ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Обучение счетной деятельности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
1.2 Сущность и значение дидактических игр и упражнений в формировании элементарных математических представлений
1.3 Специфика обучения счетной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и упражнений
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление уровней сформированности счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
2.2 Содержание работы по обучению счетной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
2.3 Результаты и анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по обучению счетной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Необходимость обучения дошкольников счету обусловливается ориентацией системы образования на разностороннее развитие личности ребенка, подготовку его к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях. Усвоение дошкольниками понятия числа, овладение счетом как деятельностью обеспечивает их ориентировку в окружающем мире, развитие мыслительных процессов и интеллектуальное развитие в целом. Для умственного развития детей важно, чтобы они овладели математическими понятиями, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различных практических задач, а также для успешного обучения в начальной школе.
В период дошкольного возраста игра имеет решающее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре среди детей остается и занимает значительное место и впервые в школьные годы. В играх нет реального кондиционирования обстоятельств, пространства, времени. Дети являются творцами настоящего и будущего. В этом и заключается прелесть игры.
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку необходима активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь осмысленной, полноценной, создают уверенность в своих способностях. Игра имеет большое воспитательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями за повседневной жизнью.
Изучение математики не должно быть скучным занятием для ребенка, а просто существует множество математических игр и игр для маленьких детей. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок узнает только то, что его интересует, что его удивляет, радует или пугает. Вряд ли он вспомнит что-то, что ему не кажется интересным, даже если взрослые будут настаивать. Поэтому главная задача педагогов и родителей – заинтересовать ребенка. Тогда дети даже не заметят, как они научатся считать. Таким образом, в современной концепции дошкольного образования гуманизация целей и принципов воспитательной работы с детьми выделяется как ключевая позиция в обновлении детского сада, и в этой связи обучение дошкольников рассматривается в контексте игровой деятельности. Именно игра делает процесс обучения интересным и увлекательным, а значит, успешным.
Многие известные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Левшина, Т.В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у детей математических идей должно основываться на предметно-сенсорной деятельности, в процессе которой легче усвоить весь спектр знаний и умений, сознательно овладев навыками счета.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Обучение счетной деятельности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Исследованием счетной деятельностью детей дошкольного возраста занимались многие педагоги, как А.В. Белошистая, Р. Грин, В.В. Данилова, Я.А. Коменский, А.М. Леушина, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.
Чешский мыслитель, гуманист и педагог Я.А. Коменский [10] в руководстве по воспитанию детей до школы «Материнская школа» в программу по арифметике и основам геометрии включил счет в пределах первых двух десятков (4-6 лет), наименьшего из них, сравнение дополнительных объектов, геометрических фигур и мер измерения.
И.Г. Песталоцци [19, с. 121], швейцарский демократ-педагог и основатель теории начального образования, указал на недостатки существующих методов обучения, основанных на зубрежке, и рекомендовал учить детей тому, как считать конкретные предметы, понимать действия по номерам и определять время.
Русский учитель-демократ К.Д. Ушинский [22, с. 97] предложил научить детей подсчитывать отдельные предметы и группы в действиях сложения и вычитания, формировать понимание десятка как учетных единиц.
Методы формирования у детей понятия числа и формы нашли отражение и получили дальнейшее развитие в системах сенсорного образования Ф. Фребеля и М. Монтесори [17, с. 54]. Педагоги признали роль и необходимость элементарных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы, оценили эту деятельность как средство психического развития и рекомендовали обучать детей как можно раньше (в возрасте около 3-х лет). Они понимали обучение как упражнение в практической, игровой деятельности, используя накопленный зрительный материальный опыт различения количества, времени и пространства.
Л.В. Глаголева [7, с. 102] разработала методику обучения детей счету. Ее работы раскрыли содержание, методы и приемы формирования математических знаний у детей. Она рассматривает игру как основной метод обучения в классе.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление уровней сформированности счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Целью диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста являлось изучение начального уровня сформированности счетных представлений.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №5 города Жлобина».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста, которые для проведения экспериментального исследования были разделены на две группы:
контрольная группа – 20 человек (12 девочек и 8 мальчиков);
экспериментальная группа – 20 человек (14 мальчиков и 6 девочек).
Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа:
Констатирующий этап: на данном этапе осуществлялась выявление уровня сформированности навыков счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с использованием специально-подобранных методик.
Формирующий этап: на данном этапе были разработаны и применены на практике направления содержания работы по обучению счетной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.
Контрольный этап: обобщение и анализ результатов исследования уровня сформированности навыков счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста после реализации разработанных направлений работы по обучению счетной деятельности.
В.С. Мухина в качестве показателей уровня сформированности количественных представлений старшего дошкольного возраста в области счетной деятельности выделяла следующие: умение считать до 10; знание чисел и цифр; умение устанавливать связь и зависимость; знание состава числа [18]. Эти показатели берутся в качестве критериев, и они находят свое отражение в описании уровней.
Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста должна способствовать правильному построению педагогического общения с ребенком. В период дошкольного детства все психические процессы очень подвижны и пластичны, и развитие потенциальных возможностей во многом зависит от условий, которые педагоги и родители создают для этого развития. Педагогическая наука и практика подтверждают, что полученное образование в большей степени способствует проявлению и активизации способностей детей. Понятия «зона актуального» и «ближайшего развития» ребенка, введенные Л.С. Выготским отмечают этот факт. Соответственно, основной целью педагогической диагностики является определение динамики прогресса ребенка в овладении определенной программой [17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Счетная деятельность у детей дошкольного возраста развивается в шесть этапов. Вся работа по развитию счетной деятельности у детей дошкольного возраста ведется в строгом соответствии с требованиями содержания программы. В каждой программе обучения и воспитания в детском саду определяются задачи формирования у детей количественных представлений. Работа должна проводиться последовательно и системно, с учетом возрастных особенностей детей. Основной формой реализации требований программы являются занятия в учреждении дошкольного образования. Для закрепления знаний и совершенствования навыков и умений, полученных на занятиях, необходимо включить в различные виды деятельности упражнения по развитию количественных идей.
Дидактическая игра – вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп: игры с цифрами и числами; игры путешествие во времени; игры на ориентировки в пространстве; игры с геометрическими фигурами; игры на логическое мышление.
В форме игры ребенок учится формировать счетные задания. Ребенок, не зная этого, учится считать в порядке возрастания и убывания, уметь распознавать числа в ряду и знать предыдущие и последующие числа. Дидактические и логические игры математического содержания воспитывают в детях познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами задачи, характерная для каждого развлекательного задания, всегда вызывает у детей интерес. В процессе игры у детей развивается привычка концентрироваться, самостоятельно мыслить, развивать внимание и стремление к знаниям. Очарованные игрой, дети не замечают, что учатся: учатся, запоминают новые вещи, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас идей, понятий, развивают свою фантазию, даже самые пассивные из детей присоединяются к игре с большим желанием.
Качественный анализ результатов опроса показал, что многие дети неправильно определяют совокупность объектов на основе оценки, сравнивают числа, уменьшают и увеличивают число на единицу, считают в прямом и обратном порядке, соотносят количество объектов с числом. Не все ошибки могут быть исправлены сами собой. Дети старшего дошкольного возраста затрудняются в высказываниях, объяснениях, понимании и объяснении последовательности действий. Многие из ошибок в заданиях были сделаны детьми по неосторожности. Можно сделать вывод, что общий уровень сформированности счетной активности в группе детей старшего дошкольного возраста невысок. Поэтому детям старшего возраста требуется дополнительная работа, чтобы научиться считать. При планировании мероприятий по развитию необходимо учитывать вышеупомянутые трудности детей и активно использовать игры и упражнения, которые способствуют развитию навыков, которые в большей или меньшей степени учитывают количество. Кроме того, в группе и в повседневной жизни важно использовать игры и упражнения, способствующие развитию произвольного внимания.
1. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
2. Боровлева, А. В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А. В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2006. – № 7. – С. 76 –83.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 96 с.
4. Выготский, Л. С. Лекции по педологии / Л. С. Выготский. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. – 296 с.
5. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен ; отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. – М. : Издательство «Школа-Пресс», 1995. – 448 с.
6. Глаголева, Л. В. Преподавание арифметики лабораторным методом» / Л. В. Глаголева. – 1999. – 254 с.
7. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет / А. Н. Давидчук. – М., 2011. – 265 с.
8. Данилова, В. В. Методика формирования математических представлений : методический курс / В. В. Данилова, Л. И. Павлова. – М. : Акад. Изд. МЭГУ, 2009. – 256 с.
9. Ерофеева, Т. И. Дошкольник изучает математику : метод. пособие для воспитателей / Т. И. Ерофеева. – М. : Просвещение, 2006. – 154 с.
10. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева, Л. И. Павлова, В. П. Новикова. – М., 1997. – 75 с.
11. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Каменский. – М. : Учпедиз, 1955. – 1232 с.
12. Леушина, А. М. Занятия по счету в детском саду / А. М. Леушина. – М. : Просвещение, 1974. – 368 с.
13. Леушина, Л. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Л. М. Леушина. – М. : Наука и жизнь, 1994. – 368 с.
14. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина ; под редакцией А. Г. Рузской. – М. : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 384 с.
15. Метлина, А. С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных математических представлений) : пособие для воспитателя дети. Сада / А. С. Метлина. – М. : Просвещение, 2013. – 243 с.
16. Метлина, Л. С. Математика в детском саду / Л. С. Метлина. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с.
17. Михайлова, З. А. Давайте поиграем! Математические резина / под ред. З. А. Михайлова и др. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
18. Мурашко, В. П. Роль дидактической игры в умственном развитии ребенка / В. П. Мурашко // Детский сад от А до Я. – М., 2008. – № 4. – С. 46 –52
19. Мусейибова, Т. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей / Т. А. Мусейибова, Г. А. Корнеева. – М. : Владос, 1989. – 159 с.
20. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
21. Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» / под ред. Е. В. Соловьёвой. – М., 2016. – 232 с.
22. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под ред. А. И. Булычевой. – М. : НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016. – 173 с.
23. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / М. Н. Перова. – М. : Просвещение: Учебная литература, 1996. – 144 с.
24. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения.Т-1 / И. Г. Песталоцци. – М., Педагогика 1981. – 298 с.
25. Попова, Г. П. Занимательная математика: материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками / авт.-сост. Г. П. Попова, В. И. Усачева. – Волгоград : Учитель, 2016. – 196 с.
26. Рубина, Е. Н. Психологические основы обучения дошкольников / Е. Н. Рубина // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ о дошкольниках и для дошкольников. – 2005. – № 7, 8. – С. 48 – 54
27. Сай, М. К. Математика в детском саду / М. К. Сай, Е. И. Удальцова. – 1990. – 96 с.
28. Сербина, Е. В. Математика для малышей / Е. В. Сербина. – М., Просвещение, 1992. – 80 с.
29. Смолякова, И. Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников / И. Н. Смолякова. – Мозырь : Содействие, 2011. – 116 с.
30. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т. В. Тарунтаева. – М. : Просвещение, 1980. – 64 с.
31. Ушинский, К. Д. О первоначальном обучении счету / К. Д. Ушинский // Избр. пед. соч. – М., 1986. – 147 с.
32. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников : уч. пособие / Е. И. Щербакова. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЕК», 2015. – 392 с.