ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧСКОГО ОБЩЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУТЕНТИЧНОГО ДИАЛОГА-ОБРАЗЦА
1.1. Психолингвистические особенности диалогического общения
1.2. Методические основы развития умений диалогического общения у учащихся II ступени общего среднего образования
1.3. Межкультурный подход как способ расширения фоновых знаний учащихся о стране изучаемого языка
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧСКОГО ОБЩЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУТЕНТИЧНОГО ДИАЛОГА-ОБРАЗЦА
2.1. Критерии отбора аутентичных и учебно-аутентичных диалогов-образцов для обучения диалогическому общению
2.2. Особенности и преимущества развития умений диалогического общения у учащихся II ступени общего среднего образования с использованием аутентичного диалога образца
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе основная задача в обучении иностранному языку – научить общаться в диалоге, который является основой коммуникативной компетентности обучающихся на иностранном языке. Перед преподавателями стоит вопрос о том, как создать необходимые условия для практики общения на уроке иностранного языка в школьной среде.
В настоящее время большинство методистов придерживаются мнения, что обучение устной речи на иностранном языке должно начинаться с диалога. С самого начала иностранный язык представляется перед учащимися как новая форма общения, а само обучения начинается с установки коммуникативного контакта на иностранном языке. Уже на этапе построения простых фраз, начинают осуществляться короткие действия в общении, даже если они условны. И это уже элементы диалоговой речи. Затем, по мере изучения словарного запаса и грамматических структур, учащиеся учатся строить все более широкие линии в рамках диалога. Изучая диалог и способы выстраивания расширенных реплик, учащиеся постепенно переходят к свободному диалогу, что является конечной целью обучения устной иноязычной речи.
По мнению С. Ф. Шатилова, диалоговая речь представляет собой процесс вербального взаимодействия двух или более участников общения, в котором вербальное поведение партнеров зависит от вербального поведения друг друга [21, c. 70].
Как правило, речь в рамках диалога носит спонтанный характер и не может быть спланирована заранее. Диалогическое общение – это партисипативный речевой процесс, в котором вербальное поведение каждого участника определяется речевым поведением его собеседника. В этом его основное отличие от монолога. Поэтому диалогическая речь намного сложнее монологической [18, c. 177].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧСКОГО ОБЩЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУТЕНТИЧНОГО ДИАЛОГА-ОБРАЗЦА
1.1. Психолингвистические особенности диалогического общения
Любое использование языка как средства общения и использование языка в процессе деятельности считается речевой деятельностью [4, c. 35]. Известно, что речевая деятельность – это чтение, письмо, разговорная речь и аудирование. Однако устная речь неизменно считается ведущим видом речевой деятельности, через которую происходит устное вербальное общение посредством выражения собственных мыслей. Обычно различают две формы речи: диалогическую и монологическую. В данной курсовой работе предметом исследования является вторая форма речи – форме диалога.
Следует начать анализ психологических основ диалоговой речи с введения определения данного вида речевой деятельности как цели и средства обучения иностранному языку.
Следует отметить, что диалогическая речь – это процесс речевого взаимодействия двух или более лиц в момент акта общения между ними. Из этого определения следует, что диалогическая коммуникация рассматривается как процесс совместной речи, и поэтому речевое поведение всех участников процесса в той или иной степени определяется речевым поведением их партнеров.
Так как диалоговая речь зависит от всех участников процесса коммуникации, в отличие от монологического высказывания, созданного одним человеком, она не может быть спланирована. Текст устного диалога формируется спонтанно, это прямая реакция на высказывание партнера. В зависимости от того, имеют ли коммуникаторы одни и те же или разные намерения, мотивы и позиции, диалоговое общение между ними может развиваться как в «унисон», так и в виде дискуссии [22, c. 70].
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧСКОГО ОБЩЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУТЕНТИЧНОГО ДИАЛОГА-ОБРАЗЦА
2.1. Критерии отбора аутентичных и учебно-аутентичных диалогов-образцов для обучения диалогическому общению
В процессе обучения иностранному языку в учреждениях общего среднего образования особенно важен этап подбора языкового материала, на основе которого будет организован урок и реализованы цели и задачи каждого этапа обучения.
В настоящее время есть возможность получить безграничный доступ к различным аутентичным текстам, однако проблемой остается сам процесс отбора данных текстов.
Учитель должен учитывать такие факторы, как:
Возрастные и психологические особенности учащихся.
Уровень языковой подготовки учащихся.
Уровень сложности аутентичного текста.
Наличие в тексте знакомой и неизвестной лексики.
Ценность и значимость аутентичного текста для целостного процесса обучения и воспитания учащихся и другое.
Исходя из этого возникает необходимость выделения критериев отбора аутентичных текстов для обучения иностранной диалогической речи учащихся в учреждении общего среднего образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование показало, что среднее школьное образование в области диалоговой речи на иностранном языке должно быть структурировано в соответствии со спецификой диалога как вида речевой деятельности.
Мы раскрыли психолингвистические особенности диалогической речи и пришли к выводу о том, что диалоговая речь всегда двусторонняя. Поскольку информация изначально воспринимается в устной форме, а только затем выражается, диалоговая речь является выразительно-рецептивным типом речи.
В ходе исследования было выяснено, что обучение в средней школе иноязычной диалогической речи должно строиться в соответствии со спецификой диалогического общения как вида речевой деятельности.
Мы также рассмотрели межкультурный подход в целях расширения фоновых знаний учащихся о стране изучаемого языка и заключили, что теоретические знания иностранного языка должны быть дополнены практическими навыками о том, когда говорить, кому и зачем, и как использовать значение слова в определенном контексте. Именно поэтому все большее внимание уделяется изучению самого языкового мира, т.е. изучению страны, в которой говорят на иностранном языке.
Нами были определены основные критерии отбора аутентичных и учебно-аутентичных диалогов-образцов для обучения диалогическому общению и раскрыты особенности и преимущества развития умений диалогического общения у учащихся II ступени общего среднего образования с использованием аутентичных диалогов-образцов.
1. Аниськович, Н.Р. Использование социальных технологий в обучении учащихся иностранному языку : учебно-методическое пособие : [для студентов] / Н. Р. Аниськович ; Минск : МГЛУ. – 2010. – 80 с.
2. Баранова, Н. П. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» / Н. П. Баранова, П. К. Бабинская, Н. В. Демченко // Замежныя мовы Рэспубiцы Беларусь. – 2009. – № 3. – С. 3-12.
3. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, – 2006. – 135 с.
4. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ – ГЛОССА.- 2000. – 192 с.
5. Гарбуз, О.В. Учебное пособие по теории и методике обучения иностранному языку / О.В. Гарбуз, И.В. Курбатова. – Челябинск: 2009. – 116 с.
6. Гез, Н.И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения / Н.И. Гез. – М.: МГПИИЯ им. М.Тореза, 2004. – 256 с.
7. Григальчик, Е.К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е.К. Грибальчик, Д.И. Губаревич. – Минск: Современное слово, 2003. – 182 с.
8. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения иноязычной диалогической речи на иностранном языке / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1985. – 201 с.
9. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество : учебное пособие / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. – М.: Педагогика, – 2001. – 382 с.
10. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения : учеб.-метод. пособие / С.С. Кашлев. -2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, – 2013. – 224 с.
11. Коджаспирова, Г.М. Практикум и методические материалы / Г.М. Коджаспирова. – М.: Изда- тельство «Владос», 2003. – 416 с .
12. Коряковцева, Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии / Н. Ф. Коряковцева. – Academia, 2010. – 192 с.
13. Левитес, Д.Г. Практика обучения: образовательные технологии / Д.Г. Левитес. – М., 2004. – 258 с.
14. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучения французскому языку: учеб. пособие / Р.К. Миньяр-Белоручев. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
15. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учебное пособие для студ. учреждений высш. Проф. образования / А.П. Панфилова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
16. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Academia, 2005. – 270 с.
17. Селевко, Г .К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: 1998. – 256 с.
18. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2007. – 164 с.
19. Устинов, И.Ю. Определения основных терминов дидактики высшей военной школы / И.Ю. Устинов, М.: Новая школа, – 2010. – 320 с.
20. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для VIII-IX классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/images/2017/08/up-In-yaz-8-9kl-rus.pdf.pdf.
21. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие / С.Ф. Шатилов. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с.