О понятии правового общения / А.К. Марышев // Правоведение. — М.: Юстицинформ, 1991. — № 5. — С. 33—40.
7. Дудин, А.П. Диалектика правоотношения / А.П. Дудин. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. — 121 с.
8. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 520с.
9. Бабаев, В.К. Общая теория права: курс лекций / В.К. Бабаев. — Нижний Новгород: изд-во Нижегор. ВШ МВД РФ, 1993. — 544 с.
10. Ткебучава, Е.Б. Финансовые правоотношения и правовое регулирование / Е.Б. Ткебучава // Современные исследования социальных проблем. — 2013. — № 4 (24). — С.27—31.
11. Ханкевич, Л.А. Финансовое право Республики Беларусь: практическое пособие / Л.А. Ханкевич. — Минск: Моложежное научное общество, 2004. — 282 с.
12. Химичева, Н.И. Финансовое право / Н.И. Химичева, Е.В. Покачалова. — М.: Норма, 2005. — 464 с.
13. Абрамчик, Л.Я. Финансовое право Республики Беларусь / Л.Я. Абрамчик. — Гродно: ГрГУ, 2002. — 129 с.
14. Рассолов, М.М. Финансовое право: учебное пособие для вузов / М.М. Рассолов. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2001. — 444 с.
15. Ровинский, Е.А. Основы теории советского финансового права / Е.А. Ровинский. — М.: Госюриздат, 1960. — 193 с.
16. Мальцев, В.А. Финансовое право: учебник дл студентов / В.А. Мальцев. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2008. — 256 с.
17. Пилипенко, А.А. Финансовое право: учебник / А.А. Пилипенко. — Минск: Книжный Дом, 2007. — 608 с.
18. Протасов, В.Н. Теория права и государства: проблемы теории права и государства: вопросы и ответы / В.Н. Протасов. — М.: Новый юрист, 1999. — 240 с.
19. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства / В.С. Нерсесянц. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2012. — 560 с.
20. Алексеев, С.С. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / С.С. Алексеев. — М.: Юрист, 2008. — 456 с.
21. Крохина, Ю.А. Финансовое право России: учебник / Ю.А. Крохина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2008. — 720 с.
22. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск: Амалфея, 2005. — 48 с.
23. Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 окт. 2001 г., № 1592 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2016. — № 301. — 5/41951.
24. Положение о Министерстве финансов Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 окт. 2001 г., № 1585 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2016. — № 992. — 5/43013.
25. Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 15 июл. 2015 г. — Минск: Амалфея, 2016. — 312 с.
26. Налоговый кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 15 нояб. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 дек 2002 г.: текст Кодекса по состоянию на 13 июня 2016 г. — Минск: Регистр, 2016. — 592 с.
27. Кулапов, В.Л. Теория государства и права6 учебник / В.Л. Кулапов. — М.: Норма, 2008. — 384 с.
28. Теория финансов: учебное пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко [и др.]; под ред. Н.Е. Заяц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Высшая школа, 1998. — 368 с.
29. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.: текст Кодекса по состоянию на 18 окт. 2016 г. — Минск: ИВЦ Минфина, 2016. — 191 с.
30. Страхование в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство финансов Республики Беларусь. — Минск, 2017. — Режим доступа: http://minfin.gov.by/supervision/stat/2016/itogi/fac050c1d8e745f1.html. — Дата доступа: 18.01.2017.
31. Банковский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 3 окт. 2000 г.: одобр. Советом Респ. 12 окт. 2000 г.: текст Кодекса по состоянию на 13 июл. 2016 г. — Минск: Амалфея, 2016. — 224 с.