Введение
Глава 1. Теоретические аспекты коррекции нарушения связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы
1.1 Особенности формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР
1.2 Особенности коррекции связной речи у старших дошкольников с ОНР
1.3 Особенности коррекции нарушения связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции нарушения связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных
2.3 Методические рекомендации для формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современной психолого-педагогической литературе определены теоретические подходы к развитию связной речи как универсальной способности, характеризующей целостное развитие ребенка и являющейся важным показателем его готовности к обучению в школе и развития определенных школьных навыков.
В современном мире активно обсуждается вопрос образования и воспитания детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. К этой группе относятся также дети с тяжелыми нарушениями речи. Для этой категории детей характерны особые образовательные потребности, которые необходимо учитывать в процессе инклюзии. В связи с этим важно совершенствовать методы преодоления речевых нарушений для обеспечения полноценного общения, так как одной из основных задач коррекционного воспитания детей с отклонениями в развитии является подготовка их к практической деятельности и успешной социализации в обществе.
Тесная связь между речью и умственным развитием детей, развитием их мышления, восприятия и наблюдения отчетливо проявляется в формировании связной речи. Чтобы рассказать о чем-то связном, необходимо иметь четкое представление об объекте рассказа (предмете, событии), уметь анализировать, выбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи между субъектами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логический (фразовый) акцент, подбирать слова, подходящие для выражения той или иной мысли, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для коммуникации предложений.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают устойчивую тенденцию к росту числа детей со сложными нарушениями речевого развития. При общей недоразвитости речи существуют различные сложные речевые нарушения, при которых у детей возникают проблемы, формирующие все компоненты речевой системы, связанные со звуковой и смысловой стороной развития речи.
У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает достаточно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка. Для детей с ОНР данные показатели гораздо ниже и определяют необходимость определенного коррекционного воздействия.
Известно, что чтение художественной литературы играет особую роль в формировании человеческой личности. Использование литературных произведений основано на психологических особенностях воздействия на внутренний мир каждого ребенка. Например, художественная литература помогает ребенку строить свою собственную картину окружающего мира: согласовывать язык бессознательного с пониманием ситуации и ее словесным описанием. То есть в процессе знакомства с книгой происходит развитие связной речи. Поэтому разумно начинать ее с детства [1, с.201].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Особенности формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР
Общее недоразвитие речи – нарушение сформированности всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и полным слухом.
Проявления ОНР зависят от уровня недеформированных компонентов речевой системы и могут варьироваться от полного отсутствия общей речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Выявление ОНР происходит с помощью специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразеологической речи, грамматической системы языка, полного звукового произношения и др. [4, с.33].
По мнению М.М. Алексеевой, ОНР (общее недоразвитие речи) представляет собой деформацию звуковой и семантической сторон речи, выраженная в общем или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетическо-фонемических процессов и связной речи. Среди детей с речевой патологией наибольшую группу составляют дети с ОНР – около 40%. Глубокие недостатки в развитии устной речи в будущем неизбежно приведут к нарушению письменной речи и нарушению чтения – дисграфии и дислексии [2, с. 102].
С точки зрения Л.С. Выготского, процесс развития речи является основой для накопления культурного опыта ребенка [6, с.18].
В своих исследованиях развития речи у ребенка С.Н. Цейтлин подчеркивает, что формирование речи способствует формированию познавательной активности и мышления. Формирование речи является необходимым условием межличностного взаимодействия, которое, в свою очередь, помогает ребенку исследовать мир [38].
По мнению Н.С. Жуковой, признаками общего недоразвития речи являются следующие аспекты:
- если ребенок сохранил слух, то интеллектуальных расстройств нет;
- отмечаются речевые нарушения, влияющие на формирование его психики.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Особенности формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР
Общее недоразвитие речи – нарушение сформированности всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и полным слухом.
Проявления ОНР зависят от уровня недеформированных компонентов речевой системы и могут варьироваться от полного отсутствия общей речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Выявление ОНР происходит с помощью специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразеологической речи, грамматической системы языка, полного звукового произношения и др. [4, с.33].
По мнению М.М. Алексеевой, ОНР (общее недоразвитие речи) представляет собой деформацию звуковой и семантической сторон речи, выраженная в общем или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетическо-фонемических процессов и связной речи. Среди детей с речевой патологией наибольшую группу составляют дети с ОНР – около 40%. Глубокие недостатки в развитии устной речи в будущем неизбежно приведут к нарушению письменной речи и нарушению чтения – дисграфии и дислексии [2, с. 102].
С точки зрения Л.С. Выготского, процесс развития речи является основой для накопления культурного опыта ребенка [6, с.18].
В своих исследованиях развития речи у ребенка С.Н. Цейтлин подчеркивает, что формирование речи способствует формированию познавательной активности и мышления. Формирование речи является необходимым условием межличностного взаимодействия, которое, в свою очередь, помогает ребенку исследовать мир [38].
По мнению Н.С. Жуковой, признаками общего недоразвития речи являются следующие аспекты:
- если ребенок сохранил слух, то интеллектуальных расстройств нет;
- отмечаются речевые нарушения, влияющие на формирование его психики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что для связной речи детей с ОНР, характерными являются следующие особенности:
- в разговоре, при составлении сюжета на заданную тему, картины, серии сюжетных картинок, происходят нарушения логической последовательности, «зацикливание» на второстепенных деталях, опущение основных событий, повторение отдельных эпизодов;
- рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они используют в основном простые, малоинформативные предложения;
- сохраняются трудности в планировании их высказываний и выборе подходящих языковых инструментов.
Мы определили, что коррекция связной речи в рамках работы с детьми с ОНР представляет собой одно из наиболее важных направлений в гармоничном развитии детей старшего дошкольного возраста. Выбор коррекционных методов и мероприятий зависит от уровня нарушения и особенностей работы в рамках функционирования речевого развития каждого отдельного ребенка с ОНР.
Очень важна коррекционная работа в процессе формирования и коррекции связной речи у детей с ОНР. А использование художественной литературы позволяет стимулировать речевую и познавательную активность дошкольников, устранить их речевые и эмоциональные проблемы. Во время коррекционных занятий можно использовать элементы театрализации, игры для развития речи с использованием художественной литературы, артикулирующие сказки, логорифмические и пальцевые упражнения в сопровождении поэтических текстов.
С целью определения уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методики В.П. Глухова. В ходе исследования нами были получены следующие результаты: 10 дошкольников имеют низкий уровень развития связной речи, неспособность самостоятельно строить связные высказывания повествовательного и описательного характера.
Эти дошкольники не воспринимают и не пересказывают текст, который они слышат, не следуют структуре текста при пересказе, не знают, как сделать рассказ из картинки, из личного опыта, в то же время высказывания дошкольников однообразные, предложения просты, дошкольники не используют союзы и предлоги в речи, чтобы передать временные и пространственные отношения. 5 дошкольников имеют средний уровень развития связной речи, эти дошкольники допускают нарушение структуры текста при пересказе, составляют описательный текст с помощью наводящих вопросов.
1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям / З.Е. Агранович. – СПб: Детство-Пресс, 2004. – 236 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду / М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. – М.: Просвещение, 2010 – 224 с.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
5. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ, 2006. – 158 с.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во «Лабиринт», 2009. – 352 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы изучения детской психологии / Л.С. Выготский. – Спб.: Питер, 2007. – 224 с.
8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Академия, 2011. – 472 с.
9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
10. Давыдов, В.В. Возрастная и педагогическая психология / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. – М.: Просвещение, 2009. – 288 с.
11. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей Е.М. Мастюкова. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. – 320 с.
12. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р.Е. Левина // Специальная школа. – 2007. – № 2. – С.11-15
13. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность /А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2005. – 214 с.
14. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 528 с.
15. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие/под. ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2012. – 224 с.
16. Розенгарт-Пупко, Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.Л. Розенгарт-Пупко. – М.: «Просвещение», 2013. – 96 с.
17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Спб.: издательство «Питер», 2010. – 712 с.
18. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Академия, 2011. – 360 с.
19. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
20. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
21. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. / Сост. Р. И. Жуковская и Л. А. Пеньевская. – М.: «Просвещение», 2016. – 399 с.
22. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: «Просвещение», 2014. – 288 с.
23. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: «Педагогика», 2012. – 284 с.
24. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова , И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
25. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Тривола, 2014. – 324 с.