ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНЕМ СЛУХА
1.1 Сущность и содержание понятия «коммуникативные навыки»
1.2 Особенности развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Направления работы по развитию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
2.2 Формы и методы работы по развитию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности
2.3 Разработка методических рекомендаций по развитию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Общение, являясь одной из основных категорий психологии и педагогики, рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате коммуникации, взаимодействия, общения с другими людьми. Взрослый вступает в общение как личность и нуждается в другой личности – партнере по общению.
Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных и зарубежных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп, особенно если это касается детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Нарушение слуха у ребенка негативно отражается, прежде всего, на его психическом развитии, ограничивая возможности познания окружающего мира, затормаживая процесс овладения знаниями, умениями, навыками и развития способностей, задатков и склонностей, которые заложены природой в каждой конкретной личности.
В современных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация. Изменения, происходящие в современном мире связанные с превращением индустриального общества в информационно-коммуникативное, способствуют распространению коммуникации на все сферы общества. На первый план выходят коммуникативные знания и умения, необходимые любому члену общества для осуществления культурного взаимодействия и реализации своей личности.
Сформированность коммуникативной деятельности характеризует уровень возможностей ребёнка по овладению достижениями социума. В общении развиваются сфера его эмоциональных переживаний, познавательная активность, произвольность и воля, самооценка и самосознание.
Особой трудностью в процессе обучения является формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста.
Развитие коммуникативных навыков предполагает обучение тому, как донести свою мысль до собеседника. Здесь важно умение быть точным. Возможные ошибки бывают связаны с психологическими сложностями, такими как замкнутость, стеснительность, тревожность. Эти препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей часто называют коммуникативными барьерами. Но надо заметить, что коммуникативные способности не являются врожденными. Раскрыть их в себе может любой человек, приложив к этому определенные усилия.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНЕМ СЛУХА
1.1 Сущность и содержание понятия «коммуникативные навыки»
По мнению многих экспертов, коммуникативные навыки являются основой высоких результатов в личностном развитии и образовательной деятельности (Л.А. Петровская, Г. Крейг, А.А. Леонтьев, Дж. Сеймор) для успешной дальнейшей профессиональной деятельности (А.А.Б. Добрович, М.С. Каган, А.М. Эткинд, А.А. Максимов) и сохранения и укрепления здоровья [23].
Коммуникативные навыки являются важной предпосылкой для развития, социализации и индивидуализации ребенка, а также для личного развития. В общении реализуются межличностные и социальные отношения (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. Н. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев) [23].
Понятие «коммуникация» рассматривается в работах многих учёных, и толкование этого слова не всегда одинаково. Например, в Большой Российской энциклопедии «коммуникация» понимается как «сообщение, общение; речь как средство коммуникации». То есть средством коммуникации представляется речь, общение, и соответственно обмен информацией, знаниями, мнением, чувствами и так далее. Такой же позиции придерживаются многие учёные. Общее в значении слова «коммуникация» связано с представлением коммуникации, как о «передаче информации от одной системы к другой посредством специальных носителей, сигналов» [2, с. 43].
Так же считает и А.В. Батаршев, который в своей работе отмечает, что передача любой информации осуществляется при помощи знаковых систем. В своих работах Б.Д. Парыгин указывал на многозначность смысловых значений понятия коммуникации. По мнению ученого, в качестве коммуникативного процесса общение может рассматриваться в той мере, в какой оно характеризует психологический контакт, связь, сообщение взаимодействующих индивидов. При этом смысл, который вкладывается в феномен психологического контакта и связи, устанавливающей между индивидами в ситуации общения, может колебаться в очень широком диапазоне от констатации факта простого восприятия людьми друг друга или их взаимной передачи от одного к другому утилитарной информации до самых больших глубин взаимного расположения и взаимопонимания [23, с. 65].
Коммуникативные навыки представляют собой персональные психологические особенности индивида, которые обеспечивают результативность общения с другими, окружающими его людьми. Такими особенностями выступают желание, а также умение ребенка вступить в контакт с собеседником, умение слушать и понимать его, способность уловить эмоциональное состояние и переживания своего собеседника, а также выразить своё, и наконец, умение предотвратить или же разрешать конфликтные ситуации.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Направления работы по развитию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
Работа над опытом социально значимого поведения и усвоения коммуникативных навыков детей с нарушением слуха проводится в условиях целенаправленного воспитательного воздействия, в том числе на учебных и игровых занятиях, повседневной и индивидуальной деятельности в доступных местах с учетом личных интересов и возможностей школьников.
Занятия могут быть организованы в игровой форме (сюжетно-ролевые игры, языковые игры-диалоги, подвижные игры с языковыми заданиями), театральные действия (инсценировка), тематические беседы, беседы о прочитанной книге, о предстоящей или предыдущей экскурсии и т.д. Кружковая работа для подготовки к выступлениям, общешкольным мероприятиям, собраниям [15].
Учебные ресурсы включают: слово воспитателя, учебники, учебные пособия, книги; учебно-лабораторное оборудование, наглядные пособия, дидактические материалы; технические средства обучения (телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры и др.); устройства звукоусиления.
Планируя занятия, учитель определяет основные этапы. Почасовой курс не должен копировать урок. Каждый этап – это организация вербального общения школьников с участием их в том или ином определенном виде внеклассной деятельности. Необходимо изменять этапы. В начале занятия учитель предлагает детям рассказать о теме и цели предстоящей работы и обсудить их план. Трех-пятиминутная фонетическая практика поможет скорректировать фонетического оформления речи – внятное произношение разговорной речи. На занятии учитель создает условия для коллективной деятельности, в которой происходит не только повторение материала, необходимого для непрерывного изучения слов, но и постепенное проникновение в семантику слов, используемых в непосредственном общении. Этому способствуют разные способы организации деятельности учеников: фронтальная работа учителя со всем классом, работа с «маленьким учителем», «работа в группах», «работа в парах», «работа по конвейеру» [19].
Язык учителя должен быть естественным, достаточно эмоциональным и выразительным. Речевой материал не заучивается, так как он многократно повторяется и используется автоматически. Общение детей вне класса основано на устной речи, хотя письменная работа также широко используется. Дактилология помогает при трудностях, дополняется устным произношением. Постепенный переход с устно-дактильной речи на устную важен, главным образом потому, что он заставляет детей воспринимать язык, читая по губам, тем самым подготавливая их к пониманию другого разговорного языка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель курсовой работы теоретически обосновать и разработать учебно-методическое обеспечение по развитию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности.
Для достижения цели выполнен ряд задач:
1) Рассмотрены сущность и содержание понятия «коммуникативные навыки». Коммуникативные навыки являются обязательным условием личностного развития детей и проявляются в процессе общения. Развитие коммуникативных навыков является субъективным требованием для эффективности социализации личности и самостоятельной реализации информации, восприятия и интерактивной деятельности детей. Коммуникабельность, способность общаться с другими людьми рассматривается как необходимая часть самореализации человека, его успеха в различных делах и настроения окружающих. Развитие этой способности – одна из основных задач при подготовке к будущему.
2) Рассмотрены особенности развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Коммуникация – это процесс, который происходит не только с помощью слов, но и невербальными средствами. Родителям важно выражать свою любовь к своему ребенку не только в физической заботе, но и в эмоциональном общении: дружески разговаривать с ним, играть в игры, любить его. В то же время дети с нарушениями слуха в семье особенно трудны, поскольку родителям необходимо выучить все основные формы языка, описанные выше, чтобы иметь возможность полноценно общаться со своим ребенком. Говоря об основных правилах развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением слуха, мы имеем в виду специально организованный процесс коррекции и развития языкового обучения, в котором ребенок использует различные формы речи на слух – устную, письменную, дактильную и жестовую. Влияние семьи на развитие коммуникативных навыков очень велико, и работа с родителями считается важной предпосылкой для развития коммуникативных навыков у учащихся с нарушениями слуха.
3) Изучены направления работы по развитию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Работа над опытом социально значимого поведения и усвоения коммуникативных навыков детей с нарушением слуха проводится в условиях целенаправленного воспитательного воздействия, в том числе на учебных и игровых занятиях, повседневной и индивидуальной деятельности в доступных местах с учетом личных интересов и возможностей школьников. С такими детьми проводится большая работа по интеграции их в повседневную жизнь и развитию их творческих способностей. Поэтому важной частью работы по развитие коммуникативных навыков является педагогическая работа во внеурочное время и деятельность детей во второй половине дня.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 376 с.
2. Большая Российская энциклопедия/ Под. ред. Л.С. Глебов, О.Д. Грекулова. – М., ООО «Дрофа», 2013. –1456 с.
3. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р. М. Боскис – М.: Просвещение, 2008 – 128 c.
4. Варга, А.И. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции / А.И. Варга // Вестник МГУ: серия 14 «Психология», 2005. – № 4. – 32-38 c.
5. Выготский, Л.С. Основы дефектологии: Учебник для вузов / Л.С. Выготский – СПб .: Лань, 2009. – 654 с.
6. Герасимов, С. А. Теория и методика воспитания детей младшего школьного возраста : учеб. пособие / С. А. Герасимов. – М. : Академия, 2018. – 202 с.
7. Гликман, И. З. Воспитатика : в 2 частях. – Ч. 1. Теория и методика воспитания / И. З. Гликман. – М. : НИИ школьных технологий, 2018. – 168 c.
8. Дьячков, А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей / А.И. Дьячков. – М., 2007. – 392 c.
9. Емельянова, И. Н. Теория и методика воспитания / И. Н. Емельянова. – М. : Академия, 2017. – 256 c.
10. Зикеев, А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся / А.Г. Зикеев – М.: Педагогика, 2006. – 240 c.
11. Зыков, С. А. Методика обучения глухих детей языку: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Зыков С.А. – М., «Просвещение», 2007. – 200 с.
12. Исенина, И.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни / И.И. Исенина – М., 2009. – 80 c.
13. Каменская, Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций: Учебное пособие / Е.Н. Каменская. – Ростов н/Д: Феникс. 2005. – 192 c.
14. Книга для учителя школы слабослышащих / К.В. Комарова [ и др.]; под ред. И.М. Гилевич. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2008. – 245 с.
15. Коррекция нарушений речи у детей с сенсорной, двигательной и интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие / Н.Н. Баль, С.П. Хабарова, И.С. Зайцев и др. – Минск: БГПУ, 2009. – 104 с.
16. Коровин, К.Г. «Книга для учителя школы слабослышащих»: Обучение рус. яз., чтению, произношению / К.Г. Коровин – М.: Просвещение, 1995. – 160 с.
17. Кулик, Л.А. Семейное воспитание / Л.А. Кулик – М.: Просвещение, 2010. – 179 c.
18. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под редакцией Рузской А.Г. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 384 с.
19. Михайловская, Л.В. Некоторые аспекты формирования речевых умений детей с нарушенным слухом//Актуальные проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха: МО РБ, АПО, БГПУ им. М. Танка/Под ред. Т.И. Обуховой. – Минск, 2000, С.24-30.
20. Платонов, Ю.П. Основы социальной психологии/ Ю.П. Платонов. – СПб.: Речь, 2004. – 624с.
21. Рахманова, Е.В. Принцип ситуативно обусловленного обучения вербальной коммуникации в социализации школьников с нарушением слуха / Е.В. Рахманова // Язык и социум: Материалы IХ Междунар. науч. конф., 3 – 4 декабря 2010 г., Минск: В 3 ч. Ч. 1 / Редкол.: Л. Ф. Гербик (отв. ред.) – Минск : БГУ, 2011. – С.92-96.
22. Рахманова, Е.В. Роль вербально-коммуникативных умений в развитии коммуникативной компетенции лиц со слуховой депривацией. – Минск : БГМУ, 2007.
23. Ромаева, М.В. Исследование коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением слуха во внеурочное время / М. В. Ромаева // Вектор науки ТГУ. – 2017. – № 6. – С. 272-273.
24. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 366 c.
25. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Багрова [и др.]; под общ. ред. Е. Г. Речицкой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 655 с.
26. Тигранова, Л. И. Умственное развитие слабослышащих детей / Л. И. Тигранова – М.: Педагогика, 2008. – 96 c.
27. Тимохин, В. П. Сурдопедагогика: Учебник для вузов / В. П. Тимохин – М.: Просвещение, 2005. – 80 c.