ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1.1 Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями слуха
1.2 Особенности инклюзивного образования детей с нарушениями слуха
1.3 Технологии работы учителя-дефектолога с родителями детей с нарушением слуха, обучающихся в условиях инклюзивного образования
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
2.1 Эмпирическое исследование по вопросу особенностей использования форм работы педагога с родителями детей с нарушением слуха, обучающихся в условиях образовательной инклюзии
2.2 Рекомендаций для педагогов по работе с родителями детей с нарушением слуха, обучающихся в условиях образовательной инклюзии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что социальная ситуация развития ребенка на пороге третьего тысячелетия требует научного осознания и прогнозирования перспектив развития детства, концентрации усилий всех ответственных за его нормализацию: профессиональных воспитателей и родителей, исследователей детства и практиков, особенно социальных педагогов. Важнейшей воспитательной задачей данной системы является гармоничное и полноценное развитие личности детей как основы для дальнейшей учебной деятельности.
По причине того, что глухие дети овладевают речью не таким образом, как слышащие, они нуждаются в специальной системе обучения и воспитания. Чем раньше обнаружены признаки глухоты, чем раньше начинается обучение, тем больше шансов на успешное освоение речи и учебного материала.
Не мало важным аспектом в работе со слабослышащими детьми, является организация и проведение эффективной работы с родителями. Педагоги работающие в рамках инклюзивного и интегрированного образования должны осуществлять консультативную, просветительскую и коррекционно-развивающую деятельность с родителями детей с недоразвитием слуха. Данная работа должна быть направлена на эффективные методы взаимодействия родителя с плохо слышащим ребенком, что будет способствовать дополнительной проработке навыков взаимодействия с социумом ребенка.
В условиях модернизации образования разработка и внедрение принципов, условий, путей и методов интеграции детей с нарушениями слуха, создание условий для инклюзивного образования и воспитания данной группы детей приобретает особую актуальность. При этом важно не нарушать целостность традиционной системы специального образования, учитывать специальные, особые условия, которые необходимы для обучения и воспитания детей с нарушениями слуха (Л.В. Андреева, М.Л. Баранова, О.А. Денисова, Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова, Н.Н. Малофеев, М.И. Никитина, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко и др.).
Специфика организации работы с родителями учащихся с нарушениями слуха в условиях интеграции и инклюзивного образования рассматривалась в работах таких отечественных исследователей как: Дарлинг, Р. Б., В. В. Ткачева, Хитрюк В.В., Мазуровой, Е.В. Пархалиной, В.Петшака и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
1.1 Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями слуха
Развитие психики ребенка с нарушениями слуха протекает с отклонениями от обычной нормы. Дело не только в том, что ребенок плохо слышит, но и в том, что это недостаток привел к нарушению многих функций и сторон психики, определяющих ход развития личности ребенка, у которого сформировались только зачатки речи, мышление почти не продвинулось в своем развитии от наглядно-образного к словесно-абстрактному. Другие стороны психики в своем становлении у этого ребенка не испытывали того решающего воздействия со стороны речи и отвлеченного мышления, которое имеет место в норме.
Дефекты глухоты и тугоухости в социуме являются проблемой социальной. Л.С. Выготский назвал данный дефект – «социальным вывихом»: «…физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху. В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный ребёнок не были дефективными…» [6, с. 169].
Е.Г. Речицкая, в свою очередь, отмечает, что большинство детей с нарушением слуха, независимо от возраста, воспитывается в основном в закрытых специализированных образовательных учреждениях (ясли, детский сад, школа-интернат) [21, с. 65]. В этих учреждениях как обязательное средство обучения применяется пальцевая азбука (дактилология), а в последние несколько лет – жестовая речь. Данный подход к воспитанию и обучению ребёнка с нарушением слуха обладает крайне негативными последствиями. Семья фактически отстранена от воспитательного процесса. Дети в течение долгого времени находятся за пределами семьи, дома, бывая там лишь кратковременно в выходные дни или каникулы [21, с. 70].
Это относится, прежде всего, к сфере восприятия, в том числе к нарушенному слуху: он не стал в полной мере речевым слухом. В таком состоянии взаимодействие слухового анализатора с речедвигательным оказалось нарушенным. Это помешало нормальному становлению речевых механизмов, вторично привело к недоразвитию речевой деятельности и продолжает препятствовать дальнейшему формированию речи. У ребенка речевое недоразвитие обусловлено неполноценным слухом, что ведет к изменению хода общего развития (нарушение слуха, общее нарушение познавательной деятельности, недоразвитие речи).
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
2.1 Эмпирическое исследование по вопросу особенностей использования форм работы педагога с родителями детей с нарушением слуха, обучающихся в условиях образовательной инклюзии
С целью изучения основным форм работы педагогов с родителями детей с нарушениями слуха, обучающихся в условиях образовательной инклюзии, нами было проведено эмпирическое исследование.
Базой исследования выступило: ГУО
В анкетировании приняли участие 42 родителя, учащихся с нарушением слуха, обучающихся в условиях образовательной инклюзии ГУО…
С целью проведения данного опроса, нами была разработана следующая анкета «Формы и методы работы учителя с родителями воспитывающими детей с нарушениями слуха, обучающихся в условиях инклюзии». Данная анкета предполагает под собой 5 вопросов, на каждый из которых предоставлен ряд ответов. Каждый родитель должен был ответить на эти вопросы, опираясь на опыт в работе с педагогом учреждения образования.
Анкета «Формы и методы работы учителя с родителями воспитывающими детей с нарушениями слуха, обучающихся в условиях инклюзии»
1. Устраивает ли Вас организация работы педагога по сопровождению родителей имеющих детей с нарушениями слуха?
А) Да Б) Нет
2. Какую форму методов в работе с Вами педагог использует чаще?
А)Индивидуальная Б) Групповая
3. Какая форма методов в работе педагога Вам наиболее приемлема?
А) Индивидуальная Б)Групповая
4. Какая форма работы чаще используется педагогом для работы с вами: индивидуальная консультация, групповая консультация, беседа, тренинг, практикум, выступление на родительском собрании, мастер-класс, семинар? Нужное подчеркнуть.
5. Какая форма деятельности педагога в работе с Вами, является для Вас наиболее приемлемой: индивидуальная консультация, групповая консультация, беседа, тренинг, практикум, выступление на родительском собрании, мастер-класс, семинар? Нужное подчеркнуть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нарушения слуха у детей в раннем возрасте оказывает особенно сильное влияние на будущее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка с нарушениями слуха на ряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в процессе формирования психических процессов.
Дети с нарушениями слуха представляют собой неоднородную группу, характеризующуюся разной степенью и характером нарушений слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии в качестве первичных, а также педагогическими условиями, в которых находился ребенок после потери слуха. Особенности развития детей с нарушениями слуха давно привлекают внимание отечественных и зарубежных специалистов.
Инклюзивное образование, являясь логическим продолжением интегрированной системы образования, предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации образовательного процесса и взаимодействия с каждым ребенком.
Инклюзивное образование – это особый подход к построению общего образования, подразумевающий доступность (возможность) образования для каждого ребенка, независимо от его или ее особых потребностей и нужд.
Современное общество признает, что инклюзия является более гуманной и эффективной системой образования, способной удовлетворить потребности всех категорий детей, независимо от уровня их психофизического развития.
Педагог работающий в системе инклюзивного или интегрированного обучения с родителями воспитывающих детей с нарушениями слуха должен руководствоваться основными принципами и методами работы. Основными формами работы, которые может использовать учитель-дефектолог в своей работе с родителями могут быть достаточно разнообразными: индивидуальные консультации, беседы, групповые консультации, мастер-классы, выступления на родительских собраниях, семинары и т.д.
Исследование основных форм работы педагога с родителями детей с нарушением слуха, обучающихся в условиях инклюзии проводилось на базе ГУО ….. В исследовании приняли участие 42 родителя детей с нарушениями слуха, которые обучаются в условиях инклюзии.
1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 342 с.
2. Астапов, В.М. Дети с нарушением в развитии / В.М. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 2005. – 158 с.
3. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – 106 с.
4. Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – М.: Советский спорт, 2004. – 304 с.
5. Битянова, М. Р. Инклюзивное образование / М. Р. Битянова. – М.: «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. – 224 с.
6. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 134-170 с.
7. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
8. Дарлинг, Р. Б. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями в развитии / Р. Б. Дарлинг, М. Сигельман. – М. : Теревинф, 2009. – 368 с.
9. Зайцева, Г.Л. Современные подходы к образованию детей с недостатками слуха / Г.Л. Зайцева// Дефектология. – 2009. – №5. – С.71.
10. Исенина, Е.И. Родители о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни / Е.И. Исенина. – М., 2002. – 354 с.
11. Катаева, А.А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта / А.А. Катаева // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 2004. – 125 с.
12. Королева, И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И.В. Королева. – СПб., 2005. – 49 с.
13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2000. – С. 204-245.
14. Лубовский, В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
15. Михаленкова, И.А. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха / Под ред. И.А. Михаленковой. – СПб.: КАРО, 2006. – 207 с.
16. Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Л.В. Нейман. – М., 2001. – 210 с.
17. Обухова, Т.И. Влияние нарушения слуха на психическое развитие ребенка / Т.И. Обухова // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 2003. – 295 с.
18. Петшак, В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников / В. Петшак // Дефектология. – 2009. – №6. – С.54.
19. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / В. В. Ткачева [и др.] ; под ред. В. В. Ткачевой. – М. : Академия, 2014. – 272 с.
20. Пузанова, Б.П. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова, – М., 2006. – С.39
21. Речицкая Е. Г.Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы/Е.Г. Речицкая. – СПб.: Питер.2014. – 145 с.
22. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2001. – Гл. 5. – 454 с.
23. Соловьева, И.Т. Психология глухих детей / Под ред. ИТ. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. – М, 2001. – 198 с.
24. Сошникова, Н.Г. Социальное воспитание глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития : дис. … канд. пед. наук / Сошникова Наталья Григорьевна. – М., 2008. – С.53
25. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стреблева. – М., 2002. – 458 с.
26. Хитрюк, В. В. Инклюзивное образование: тренинги в работе с родителями : учеб.-метод. пособие / В. В. Хитрюк. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2018. – 112 с.
27. Хитрюк, В. В. Работа педагога с родителями в условиях инклюзивного образования / В. В. Хитрюк, М. Г. Сергеева, Н. Л. Соколова // Научный диалог, 2017. – № 8. – С. 426¬-439.