ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ШКОЛЕ
1.1 Понятия «общение» и «коммуникация» в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха
1.3 Значимость внеклассных школьных мероприятий в развитии коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ШКОЛЕ
2.1 Диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха
2.2 Анализ методической работы на внеклассных школьных мероприятиях для развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в современном мире изменения, связанные с трансформацией индустриального общества в информационное и коммуникационное, способствуют распространению коммуникации во всех сферах жизни общества. На передний план выходят коммуникативные знания и навыки, необходимые любому члену общества для культурного взаимодействия и реализации личности.
В организации воспитательной работы в школах-интернатах для детей с нарушениями слуха важно осуществлять внеурочную деятельность на основе единства принципов воспитания и образования. Она должна стать органичным продолжением урока и служить повышению качества подготовки. При обучении и воспитании детей с нарушениями слуха необходимо учитывать особенности их общего и речевого развития. Для успешного решения этих проблем необходима тесная связанная работа по формированию речи на всех уроках и во внеурочное время. Важно понимать, что потенциал детей с нарушениями слуха в развитии коммуникативных навыков возрастает с развитием непосредственного речевого общения с другими людьми. Формирование коммуникативной активности характеризует уровень способности ребенка осваивать достижения общества. В процессе общения развивается сфера его эмоциональных переживаний, познавательная активность, произвол и воля, самоуважение и самосознание.
Специализированная педагогика и психология имеет значительный опыт формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха (П. М. Босскис, Л. П. Носкова, Е. Ф. Пей и др.). Обучение языку детей с нарушениями слуха в коммуникативной системе – это обучение их различным видам речевой деятельности: разговорной (монологической) речи, письму, восприятию на слух на всех уроках и в течение всего учебного процесса.Проблемой формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как Л. С. Выготский, Т. В. Розанова, Л. И. Тигранова, Н. A. Pay, Е. Ф. Pay, Н. И. Белова, Э. И. Леонгард, А. Д. Салахова, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, С. А. Зыков, Т. С. Зыкова, Б. Д. Корсунская, Л. П. Носкова и другие.
Исследованием проблемы развития коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха занимались Ф. A. Pay, Ф. Ф. Pay, В. И. Бельтюкова, К. А. Волкова, Н. Ф. Слезина и др. Внеклассные школьные мероприятия как способ развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха описаны Н. A. Pay, Е. Ф. Pay, Н. И. Беловой, Э. И. Леонгард, А. Д. Салаховой, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымской и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ШКОЛЕ
1.1 Понятия «общение» и «коммуникация» в психолого-педагогической литературе
Определение общения необходимо, в первую очередь, потому что термин широко используется в русской бытовой речи ежедневно, где имеет интуитивно понимаемое, но с научной точки зрения не определенное значение. Такое определение требуется также, потому что в научной литературе смысл слова «общение» зависит от теоретических позиций исследователей, которые его используют [7, с. 254].
Природа общения, ее определенные и возрастные особенности, механизмы, конечно, и изменение стали предметом изучения философов и социологов, психолингвистов, экспертов в социальной, детской и возрастной психологии. Однако, различные исследователи вкладывают не идентичный смысл в понятие общение.
Это известно, поскольку набор определения общения за рубежом предлагается множество. Так, ссылаясь на данные Д. Денса, А. Н. Леонтьев сообщает, что только в англоязычной литературе к 1969 году предлагались 96 предложений понятия общение [9, с. 87].
Среди исследователей есть различные точки зрения на сущность, функцию общения:
1) общение – это коммуникация, коммуникативный процесс (Р. А. Максимова, Б. А. Родимов, Н. Винер и др.) или обмен информацией (Осгуда);
2) общение – один из видов деятельности (А. Н. Леонтьев и др.); компоненты которого, свойственные деятельности вообще;
3) общение может существовать в различных формах: в своей исходной форме, в форме совместной деятельности, в форме общения речевого или мысленного (А. Н. Леонтьев, Г. М. Андреева и др.).
Все эти подходы отражают разнообразие феномена общение.
Общение – это сложный и многосторонний процесс, который может действовать в то же время, что и процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, как отношение людей друг другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сочувствия, сопереживания и взаимопонимания [3, с. 144].
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ШКОЛЕ
2.1 Диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха
Целью данной работы является изучение процесса формирования коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха на внеклассных школьных мероприятиях. Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня сформированности коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха.
База исследования: ГУО «Специальная общеобразовательная школа №14 для детей с нарушением слуха города Минска».
Выборка исследования: в эксперименте принимало участие 15 детей, возраст которых 7-8 лет (Приложение А).
Для проведения экспериментального исследования, были отобраны методики для изучения коммуникативных навыков учащихся с нарушениями слуха (Приложение Б) [14]:
1. Методика определения ведущей формы общения ребенка с взрослым (М. И. Лисина).
2. Методика «Рукавички» для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г. А. Цукерман).
Перед началом выполнения диагностических заданий, каждому ребёнку была объяснена инструкция и пример выполнения задания. Для ребёнка создали условия, в которых он чувствовал бы себя комфортно и уверенно, так же убрали все отвлекающие игрушки.
На диаграмме (рисунок 2.1) можно увидеть результаты выполнения методики, для определения ведущей формы общения детей с нарушением слуха с взрослыми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на координацию и объединение их усилий для создания отношений и достижения общего результата. Коммуникация является более широким по объему понятием. Под коммуникацией понимается взаимодействие двух систем, в процессе которого коммуникация передается из одной системы в другую, несущей информацию, а коммуникация подразумевает передачу информации.
2. Коммуникативные навыки у детей с нарушением слуха – это способность устанавливать и укреплять общение с другими людьми, а также общаться и получать информацию в процессе социальной коммуникации с использованием легкодоступных языковых инструментов. Основными навыками общения у детей с нарушением слуха являются реальная активность, речевое взаимодействие, языковые способности, речевая активность, отношение к формам речи, глобальное и аналитическое понимание речи, приблизительное понимание речевых единиц, точное воспроизведение текстов и др.
3. Работа по развитию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха проводится и на внеклассных мероприятиях. Целями внешкольной деятельности по развитию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха являются: усиление способности воспринимать на слух речевой материал, разработанный в специальных классах; включение материала аудиотренировок в свободную слуховую и речевую деятельность; формирование новых слуховых образов на словарном материале, связанных со спецификой внеклассной деятельности; расширение представлений детей о звуках мира; развитие ориентировки в окружающем звуковом окружении.
4. По результатам проведенного экспериментального исследования уровня развития коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха пришла к следующим выводам. У большинства детей с нарушением слуха выявлен низкий уровень развития коммуникативных навыков. Такие дети трудно взаимодействуют со взрослыми, только если по инициативе взрослого. Контакты со сверстниками отсутствуют, дети предпочитают самостоятельные одиночные игры без поддержки речи. Используют отдельные речевые высказывания – однокомпонентные ответы на вопросы взрослых. Во время процесса общения чувствуют себя застенчивыми и напряженными. Основным объектом внимания в первую минуту занятий являются игрушки. Деятельность детей с нарушением слуха ограничивается кратким взглядом на объект внимания. Во время взаимодействия не отвечают на вопросы, не просят о помощи.
1. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие / А. Г. Арушанова. – М. : ТЦ Сфера, 2011 – 80 с.
2. Барабанов, Р. Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушение слуха / Р. Е. Барабоанов // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Международной научной конференции. – Челябинск, 2013. – С. 140–143.
3. Батуева, Г. М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников / Г. М. Батуева. Калининград, 2007. – 191 с.
4. Белая, Н. А. Междисциплинарный подход к изучению проблемы коммуникативной компетентности слабослышащих детей / Н. А. Белая // Специальное образование. – 2011. – № 4. – С. 6-10.
5. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. Г. Богданова. – М. : Академия, 2007. – 224 с.
6. Боскис, Р. М. Требования к специальному обучению тугоухих детей в связи с особенностями формирования речи / Р. М. Боскис // Известия АПН РСФСР. – М.: АПН РСФСР, 1954.– Вып.62. – 20 с.
7. Выгодская, Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм / Г. Л. Выгодская. – М. : Просвещение, 2010. – 174 с.
8. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Лань, 2008. – 656 с.
9. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л. Н. Галигузова. – М., 2005. – 44 с.
10. Герасименко, Ю. А., Карпова, Г. А. Межличностные отношения учащихся с нарушениями слуха: диагностика и коррекция: монография. – Урал. гос. пед. университет, 2007. – 163 с.
11. Зикеев, А. Г. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи : пособие для педагога-дефектолога / А. Г. Зикеев. – Москва : ВЛАДОС, 2013. – 423 с.
12. Корепанова, М. В. Целостное развитие личности ребенка: взгляд на решение проблемы / М. В. Корепанова // Начальная школа: плюс До и После. – 2008. – № 10. – С. 4 – 6.
13. Коробкова, О. Ф. Содержание понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные навыки», и «речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе / О. Ф. Коробкова // Специальное образование. – 2010. – № 3. – С. 29 – 41.
14. Королева, И. В., Янн, П. А. Дети с нарушениями слуха: книга для родителей и педагогов. – СПб. : КАРО, 2011. – 240 с.
15. Носкова, Л. П., Головчиц, Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха. – М. : Владос, 2006. – 344 с.
16. Речицкая, Е. Г. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. / Е. Г. Речицкая. – М. : Владос, 2007. – 655 с.
17. Розанова, Т. В. Развитие способностей у глухих детей / Т. В. Розанова. – М.: Педагогика, 2011. – 176 с.
18. Третьякова, Н. В. Развитие нравственных чувств у глухих детей / Н. В. Третьякова // Специальное образование. – 2008. – № 2. – С. 35 – 40
19. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2010. – 291 с.
20. Феклистова, С. Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: Учеб.- метод. пособие / С. Н. Феклистова. – Мн. : БГПУ, 2008. – с. 369
21. Янн, П. А. Воспитание и обучение глухого ребёнка: Сурдопедагогика как наука : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П. А. Янн ; Пер. с нем. Л. Н.Родченко, Н. М. Назаровой; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М. : Академия, 2009. – 248 с.