ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТУРНЫХ КАРТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одна из основных задач исторического образования – формирование у учащихся пространственных представлений. На уроке рассматриваются все события как во времени, так и в пространстве. Работа с исторической картой способствует формированию у учащихся пространственных представлений. Но, к сожалению, ученики показывают недостаточные навыки работы с картой. Дети неохотно идут работать с картой, путаются в условных обозначениях либо используют карту как «шпаргалку» для ответа, как неумелое дополнение к своему рассказу. Это связано с отсутствием интереса и потребности школьников в работе с этим наглядным учебным материалом. Но работа с картой – неотъемлемая часть урока истории, учащиеся должны ориентироваться в пространстве исторической карты, чтобы уметь «читать» ее.
К сожалению, сегодня преобладают карты, сделанные на основе старой методологии и посвященные в основном территориальным изменениям, политическим процессам и объединениям в странах или военным событиям. В настоящее время не более десятка карт отражают новые подходы к содержанию исторического материала. На них изображены религиозные процессы, экономическое и демографическое развитие регионов, культурные достижения стран и народов и т. д.
Из трех основных типов исторических карт – общих, обзорных и тематических, последние сегодня явно преобладают. Тематические карты посвящены отдельным историческим событиям и явлениям, многие из них не содержат ненужных деталей и обозначений, но содержат визуальные и художественные символы раскрываемых событий. Согласно давней методологической традиции, эти карты посвящены войнам и важнейшим событиям внутренней политики.
Система картографических знаний и навыков, присутствующая сегодня в школе, во многом отражает устаревшие представления о картографической науке. В современном информационном обществе приоритетное развитие получила наука, так или иначе связанная с хранением, систематизацией, передачей и отображением информации. Картография занимает важное место среди таких наук. Испытывая живой общественный интерес к увеличению средств передачи информации, улучшению их качественных характеристик и методов использования, современная картография претерпела значительные изменения. Эти изменения пока не нашли отражения в школьном историческом образовании. Именно данные вышеуказанные аспекты обусловили выбор темы и актуальность данного исследования.
Степень разработанности темы исследования. Изучением применения исторической карты на уроках истории занимались Вяземский Е. Е. и Стрелова О. Ю., написавшие работу «Теория и методика преподавания истории»; Гора, П. В. (методические приёмы и средства наглядности обучения истории в средней школе), Никифоров Д. Н. (наглядность в преподавании истории), Степанищев А. Т., Стражев А. И. (методика преподавания истории), Студеникин, М. Т. (методика преподавания истории в школе) и др.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ
Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык.
Для того чтобы разобраться в вопросе о путях и механизмах формирования у учащихся умений, надо сначала уяснить, что собой предоставляют умения. До сих пор не уточнены соотношения между понятиями «умения» и «навыки». Большинство психологов и педагогов считают, что умение – более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения.
Одни авторы, в частности А.Т. Степанищев под умениями понимает возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению [22, с. 103].
Другие авторы М.Т. Студеникин, под умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По их понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями [24, с. 35].
Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.
Умение – это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.
Навык – это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов. Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка [14, с. 138].
Умение – это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае каких-либо возникающих трудностей, учащийся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при работе над допущенными ошибками.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
Первичные умения по работе с картами ученики получают на уроках природоведения в начальной школе. Они имеют представление о том, что на горизонтальной плоскости карт изображена местность в условном виде и масштабе. Ученики знают об условных знаках рек, морей, гор, рельефе местности и обращаются к условным знакам по мере надобности. Они могут показать населенные пункты, определить границу государства. У них складываются представления о различии географических и исторических карт (статика и динамика, цветность). Им известно, как ориентирована карта (север, юг, запад, восток). В основной школе эти знания требуют своего дальнейшего углубления и развития.
На первых уроках в основной школе выявляются картографические умения и навыки учащихся, и, прежде всего, умеют ли они пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ориентироваться в объектах. Для этого учитель показывает условный знак на карте и просит определить по легенде его значение. Или же по ходу объяснения предлагает ученикам обратиться к своду условных знаков карты. В ходе обучения чтению исторической карты одновременно привлекается настенная карта и ее уменьшенные копии в виде раздаточного материала [1, с. 152-153].
Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории. Этому способствует постоянное наличие исторических карт в кабинете истории. На уроках рассказ учителя или описание исторических событий всегда сопровождается показом по карте.
При появлении новой для учеников исторической карты в ходе беседы выясняется: какую часть земной поверхности она охватывает; какой хронологический период истории на ней отражен; какова зависимость климата от географической широты. Учитель показывает географические ориентиры, важнейшие объекты, взаиморасположение политических объединений; раскрывает характерную особенность границ данного периода; знакомит с исторической географией, называя прежние и современные названия на карте; разъясняет условные обозначения (легенду) карты [25, с. 7].
При переходе от одной карты к другой важно обеспечить преемственность. Если на картах отмечены разные регионы, то определяются их пространственные взаимоотношения. Этому помогает обобщающая карта, охватывающая оба этих региона. Затем выявляются временные отношения между картами – разновременность или синхронность событий истории, отраженных на картах. Для установления межкурсовых связей на уроках целесообразно одновременное применение синхронных карт по истории России и всеобщей истории. Одновременная работа с несколькими картами помогает ученикам находить нужные историко-географические объекты независимо от размеров карты, ее масштаба и охвата территории.
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТУРНЫХ КАРТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
Несмотря на изменения в системе обучения, работа с исторической картой по-прежнему является одним из важнейших элементов учебной деятельности на уроке и дома. С помощью карты на уроках истории изучается историческое пространство, изменение территорий и границ государств, продвижение человечества по планете. Современная политическая ситуация так же требует «географического» взгляда на историю.
На уроках учителя истории используют как просто карты, так и контурные. От последних можно отказаться, это уже выбор учителя. Но от исторических карт (настенные, в учебниках, атласах, на электронных носителях) отказаться невозможно, хотя бы по той причине, что современные дети больше привыкли воспринимать визуально. При этом в работе с картой очень важен этап V класса, так как карта – это не просто картинка, а источник информации. Если ребенок не научится этот источник понимать, то вся работа с картой будет ненужной.
Контурная карта – тип условно графической наглядности, предназначенный для самостоятельной работы учащихся по предлагаемым заданиям. Что в работе с контурной картой является проблемой? Для некоторых детей это просто набор линий, абсолютно непонятных. Поэтому, на мой взгляд, не надо начинать торопиться работать с контурной картой, иначе она станет просто раскраской для детей [5, с. 7].
Исторические карты являются настолько привычной частью урока, что стали незаметным, малоиспользуемым элементом учебной деятельности. В лучшем случае, карта используется для показа некоторых событий и объектов учителем и учащимися. Это немаловажный элемент работы с картой, но не единственный. Чтобы работа с картой превратилась реально в деятельность, необходимо использовать разные задания.
Первое знакомство с картой у детей происходит на уроках в начальной школе, поэтому V класс начинаем с небольшого повторения, связанного со сторонами света. Дети не всегда знают, где располагается север или восток, а такое явление как северо-восток вызывает у них полное недоумение.
Для проверки знаний детей о данном вопросе можно использовать розу ветров. Роза ветров в картографии и геральдике — картографическое обозначение основных географических азимутов сторон горизонта в виде звезды.
Она часть используется в учебниках как украшение, но ее можно сделать и практически используемым элементов. Кроме того, название «роза ветров» привлекательно для детей и легко запоминается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи исследования. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Предметные умения представляют собой умения, приобретаемые в каком-то конкретном предмете. В педагогике и психологии умение рассматривается как способность и результат деятельности с одной стороны, и как способность и качество личности, с другой стороны. Необходимо также отметить, что важность формирования предметных умений очень велика, поскольку они понадобятся личности не только в школьной деятельности на различных уроках, но и в повседневной жизни. Сформированные предметные умения – это и умение мыслить логически, и умение определять причинно-следственные связи и пр.
2. К основным методическим приемам работы с исторической картой на уроках истории Древнего мира относятся систематическое обращение к легенде карты, опора на её ориентиры, определение географического положения изучаемых стран, установление времени и территории охвата карты. Кроме этого важнейшим умением, помимо ориентирования, является чтение исторической информации в самой карте. Учитель учит детей анализировать, сравнивать карты и выполнять преобразующие задания. Полезным методическим приемом в этой работе является «путешествие по карте», изготовление «компасов» со сторонами света из бумаги, прием «живой» картой или «оживление» карты, составление легенды карты, локализация исторических событий для решения проблемных и творческих заданий, игра «Собери карту», «Найди ошибку», «Юные картографы», выполнение творческих заданий, меловые картосхемы, прием запоминания карты профессиональными военными и др.
3. Работа с исторической картой по-прежнему является одним из важнейших элементов учебной деятельности. На уроках учителя истории используют как просто карты, так и контурные. Для проверки знаний детей о сторонах можно использовать розу ветров. Пи работе с контурной картой на уроках истории Древнего мира необходимо помнить следующие правила: подбор по теме контурной карты найти соответствующей карты атласа, составление легенды карты (на специально отведённом на карте месте или на полях карты), подпись каждого из условных знаков, использование цветных карандашей при раскрашивании, аккуратные надписи географических объектов (при невозможности подписи – указание цифры с расшифровкой ее значения в легенде), выполнение только тех заданий, которые даны или в самой контурной карте, или учителем и др.
1. Аксенова, В.В. Экспериментируем на уроке истории. Сценарии учебных эпизодов. Интерактивные карты / В.В. Аксенова // Народное образование. – 2014. – №7. – С. 151-154.
2. Атласова, С.С. Развитие картографических знаний на уроках истории / С.С. Атласова, Т.И. Кельцинова // Евразийский Союз Ученых. – 2014. – № 3. – С. 5-7.
3. Банщикова, И.Н. Нетрадиционные приёмы для работы учащихся с картой / И.Н. Банщикова // История. – 2007. – №10. – С. 13-16.
4. Вагин, А.А. Методика обучения истории в школе / А.А. Вагин. – М.: Просвещение, 1972. – 354 с.
5. Ворожейкина, Н.И. Формирование пространственных представлений учащихся в основной школе / Н.И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – №9. – С. 6-12.
6. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Владос, 2003. – 384 с.
7. Глазырина, Т.Н. Методика преподавания истории / Т. Н. Глазырина. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 356 с.
8. Годер, Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира / Г.И. Годер. –М.: Просвещение,1980. – 351 с.
9. Годер, Г.И. Приёмы формирования пространственных представлений / Г.И. Годер // Преподавание истории в школе. – 1983. – №5. – С. 15-21.
10. Гора, П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе / П.В. Гора. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
11. Дайри, Н.Г. Методика обучения истории в средней школе / Н.Г. Дайри. –М.: Просвещение,1983. – 238 с.
12. Запорожец, Н.И. Методика обучения истории древнего мира и средних веков / Н.И. Запорожец. – М.: Просвещение,1984. – 399 с.
13. Запорожец, Н.И. Развитие умений учащихся в процессе преподавания истории / Н.И. Запорожец. – М.: Просвещение, 1978. – 144 с.
14. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2018. – 782 с.
15. Колосков, А.Г. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / А.Г. Колосков. – М.: Просвещение,1984. – 272 с.
16. Коровкин, Ф.П. Методика преподавания истории Древнего мира / Ф.П. Коровкин. – Киев: Советская школа, 1981. – 205 с.
17. Коровкин, Ф.П. и Запорожец Н.И. Методика обучения истории древнего мира и средних веков в 5-6 классах / Ф.П. Коровкин, Н.И. Запорожец. – М.: Просвещение, 1970. – 400 с.
18. Манкевич, Д.В. О специфике и перспективах использования интерактивных исторических карт в образовательном процессе / Д.В. Манкевич // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2013. – № 11. – С. 86-90.
19. Никифоров, Д.Н. Наглядность в преподавании истории и обществоведения / Д.Н. Никифоров, С.Ф. Скляренко. – М.: Просвещение, 1978. – 319 с.
20. Полторак, Д.И. Методика использования средств обучения в преподавании истории / Д.И. Полторак. – М.: Просвещение,1987. – 206 с.
21. Станкевич, В.А. Методика преподавания истории в средней школе / В.А. Станкевич // Преподавание истории в школе. – 1987. – №4. – С.14-19.
22. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории в школе / А.Т. Степанищев. – М.: Владос, 2002. – 210 с.
23. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории / М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова. – М.: Владос, 2004. – 253 с.
24. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. – М.: Владос, 2000. – 240 с.
25. Темушев, В.Н. Исторические карты. Проблемы их создания и применения на уроках истории / В.Н. Темушев. – Мн.: Республиканский институт высшей школы, 2007. –13 с.
26. Фатке, В. Работа с картой / В. Фатке // Преподавание истории в школе. – 1992. – № 3. – С. 23-29.
27. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – № 2. – 2003. – С. 58-64.