3 Принципы и методы государственного регулирования занятости населения в РБ
3.1 Основные проблемы функционирования рынка труда в Республике Беларусь
3.2 Направления совершенствования государственного регулирования занятости
Библиографический список
3 ГЛАВА ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РБ
3.1 Основные проблемы функционирования рынка труда в Республике Беларусь
Рынок труда является одной из составляющих рыночного механизма. Его функционирование связано с согласованием интересов субъектов трудовых отношений, стимулированием эффективной занятости, формированием необходимой профессионально-квалификационной структурой кадров, созданием условий для обеспечения экономического роста страны. В этой связи состояние рынка труда способно оказывать влияние на результаты функционирования национальной экономики.
Выявление проблем на рынке труда предполагает проведение анализа, при котором изучаются характеристики спроса и предложения труда, такие факторы, как оплата труда и рабочее время, а также процессы, формирующие занятость и безработицу [5, с. 39].
Анализируя функционирование рынка труда в Республике Беларусь, можно выделить следующие существующие проблемы:
1. Доля трудоспособного населения в последнее десятилетие стабильно сокращается, что объясняется увеличением количества граждан до и после трудоспособного возраста. При этом доля занятого населения в составе трудоспособного варьируется незначительно. Продолжается процесс внутренней миграции населения, что отражается на состоянии региональных рынков труда [4, с. 70-82].
2. С 2010 по 2020 год в Республике Беларусь наблюдалось снижение численности безработных, официально зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, хотя в 2015-2016 гг. был рост безработицы. На протяжении всего анализируемого периода наиболее высокий ее уровень наблюдался в Гомельской, Брестской, Витебской, Минской областях. При этом возросла доля мужской безработицы с 45 до 64% в целом по стране.
Также за данный период, кроме 2015 г., наблюдалось превышение потребности экономики в кадрах над количеством зарегистрированных безработных. Однако, в региональном разрезе за 2014-2016 гг. была противоположная ситуация. Это объясняется как различным состоянием регионов, так и активным протеканием инновационных процессов в экономике [4, с. 207-227].
3.2 Направления совершенствования государственного регулирования занятости
Реформа сферы занятости является одной из основных структурных реформ, проводимых в Республике Беларусь в настоящий период. В Республике Беларусь поиск перспективных направлений регулирования занятости населения осуществляется в соответствии с целевым ориентиром, обозначенным в Государственной программе о социальной защите и содействии занятости на 2016-2020 гг., который сформулирован следующим образом: «развитие системы социальной защиты посредством повышения эффективности политики занятости населения» [6, С. 4]. Из этого следует, что объектом управления является политика занятости населения. Исходя из текста документа, главным инструментом повышения её эффективности утверждены меры, которые следует относить к элементам активной политики занятости. Приоритет в активной политике занятости на текущий момент отдан мерам по оказанию посреднических услуг на рынке труда: помощь в поиске работы, информационное обеспечение, консультирование и подбор вакансий. Действительно, в мировой практике услуги по трудоустройству или помощь в поиске работы признаны наиболее эффективными мерами, оказывающими влияние на рост уровня занятости населения. Однако, в зависимости от деталей используемых управленческих решений, результатом таких мер могут стать разные эффекты. В Республике Беларусь меры «поддержки граждан в случае потери работы» приняли вид прямого трудоустройства всех незанятых лиц. Механизм осуществления данного управленческого решения поддерживается принятием соответствующих законодательных актов. Одним из наиболее значимых законодательных документов является Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения» от 18 июля 2016 г. № 409-З, согласно которому работодатели обязаны создавать рабочие места, минимальное количество которых регулируется местными исполнительными и распорядительными органами управления. Ликвидация таких рабочих мест возможна только по согласованию с указанными органами [7, С. 14]. В целях активизации деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве был принят Декрет Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. №1, которым внесены изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества».
1. Маковская, Н. В. Использование рабочего времени в национальной экономике Беларуси / Н. В. Маковская // Проблемы и вопросы экономики и менеджмента. Рецензируемый сборник научных трудов. Изд. ИЦ МОАН (ООО «Научно-Образовательные Технологии»), 2018. - С. 20-25.
2. Маковская, Н. В. Использование ресурса рабочего времени в промышленности Беларуси / Н. В. Маковская, Т. И. Чегерова // Вестник Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова. - 2018. - № 1(51). - С. 11-24.
3. Маковская, Н. В. Качество трудовой жизни в Беларуси через оценки удовлетворенности трудом / Н. В. Маковская, Т. И. Чегерова // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы : сборник трудов XII международной научно-практической конференции, УО «Полесский государственный университет», г. Пинск, 27 апреля 2018 г. / Министерство образования Республики Беларусь [и др.]; редкол.: К. К. Шебеко [и др.]. - Пинск : ПолесГУ, 2018. - С. 195-196.
4. Труд и занятость в Республике Беларусь : стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь ; редкол.: И. В. Медведева (пред.) [и др.]. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2018. - 310 с.
5. Чегерова, Т. И. Прогнозирование и планирование экономики : учебно-методический комплекс / Т. И. Чегерова. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2018. - 74 с. : ил.
6. Об утверждении Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 января 2016 г., № 73 // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.mintrad.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/files/POSTANOVLENIE1 .pdf.
7. О занятости населения Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/fLles/zakon-o-zanjatosti.pdf.
8. Нестандартные формы занятости. Анализ проблем и перспективы решения в разных странах: обзорная версия / Международное Бюро Труда. - Женева: МБТ, 2017. - С. 45.
9. A new organization of work: the EU Green Paper and national developments // European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions [Электронный ресурс]. - Mode of access: https://www.eurofound.europa/.