ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и понятия дидактической игры в психолого-педагогической литературе. Виды дидактических игр
1.2 Основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.3 Значение дидактической игры в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста
2.2 Комплекс дидактических игр для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе о живых организмах, человек получает уже в детстве. Для развития детей дошкольного возраста важно понимать разнообразие живой природы: формы жизни, структуру, размеры и условия жизни. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения. Оказывая влияние на его чувства и сознание, они являются важным условием для накопления идей, формирования обобщающих понятий и различных систем знаний.
С.Н. Николаева подробно исследовала проблему формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии живых существ и их влияние на развитие интеллекта ребенка. Большинство ее работ посвящено особенностям формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира.
Идея эта не нова, она, так или иначе, представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, советских педагогов В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили и др.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: в свое время закладываются основы экологической культуры человека, одновременно значительная часть взрослого населения страны – работники сферы дошкольного образования и родители детей, что, безусловно, важно для общей экологизации сознания и мышления. Задача педагога в работе с детьми дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы – растения и животные как живые существа и их зависимость от условий жизни.
Игры помогают развивать у детей дошкольного возраста наблюдение и любопытство, любопытство и интерес к природным объектам. Дидактические игры развивают интеллектуальные навыки: планируют действия, распределяют их по времени и между участниками игры, оценивают результаты и т.д. Игры с природным материалом имеют воспитательную и образовательную ценность, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и понятия дидактической игры в психолого-педагогической литературе. Виды дидактических игр
За всю историю человеческой цивилизации сложились многие виды игр. Согласно классификации С.Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы:
- игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей);
- самостоятельные игры (игры-экспериментирования, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные);
- игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей;
- организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);
- игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, - народные игры [17, с. 54].
Среди всего разнообразия игр для дошкольников особое место занимают дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально созданными педагогами в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач воспитания детей, но в то же время они демонстрируют воспитательное и развивающее влияние игровой активности. Важность игр в воспитании детей рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Дидактическое направление наиболее полно представлено в педагогике Ф. Фребеля [29, с. 23].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста
Исследование возможностей использования дидактической игры для экологического образования детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №39 г. Пинска».
В эксперименте приняли участие 16 детей старшей возрастной группы (6 лет).
Целью исследования стало выявление у детей старшего дошкольного возраста представлений о различных областях экологических знаний и изучение возможностей дидактической игры в экологическом воспитании.
Исследование проводилось в несколько этапа:
Констатирующий этап (исследования общего уровня экологической воспитанности детей).
Формирующий этап (разработка и проведение игровых занятий в виде различных ситуаций и дидактических игр).
Методы диагностики, предложенные Е.В. Гончаровой и Л.В. Моисеевой, был использован для изучения общего уровня экологического воспитания детей дошкольного возраста.
На основе рекомендаций С.Н. Николаевой и Л.М. Маневцовой был разработан диагностический инструментарий для определения уровня экологического воспитания детей дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дидактические игры – это игры с правилами и готовым контентом. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют и расширяют свои представления об объектах и явлениях природы, растений и животных. В последние годы резко возросло внимание ученых к проблеме дидактической игры, возникла необходимость более глубокого и всестороннего изучения отдельных вопросов данного вида игровой деятельности. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных способов обучения и воспитания дошкольников, внедрением игровых приемов в практику обучения младших школьников и др.
В экологическом образовании для дошкольников необходимо изменить старую, традиционную антропоцентрическую парадигму на новую, что заставляет отказаться от ряда стереотипов, сформировавшихся в предыдущие годы. Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Прежде всего, необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность: природа – это среда жизни всех существ, в том числе и человека, объект познания, удовлетворения его эстетических потребностей; и только потом – объект потребления человека.
Дидактическая игра приносит много радости детям и способствует их всестороннему развитию. В процессе дидактической игры у ребенка старшего дошкольного возраста развивается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, экологически адекватное поведение на природе. У детей дошкольного возраста развивается интерес к игровой деятельности, осознанное и ответственное отношение к ней. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдения, учат детей применять существующие знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарный запас, способствуют умению играть вместе.
1. Алексеев, С.В. К вопросу об учебно-методическом обеспечении экологического образования / С.В. Алексеев // Методист, 2012. – №2. – С.28.
2. Акимова, Т.А. Экология: Учебник / Т.А. Акимова. – М.: Академия, 2007. – 453 с.
3. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1. – С.10-12.
4. Ашиков, В. Семицветик – программа культурно-экологического образования дошкольников / В. Ашиков // Дошкольное воспитание, 2008. – № 2. – С. 34.
5. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой / А.П. Букин. – М.: Просвещение, 2010. – 448 с.
6. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – Минск, 2013. – 297 с.
7. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №5. – С. 45- 69.
8. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2011. – 187 с.
9. Вересов, Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников / Н. Вересов // Дошкольное воспитание, 2008. –№ 3. – С. 22-23.
10. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 2011. – 290 с.
11. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волостникова // Дошкольная педагогика, – 2013. – № 6. – С. 16-20.
12. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» современная технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика, 2014. – № 3. – С. 23-27.
13. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г.А. Горбунова // Дошкольная педагогика, 2011. – № 6. – С. 10-16.
14. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.П. Ясвин. – Ростов на Дону.: Феникс, 2013. – 276 с.
15. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов / Л.И. Егоренков. – М.: АРКТИ, 2011. – 128 с.
16. Зенина, Т. Экологические акции в работе с дошкольниками / Т. Зенина // Дошкольное воспитание, 2012. – № 7.– С. 18.
17. Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! / Л.В. Ковинько. – М.: Линка-Пресс, 2014. – 72 с.
18. Коробкин, В.И. Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Передальский. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2011. – С. 545-549.
19. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников / Г.Н. Казаручик // Ребенок в детском саду, 2013. – № 2. – С. 38-41.
20. Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ / Т.В. Константинова // Начальная школа: плюс до и после, 2012. – № 1. – С.46-48.
21. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2-х частях / Л.П. Молодова. – Минск: Аскар, 2014. – 265 с.
22. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2012. – 336 с.
23. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 96 с.
24. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2009. – № 4. – С. 42-46.
25. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2014. – № 4. – С.14-20.
26. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания / Л. Павлова // Дошкольное воспитание, 2011. – № 10. – С. 40.
27. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 128 с.
28. Рыжова, Н.А. «Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2010. – № 9. – С. 40.
29. Рыжова, Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2010. – №2. – С. 30.
30. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. – М.: Академия, 2012. – 208 с.
31. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.
32. Степанченко, Ю.В. Новые горизонты экологического образования: биосферно-центрический подход / Ю.В. Степанченко // Стандарты и мониторинг в образовании, 2013. – №3. – С. 12.