Введение
Актуальность темы исследования обусловлена увеличением числа детей, имеющих общее недоразвитие речи. Этот вид нарушения у дошкольников является одним из наиболее распространенных и представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой отмечается нарушение формирования основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
У большинства дошкольников с общим недоразвитие речи в той или иной степени отмечается искажение слоговой структуры слова, которые признаются ведущими, стойкими в структуре их речевого дефекта. Нарушения формирования звукослоговой структуры слов препятствуют нормальному развитию устной речи: овладению правильным произношением отдельных звуков, накоплению словаря, формированию грамматического строя речи, а в дальнейшем и обучению письменной речи.
В этой связи проблема коррекции звукослоговой структуры слова занимает важное место в современной логопедии и становится одной из самых актуальных. Правильная речь представляет собой одну из важнейших предпосылок полноценного развития ребенка, процесса его социализации, поэтому выявление и исправление нарушений речи необходимо осуществлять в дошкольном возрасте.
Проблема формирования звукослоговой структуры слова в дошкольном возрасте отражена в работах многих ученых и педагогов-практиков: З.Е. Агранович, Н.Г. Алтуховой, С.Е. Большаковой, Н.Г. Борисенко, А.К. Марковой, Н.Ю. Сафонкиной, Т.А. Ткаченко, Н.С. Четверушкиной и др.
На сегодняшний день установлено, что у детей с нарушением слоговой структуры слова можно добиться достаточно высоких результатов при своевременно начатой коррекционной логопедической работе, комплексном воздействии специалистов дошкольного учреждения, включении в образовательный процесс новых перспективных методов и приемов.
Объект исследования: речевое развития детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности формирования звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить особенности формирования звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Для раскрытия цели исследования были решены следующие задачи:
- описать развитие звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста;
- выявить специфику формирования звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи;
- определить особенности коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи;
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы. В исследования применялись следующие группы методов:
- теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (изучение психолого-педагогической документации, психолого- педагогический эксперимент);
- метод количественного и качественного анализа полученных данных; интерпретационные методы.
- задачи второй главы.
Структура курсовой работы: введение, 2 главы, выводы по главам, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические основания логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР
1.1 Развитие звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
В работах ведущих российских ученых фрагментарно используются понятия «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова» (И. А. Сикорский, Н. Х. Швачкин, А. Н. Гвоздев и др.). Более общим термином является «звукослоговая структура слова» (Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), которая является одним из важнейших индикаторов полноценного фонетического развития.
Словарь, грамматика и фонетика являются частью единой системы русского языка. В.В. Виноградов отметил, что в структуре языка, образующего единое целое, все его компоненты или его элементы находятся в регулярных отношениях, что они естественным образом связаны друг с другом [1].
Звук – это самая маленькая единица произношения, которая соответствует одной артикуляции. Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Эта разница основана на акустических и артикуляционных симптомах. Звуковая структура языка изучается фонетикой. Звуковая структура слова имеет две стороны: с одной стороны, она предполагает фонематический слух (способность распознавать и различать звуки), а с другой стороны, способность правильно произносить звуки вашего языка.
Русский язык характеризуется словами, состоящими из нескольких слогов. Слог – это часть фонетического слова, которое состоит из одного или нескольких звуков, издаваемых одним толчком выдыхаемого воздуха. Слог – это сегмент речи, соответствующий чередованию накачки и разрядки мышечного напряжения голосового аппарата (Л.В. Шерба). Слог характеризуется как последовательность речевых движений, которая формируется одним дыхательным импульсом (Р. Стетсон) или является результатом одной управляющей команды (Л.А. Чистович). В соответствии с теорией соноров (О. Йесперсен) слог – это сегмент с пиком звучности и менее звучной средой, волной роста и ослабления звучности (Р.И. Аванесов). Центром слова является ударный слог, он характеризуется наибольшей силой, ясностью и продолжительностью произношения своего гласного [1].
1.2 Формирование звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Исходя из публикаций последних двух десятилетий, оценивая статистические показатели состояния здоровья детей можно утверждать, что наблюдаются стойкие тенденции ухудшения состояния здоровья детей в нашей стране, что не может не вызывать серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% 112 детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Число детей, нуждающихся в помощи логопеда, постоянно увеличивается, а тяжесть речевых нарушений возрастает. В настоящее время очень много детей с речевыми нарушениями. О причинах такого увеличения количества детей можно говорить очень долго. Они абсолютно разные. Но факт остается фактом: клогопедам обращается все больше детей и дошкольного возраста, и школьного возраста, с нарушениями устной речи и с нарушениями письменной речи.
Недоразвитие речи подразумевает качественно более низкий уровень формирования той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Нарушение речи – это расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Например, более низкий уровень ассимиляции морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения, наблюдается в случае недостаточного развития грамматической структуры речи. Нарушение грамматической системы речи характеризуется ее аномальным образованием, наличием грамматики [7, с. 54].
Под общим недоразвитием речи в речевой терапии понимается форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» подразумевает наличие симптомов незрелого (или замедленного развития) всех компонентов речевой системы (фонетическая и фонемическая стороны, лексический состав, грамматическая система). Общее недоразвитие речи может иметь различные механизмы и, соответственно, разную структуру дефекта.
ОНР – это такое речевое расстройство, когда у детей с нормальным слухом и относительно сохраненным интеллектом наблюдается отставание в развитии всех компонентов речевой системы (фонетическо-фонемическое и лексико-грамматическое).
Это обусловлено тем, что в процессе онтогенеза все компоненты развиваются в тесной взаимосвязи, а неразвитость какого-либо одного компонента приводит к недоразвитию других компонентов речевой системы. Речевой опыт детей с ОНР очень ограничен, а используемые ими языковые средства несовершенны. Они далеко не в полной мере удовлетворяют потребность в устном обучении. Поэтому дети с такими нарушениями речи говорят плохо, имеют малый словарный запас или вообще не говорят ни слова, их проблемы тесно связаны с конкретной ситуацией [6].
1.3 Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи
Слоговая структура слова – это взаиморасположение и связь слогов в тексте. А если нарушена слоговая структура слова, сразу могут возникнуть различные трудности с речью, умением говорить, вести четкую и понятную беседу, четко выражать свои мысли.
Нарушение слоговой структуры слов является основной трудностью в работе речевой и лингвистической терапии. Недостаточная коррекция данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте затем приводит к появлению у школьников дисграфии на основе недостаточного анализа и синтеза языковой и фонемической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических слоев, связанных с болезненным переживанием этих явлений, как показывает ежедневная практика логопедической и языковой терапии.
Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей с общим отставанием в развитии речи представлена в работах Т.А. Титовой, А.К. Марковой, Н.С. Жуковой, З.Е. Аграновича и др. Все они указывают на то, что направления корректирующей работы зависят от уровня развития речи и степени тяжести искажений в слоговой структуре слов.
Цель коррекции слоговой структуры слова – преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Этапы коррекции слоговой структуры слова:
- подготовительный (создание фонетико-фонематической базы).
- этап формирования слоговой структуры слова.
- Этап закрепления навыков (заучивание чистоговорок, стихов, рассказов).
- заключительный этап (использование навыков в самостоятельной речи).
Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова является частью общей работы по коррекции речевых нарушений и базируется на следующих принципах:
- взаимосвязь в работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова логопеда, воспитателя и родителей;
- одновременное развитие речедвигательного и речеслухового навыка;
- работа проводится поэтапно «от простого к сложному»;
- учет индивидуального дефекта нарушения слоговой структуры слова.
Выводы по первой главе
Проанализировав теоретические источники информации мы пришли к выводу о том, что звук – это самая маленькая единица произношения, которая соответствует одной артикуляции. Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Эта разница основана на акустических и артикуляционных симптомах. Звуковая структура языка изучается фонетикой. Звуковая структура слова имеет две стороны: с одной стороны, она предполагает фонематический слух, а с другой стороны, способность правильно произносить звуки вашего языка.
Звуково-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и типов звуков и слогов, из которых оно состоит.
При общем недоразвитии речи у детей отмечается недостаточное формирование всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, в которой нарушаются все ее элементы без исключения: фонетико-фонематическая сторона, словарный запас, грамматическая структура. При сложных формах этого нарушения, помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушается слоговая структура слова.
Искажения слогового состава слова разнообразны у детей с общим недоразвитием речи. Задержка влияния слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется тем, что они очень стойкие. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова препятствуют нормальному развитию устной речи и затрудняют общение детей, а также, конечно, затрудняют анализ и синтез звука, а также поэтому мешают грамотности.
Нарушение слоговой структуры слов является основной трудностью в работе речевой и лингвистической терапии. Цель коррекции слоговой структуры слова – преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Работа по патологии речи должна идти по двум основным направлениям: направление – работа с невербальным материалом; направление – работа над словесным материалом – над материалом отдельных слов и над материалом слов, включенных в предложения, стихи, разъяснения, тексты, т.е. в контексте.
1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З.Е. Агранович. – СПб.: ДетствоПресс, 2001. – 48 c.
2. Андрейченко, Л.Н. Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография / Ред. Г.Г. Инфантовой и Н.А. Сениной. – М. : Флинта, 2003.
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 245 с.
4. Бабина Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. – М.: Книголюб, 2005. – 96 с.
5. Балакирева, А. С. Логопедия. Ринолалия / А.С. Балакирева. – М. : Издательство Секачёв, 2011.
6. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: учебнометодическое пособие для учителей дефектологов дошк. учреждений / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. – Минск : Адукация и воспитание, 2010. – 152 с.
7. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. – М., 1977.
8. Большакова, С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей / С.Е. Большакова: методич. пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 452 с.
9. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Зееман. – М. : Медгиз, 1962. – с 140151.
10. Китаева, Н.Н. к вопросу о нарушении звукослоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией / Н.Н. Китаева // Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. –2000. – № 1. – С. 6768.
11. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. – М.: Педагогика, 1973. – 512 с.
12. Коротовских, Т.В. Особенности звукослоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II – III уровня / Т.В. Коротовских. – 2016. – № 1 (114). – С. 16.
13. Курдвановская, Н.В. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания / Н.В. Курдвановска, Л.С. Ванюкова. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
14. Левина, Р.Е. Нарушение слоговой структуры слова у детей / Р.Е. Левина. – М. : Просвещение, 1959. № 4.
15. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. – М. : Просвещение, 1968. – 367 с.
16. Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1961.
17. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – изд. 9е., перераб. и доп. – Ростов на Дону : Феникс, 2008. — 445 с.
18. Правдина, О.В. Логопедия: учебное пособие для студентов дефектолог. факультетов педагогических институтов / О.В. Правдина. – 2е изд., доп. и перераб. – М. : "Просвещение", 1973. – 272 с.
19. Филичева, Т.Б. Обследование детей с ОНР и ФФНР: пособие для логопедов и студ. дефект. фак. пед. вузов в 5 книгах / Под ред. Л.С.Волковой. – М. : Владос, 2003.
20. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. – М. : Эксмо, 2015. – 320 с.
21. Хрестоматия по логопедии : учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 560с. – 1 т.