ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА
1.1 Модели и теории местного самоуправления
1.2 История развития местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Соотношение местного самоуправления и государственной власти в Республике Беларусь
2.2 Местное самоуправление в условиях развития информационного общества: опыт Республики Беларусь и Российской Федерации
РАЗДЕЛ 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы во многих странах мира значимый политический вес приобретает местное самоуправление, которое становиться реальным фактором общественного развития. Значительное распространение получили, в частности, различные объединения граждан по месту жительства, обеспечивающие их прямой доступ к решению текущих проблем данной административно-территориальной единицы, проведение местных референдумов по наиболее важным вопросам жизни населения. Важную роль в осуществлении местного самоуправления принадлежит органам местного самоуправления.
Местное самоуправление – это форма представительной демократии, посредством которой население реализует свою власть, закрепленную на конституционном уровне.
В конце ХХ века в европейских странах самоуправление стало одной из самых популярных идей и одним из самых значимых политических лозунгов, что, говорит, о важности данной проблемы.
Местное самоуправление как институт характерно практически для всех стран мира. Многие страны уже накопили значительный практический опыт в решении вопросов местного самоуправления. В то же время дискуссии о том, как повысить качество деятельности представительных органов власти (собрания на местном уровне, советы, комитеты и пр.), соответствующих органов управления (местная администрация), местных референдумов, собраний (сходов граждан, иных форм демократизации принятия управленческих решений), а также органов территориального общественного самоуправления населения, продолжаются. В настоящее время не подлежит сомнению: путь к конституционному строю, правовому государству, гражданскому обществу лежит через правильно организованное местное управление и самоуправление.
РАЗДЕЛ 1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА
1.1 Модели и теории местного самоуправления
Изучение теории местного самоуправления позволяет проследить ход развития наиболее важных идей и определить их значимость для современного функционирования местного самоуправления. Развитие местного самоуправления традиционно связано с различными социально-политическими процессами, экономическими и другими факторами. Особенности местного самоуправления во многом зависят от национальных и национальных традиций организации государственной власти в разных странах. В то же время многие ученые, придерживаясь различных идейно-политических взглядов, неразрывно связаны с развитием научного мышления о характере политических изменений в муниципальном праве. Таким образом, местное самоуправление нашло теоретическую основу в общественном договоре еще в XVII веке. и 19. век, естественные права, распределение власти, Просвещение французской политической науки, идеология либеральной Англии и Русская буря.
Сложность местного самоуправления объясняется появлением политико-правовых идей, разработанных многими зарубежными и российскими авторами теории местного самоуправления [10, с. 128].
Из всех пород необходимо выбрать ту, которая важна или может быть важна для Республики Беларусь.
РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Соотношение местного самоуправления и государственной власти в Республике Беларусь
Процесс развития местного самоуправления в Республике Беларусь, с момента образования независимого государства, можно разделить на несколько этапов.
Первый этап – 1991-1994 гг.
20 февраля 1991 г. Принят Закон № 617-XII «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [15]. Данный закон определил систему и экономическую базу местного управления и самоуправления в Республике Беларусь, закрепил основы правового положения органов местного управления и самоуправления, отдельных форм непосредственной демократии. Практически он передавал власть на местном уровне от партийных органов и исполкомов Советам и создавал реальные предпосылки для развития местного самоуправления.
15 марта 1994 г. принята Конституция Республики Беларусь. Конституция содержит раздел V «Местное управление и самоуправление». Установлено, что Советы депутатов, исполнительно-распорядительные органы «решают вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, исполняют решения вышестоящих государственных органов» (статья 119 Конституции Республики Беларусь) [11]. В этой норме заложена иерархическая модель территориального управления Республики Беларусь.
Второй этап – 1995-1999 гг.
РАЗДЕЛ 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Республика Беларусь как европейское демократическое государство изучает позитивный опыт других стран и адаптирует его к своим условиям. Между тем, следует иметь в виду, что «наша страна имеет свои особенности, отличный от других уровень социально-экономического развития, иные жизненные стандарты, менталитет населения, свой опыт организации управления. Это, безусловно, оказывает и впредь будет оказывать влияние на структуру и функции ее управляющих органов».
Совет Европы принял 15 октября 1985 года Европейскую Хартию местного самоуправления, накоплена богатейшая западная литература по тематике муниципального права. Однако правотворческая и правоприменительная практика убедительно доказала, что «иностранный опыт в белорусских условиях может быть учтен, но ни в коей мере зарубежные институции не могут быть механически заимствованы» [9, с. 52].
Процессы становления и развития местного управления и самоуправления в Республике Беларусь идут медленнее, чем в других странах СНГ, не говоря о дальнем зарубежье. «Поэтому использование того или иного метода повышения эффективности местного управления и самоуправления в Республике Беларусь зависит и определяется концептуальными преобразованиями в отношении компетенции и функциональных полномочий тех или иных уровней власти: центрального, областных и г. Минска, районных в городах или городских областного подчинения; их органов» [13, с. 95].
В настоящее время, по мнению значительной части западных политологов, «органы местного управления и самоуправления в ряде стран имеют ограниченные возможности в реализации функций из-за давления на них центральной власти. Этот процесс наблюдается и в Республике Беларусь».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система органов местной власти в Республике Беларусь построена по принципу относительной децентрализации, то есть включает в себя как органы местного управления, которые формируются центральными органами государственной власти, так и органы самоуправления, избираемые местным населением.
Взаимодействие местных органов управления и самоуправления включает несколько аспектов: политический – распределение властных полномочий между данными органами; организационный – разграничение компетенции и порядка формирования; практический – непосредственное взаимодействие при реализации полномочий. Только высокий уровень взаимопонимания и сотрудничества местных исполнительных и представительных органов будет способствовать эффективной деятельности органов местной власти.
Местные Советы депутатов как органы местного самоуправления БССР за советский период своего существования прошли долгий путь развития.
Обладая несомненными, положительными качествами, решая важнейшие вопросы местной жизни, они, вместе с тем, во многом играли декоративную роль, что было обусловлено всевластием партийного аппарата.
Таким образом, Республика Беларусь как европейское демократическое государство изучает позитивный опыт других стран и адаптирует его к своим условиям. Использование того или иного метода повышения эффективности местного управления и самоуправления в нашей стране зависит и определяется концептуальными преобразованиями в отношении компетенции и функциональных полномочий тех или иных уровней власти.
1. Автоматизированная информационная система «Местные Советы депутатов». URL:http://uiip.basnet.by/results/detail.php?ID=4809.
2. Богдан, Е.Е. Пути модернизации местного самоуправления в Республике Беларусь на базовом уровне /Е.Е. Богдан // Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – Вып. 7. – С. 19-28.
3. Булавко, В. Г. Некоторые проблемы местного самоуправления: дискуссионные аспекты /В.Г. Булавко // Проблемы управления. – 2017. – №1. – С. 20-23.
4. Ванеев О.Н. Электронный муниципалитет: пути электронного взаимодействия органов местного самоуправления с населением // «Современное право. 2010.№4. C. 59-62
5. Василевич, Г.А. Особенности местного самоуправления в Республике Беларусь и некоторые направления его развития / Г.А. Василевич // Проблемы управления. – 2018. – № 4. – С. 11-15.
6. Веленто, Л. И. Феномен местного самоуправления Беларуси в свете европейских стандартов / Л.И. Веленто, Д.З. Сафаревич // Проблемы интеграции правовой системы Республики Беларусь в Европейское и мировое правовое пространство: материалы международной научной конференции (26-27 октября 2001 г.) / под редакцией Н.В. Сильченко. – Гродно: ГрГУ, 2002. – С. 238-241.
7. Выродов, И.Я. Местное самоуправление в России / И.Я. Выродов, В.И. Мухин, Н.В. Шумянкова: под общ. ред. И.Я. Выродова. – В 2 ч. – М.: Акад. самоуправления, 2000. – Ч. 1. – 233 с.
8. Дронова К.С., Аминов И.Р. Электронный муниципалитет // Теория и практика современной юридической науки: сб. науч. тр. по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 61–64.
9. Информационный бюллетень третьей Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств. – М., 1998. – №6. – С. 50–53.
10. Кивель, В.Н. Местное самоуправление в Беларуси / В.Н. Кивель [и др.]: под научн. ред. И.П. Сидорчук. – Минск: Тонпик, 2007. – 416 с.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2018. – 48 с.
12. Кузьмин, С. К становлению местного самоуправления: экономика и социальное развитие населения / С. Кузьмин // Экономист. – 2003. – №3. – С. 53–57.
13. Мархотко, Е.И. Зарубежный опыт организации местного управления и самоуправления: проблемы и перспективы применения в Республике Беларусь / Е.И. Мархотко // Проблемы управления. – 2008. – №2. – С. 152–156.
14. Мокрый, В. Ключевая роль местного самоуправления в укреплении государственности / В. Мокрый // Проблемы теории и практики управления. – 2002. – №6. – С. 66–68.
15. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 4 янв. 2010 г. №108–З: с изм. и доп. от 30 декабря 2018 г. № 159-З / ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 07.01.2016, 2/2346.
16. Осмоловский, В.В. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь: учеб. пособие / В.В. Осмоловский. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 1999. – 98 с.
17. Приходько, Ф.С. Местное самоуправление как институт власти / Ф.С. Приходько. – Горки: Бел. с.-х. акад., 1998. – 57 с.
18. Сидорчук, В.К. Организация местного самоуправления / В.К. Сидорчук. – Минск: Амалфея, 2002. – 272 с.
19. Чагина, Е.П. Зарубежный опыт и новые направления реформирования местного самоуправления в Республике Беларусь / Е.П. Чагина // Гуманітарна–эканамічны веснік. – 2008. – №1. – С. 93–99.
20. Шинкарев, В.В. Местное самоуправление: проблемы реформирования: монография / В.В. Шинкарев. – Минск: БГПУ, 2005. – 147 с.