ВВЕДЕНИЕ
1 Метологические аспекты формирования инновационной экономики
1.1 Сущность, этапы и роль инновационного развития экономики в укреплении конкурентоспособности страны
1.2 Опыт перехода национальных экономик на инновационный путь развития зарубежных стран
2 Оценка итогов иновационного развития Республики Беларусь в контексте государственных программ
2.1 Этапы формирования и развития национальной инновационной системы в Республике Беларусь в контексте реализации Государственных программ инновационного развития
2.2 Оценка инновационного потенциала Республики Беларусь по результатам реализации Государственных программ инновационного развития за 2007-2010 и 2011-2015 годы
3 Направления словершенствования развития инновационной деятельности кв контексте Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена научно-техническим прогрессом, признанным во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления
Экономическая и вместе с ней политическая свобода государства определяется в основном его конкурентоспособностью в рамках международного сообщества.
Важность и значимость темы исследования состоит в том, что по проблемам научно-инновационной политики большое внимание отводится состоянию социально-экономической среды, общественных предпосылок, выражающих своеобразие социально-экономического пространства. В результате создаются различные формы использования инноваций экономическими субъектами, непосредственно влияющих на общественные отношения. Через систему этих отношений реализуются полезные свойства инноваций и осуществляется их социальное воздействие. Также скорость прохождения инноваций по стадиям единого цикла «наука-производство-рынок» в промышленно-развитых странах на современном этапе определяется не только уровнем экономического развития, но и уровнем социальной ответственности государства.
Конкурентоспособность на государственном уровне предполагает множество составляющих, но самое важное на сегодняшний день должно включать в себя инновационный потенциал государства, состоящий из людей способных. Нестандартное мышление и созидание; Эффективные предприятия, в которых новые идеи могут быть превращены в товары и прибыль, и, наконец, государственные учреждения, которые обеспечивают почву для новых, общественно полезных проектов и создают благоприятный климат для их роста и развития. Отсутствие или игнорирование этих факторов обрекает государственную систему на вымирание.
Целесообразность разработки темы связана с тем, что инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.
Экономический рост государств в XXI веке будет обеспечен ведущей ролью научно-технического прогресса и интеллектуальной интеграцией основных составляющих производства во все сферы экономики и, главным образом, в промышленность.
1 Методологические аспекты формирования инновационной экономики
1.1 Сущность, этапы и роль инновационного развития экономики в укреплении конкурентоспособности страны
Глобализации мирового хозяйства привела к усилению интереса к проблеме повышения международной конкурентоспособности. Вопросы конкурентоспособности выходят на первые места среди вопросов национальной значимости, поскольку они тесно связаны с достижением динамичного экономического развития страны и повышением уровня жизни ее населения.
Наиболее предпочтительным способом повышения конкурентоспособности страны является внедрение инноваций.
Инновация ‒ первое практическое применение нового научно-технического, производственно-технологического, организационно-управленческого или иного решения, способного повысить конечные экономические результаты финансово-экономической (коммерческой) деятельности предприятия.
Кроме того, инновации ‒ это разработка и освоение результатов исследований, повышающих эффективность путей и средств реализации конкретных процессов, включая освоение новых продуктов и технологий.
Не все нововведения качественные, радикально меняющие технологию и организацию производства. Многие нововведения имеют относительно незначительные изменения. История экономики показывает, что чаще всего научно-технический прогресс не революционный, а эволюционный. Такие нововведения можно определить, как улучшения.
Улучшения представляют собой инновации, оказывающие относительно незначительное влияние на динамику развития конкретного объекта.
Вся управленческая деятельность взаимосвязана и, как правило, должна осуществляться параллельно. При этом конечный успех любого вида управленческой деятельности зависит от ее инновационной составляющей. И наоборот, конечный успех инновационного менеджмента возможен только на основе реализации его идей и разработок в практике других видов менеджмента.
Инновации выполняют три функции:
‒ воспроизводство;
‒ инвестиции;
‒ стимулирование [7, с. 13].
2 ОЦЕНКА ИТОГОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
2.1 Этапы формирования и развития национальной инновационной системы в Республике Беларусь в контексте реализации Государственных программ инновационного развития
Начиная с конца XX столетия Организация экономического сотрудничества и развития активно продвигает концепцию создания национальных инновационных систем. Достичь этого можно только посредством улучшения политики в области образования, поощрения исследований и создания благоприятного инновационного климата для внедрения новых и высоких технологий в национальную экономику.
Вопрос об инновационном пути развития в Беларуси начал обсуждаться экспертами в 1995 году, когда по поручению президента разрабатывалась Программа социально-экономического развития страны до 2000 года. Реализация этой программы позволила стабилизировать ситуацию в экономике и заложить основы для устойчивого развития страны на основе инноваций.
Выступая в апреле 2001 года с Посланием к Парламенту Республики Беларусь, президент страны Александр Лукашенко особо отметил, что ориентация на инновационное развитие белорусской экономики выдвигается в качестве одной из приоритетных задач. Он подчеркнул, что только агрессивная инновационная стратегия, возведенная в ранг государственной политики, может сегодня служить фундаментом конкурентоспособной экономики.
На третьем Всебелорусском народном собрании в 2006 году Александр Лукашенко ясно и четко сформулировал стратегию инновационного развития Беларуси, заявив, что альтернативы ей в современных условиях нет: «Наука должна стать питающей средой инноваций, а инновации – основой развития экономики. Именно эта цепочка: умный, толковый, трудолюбивый и образованный человек – инновации и благосостояние – призвана обеспечить намеченный социально-экономический рост нашей страны».
При этом было отмечено, что инновации для Беларуси не самоцель, а средство повышения благосостояния народа и качества жизни в стране: «Научно-технический потенциал должен стать важнейшим фактором повышения эффективности экономики и на этой основе – улучшения качества жизни людей».
2 ОЦЕНКА ИТОГОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
2.1 Этапы формирования и развития национальной инновационной системы в Республике Беларусь в контексте реализации Государственных программ инновационного развития
Начиная с конца XX столетия Организация экономического сотрудничества и развития активно продвигает концепцию создания национальных инновационных систем. Достичь этого можно только посредством улучшения политики в области образования, поощрения исследований и создания благоприятного инновационного климата для внедрения новых и высоких технологий в национальную экономику.
Вопрос об инновационном пути развития в Беларуси начал обсуждаться экспертами в 1995 году, когда по поручению президента разрабатывалась Программа социально-экономического развития страны до 2000 года. Реализация этой программы позволила стабилизировать ситуацию в экономике и заложить основы для устойчивого развития страны на основе инноваций.
Выступая в апреле 2001 года с Посланием к Парламенту Республики Беларусь, президент страны Александр Лукашенко особо отметил, что ориентация на инновационное развитие белорусской экономики выдвигается в качестве одной из приоритетных задач. Он подчеркнул, что только агрессивная инновационная стратегия, возведенная в ранг государственной политики, может сегодня служить фундаментом конкурентоспособной экономики.
На третьем Всебелорусском народном собрании в 2006 году Александр Лукашенко ясно и четко сформулировал стратегию инновационного развития Беларуси, заявив, что альтернативы ей в современных условиях нет: «Наука должна стать питающей средой инноваций, а инновации – основой развития экономики. Именно эта цепочка: умный, толковый, трудолюбивый и образованный человек – инновации и благосостояние – призвана обеспечить намеченный социально-экономический рост нашей страны».
При этом было отмечено, что инновации для Беларуси не самоцель, а средство повышения благосостояния народа и качества жизни в стране: «Научно-технический потенциал должен стать важнейшим фактором повышения эффективности экономики и на этой основе – улучшения качества жизни людей».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, исходя из проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:
1) инновациями называются нововведения как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к организации и управлению производством.
2) Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое.
3) Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики.
4) Инновационную политику формируют и проводят профессионалы. Однако нынешняя система подготовки научных кадров высшей квалификации в недостаточной мере отвечает современным требованиям, их основная часть готовится для фундаментальной науки и высшей школы, что снижает возможность полноценного кадрового обеспечения высокотехнологичных и наукоемких производств, особенно в регионах.
5) Наряду с созданием и освоением в производстве новой наукоемкой продукции и технологий, в рамках РНТП осуществляется также и научное обеспечение решения проблем здравоохранения, экологии, информатизации и других социально-значимых для регионов вопросов.
6) Ближайшей задачей развития системы трансфера технологий должна стать организация ее структурных подразделений на инновационно активных предприятиях республики, что позволит связать единой цепью разработчиков научно-технической продукции и ее потребителей, обеспечить доступ отечественных предприятий к мировым сетям и базам технологического трансфер.
7) Переход к постиндустриальному обществу предполагает пре-вращение научной, научно-технической и инновационной политики из комплекса мер по управлению наукой и технологиями как отдельно взятым объектом в один из стержневых элементов всей системы государственного регулирования.
8) По уровню информатизации Республика Беларусь катастрофически отстает от ведущих и даже некоторых развивающихся стран мира. Материально-техническая проблема заключается в преодолении разрыва между существующим состоянием материально-технического обеспечения информационной сферы и уровнем этого обеспечения, необходимого для информационного общества.
1. Александров, С.А. Инновационная экономика-основа социально-экономического развития РБ / В.Н. Кривцов, Н.Н. Горбачёв//Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития общества. – Минск, 2014. – С.37
2. Байнев В.Ф. Инновационное развитие промышленного комплекса Евразийского экономического союза // Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом // Материалы IV (IX) международной научнопрактической конференции. Под общей редакцией Парахиной В.Н., Ушвицкого Л.И., Бобровой Е.Ф. – 2015. – С. 9–13.
3. Гаев А.В. Инновационные технологии – путь к формированию новой экономики// Белорусский экономический журнал. Инновация. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.
4. Герасимчик, Н.В. Инновационное развитие Республики Беларусь в условиях экономического роста. - Гомель, Центр исследования институтов рынка, 2017. – С.127
5. Инновационные предложения и потребности. – Режим доступа: http://inno.gomel.by.
6. Инновационная политика Беларуси. – Режим доступа: http://institutions.com.
7. Кацер, А.А. Инновации и экономическое развитие в современных условиях / А.А. Кацер// Вестник Брестского государственного технического университета. – 2014. - №3. – С. 13-14.
8. Кудашов, В. И. Проблемы инновационного развития экономики Республики Беларусь / В. И. Кудашов, А. И. Рябоконь // Труды БГТУ. Сер. 5, Экономика и управление. - Минск: БГТУ, 2019. - № 1 (220). - С. 21-25.
9. Кудашов, В. И. Экономика и управление инновациями: учеб. пособие / В. И. Кудашов. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 267 с.
10. Мясникович, М. В. Эволюционные трансформации экономики Беларуси: монография / М. В. Мясникович ; Национальная академия наук Беларуси, Отделение гуманитарных наук и искусств. – Минск: Беларуская навука, 2016. – 321 с.
11. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь – 2018: статистический сборник [Электронный ресурс]. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018. – 137 с.
12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
13. Открытые данные Беларуси [Электронный ресурс] // Сообщество «Открытые данные Беларуси». – Режим доступа: http://opendata.by/.
14. Официальный сайт Министерства статистики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by.
15. Правовое регулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь / Е. В. Вашкевич и др. Минск: ГУ «БелИСА», 2017. – 145 с.
16. Протасова, М. А. Инновационный потенциал Беларуси и его оценка в международном рейтинге инноваций / М. А. Протасова // Экономический бюллетень Научно–исследовательского экономического института
17. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10.07.2012 г., № 425–З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
18. О государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 31.01.2017г. № 31 (в ред. Указа от 30.11.2017 г. № 428): // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
19. О приоритетных направлениях научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2016-2020 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2015 г. № 166 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
20. О развитии цифровой экономики: Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
21. Об утверждении Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 15.12.2016 г., № 466 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
22. Рейтинг инновационных стран. – Режим доступа: http://www.in-nov.ru.
23. Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2018 – Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/research-and-development-expenditure/info.
24. Роль инноваций в эпоху глобализации экономики. – Режим доступа: http://polbu.ru.
25. Рудковская, О. Проблемы инновационного и инвестиционного развития промышленных организаций Республики Беларусь / О. Рудковская // Банковский вестник. – 2017. – № 4. – С. 53-59.
26. Шитова О.М. Оценка инновационного потенциала Республики Беларусь // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(82). URL: https://sibac.info/archive/economy/10(82).pdf
27. Шумилин, А. Г. Инновации – основной источник экономического роста / А. Г. Шумилин // Проблемы управления. – 2017. – № 1. – С. 80–85.
28. Шумилин, А.Г. Национальная инновационная система Республики Беларусь: монография / А.Г.Шумилин. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2014. – 255 с.
29. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. – М.: «Эксмо», 2007. – 864 с.
30. Щеников, Я.А. Теория инноваций: учеб. пособие / Я.А. Щеников. – СПб.: ГУАП, 2011. – 150 с.