ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОТНЫМ
1.1 Экологическое воспитание как психолого-педагогическая проблема
1.2 Особенности воспитания гуманного отношения к животным у детей среднего дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОТНОМУ МИРУ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Опытно-экспериментальная работа
2.2 Анализ знаний и отношений к животному миру у детей среднего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из реальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Развитие экологической культуры начинается в дошкольном возрасте. Его формирование происходит под участием и руководством взрослого и развивается на протяжении всей жизни человека. К семи годам направление личности ребенка четко видно, как показатель морального развития. Учреждение дошкольного образования сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которое имеет особое видение мира как объекта его постоянного ухода. Формирование гуманного отношения –– главная задача дошкольного учреждения на данный момент В том и заключается актуальность данного исследования.
Гуманность –– это система отношения индивида к социальным объектам (человеку, группе, живому существу), руководствуясь моральными нормами и ценностями, представленными переживаниями и состраданием в сознании и выполняемыми в общении и деятельности, актах помощи и содействия.
Гуманное образование –– это процесс, который обеспечивает лучшее понимание необходимости сострадания и уважения к людям, животным и окружающей среде, а также признает взаимозависимость всех живых существ.
Цель гуманного образования – создать культуру сочувствия и заботы, поощряя моральное развитие людей, чтобы создать сострадательное, ответственное и справедливое общество. Это способ привлечь людей к реакциям и эмоциям животных, а также лучше понять проблемы сохранения экосистемы.
Ж. Ж. Руссо, Г. Пестолоцци, Р. Оден считали, что умственные способности ребенка, его моральные качества формируют, наблюдения различных царств природного мира [21, c. 39].
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игровой деятельности дошкольники усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание. Поэтому в работе значимое внимание уделяется игре как методу развития гуманного отношения к животному миру.
Освоение детьми среднего дошкольного возраста представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессе познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры. Сопоставление животного с игрушкой-аналогом и одновременно обыгрывание позволяет сформулировать представления о живом и заложить основы правильного обращения с ним. Заметное влияние на исследование проблемы определения содержания и методов экологического образования оказали труды T.A. Акимовой [2], B.И. Коробкина [18], С.Н. Николаевой [22, 23, 24, 25], Н.А. Рыжовой [28, 29].
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОТНЫМ
1.1 Экологическое воспитание как психолого-педагогическая проблема
Формирование экологической культуры представляет собой один из самых динамично развивающихся элементов образования и в мировой практике считается важнейшей мерой преодоления экологической опасности.
Формирование экологической культуры связано с тем, что дошкольники формируют некоторые основы представлений. Среди них:
– разнообразие и отношения, которые существуют в природе между компонентами и элементами;
– целостность и единство природы;
– изменение природной среды и появление качественно новых природных комплексов;
– взаимодействие общества и природы;
– рациональное природопользование.
Экологическая культура имеет в своем составе экологические представления, высокий уровень заинтересованности в природоохранительной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой [11, c. 16].
Современное образование предполагает, что свободное творческое развитие личности должно стать приоритетом. Существует необходимость помочь подрастающему поколению в переводе информации на уровень личностны ориентиров. Сознательное включение индивида в экологическую деятельность представляет собой лучшее подтверждение развития его экологической культуры [11, c. 17].
В начале XXI века отношения между природой и обществом стали настолько высокими, что возникла необходимость учитывать любые социальные явления с точки зрения их положительного или отрицательного воздействия на природные условия. Никогда раньше состояние природы не имело высокой зависимости от уровня культуры людей, степени нравственности. В связи с этим следует рассматривать экологическую культуру, восприятие человеком природы, оценку его положения на земле, его отношение к живой природе.
Осознание биосферной функции человека представляет собой смысл экологической культуры, отказ от антропоцентризма и переход к биоцентрической системе зрения - ее важнейшей особенностью. Феномен «культуры», его общий уровень, многие эксперты интерпретируют с позиции такого проявления, как отношение человека к природе. В системе «природа-человек-общество» культура - это комплексное начало. Экологическая культура является показателем образа жизни современного общества [4, с. 12].
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОТНОМУ МИРУ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Опытно-экспериментальная работа
Исследование уровня гуманного отношения детей среднего дошкольного возраста проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №6 «Радуга» г. Смолевичи». В эксперименте приняли участие 15 дошкольников средней возрастной группы (4 – 5 лет).
Целью исследования стало выявление у дошкольников представлений о животном мире и изучение возможностей различных методов и средств в экологическом развитии.
Исследование проводилось в три этапа:
1. Констатирующий этап заключается в исследовании общего уровня отношения к животному миру у детей среднего дошкольного возраста.
2. Формирующий этап предполагает разработку и проведение занятий с использованием различных методов и средств развития.
3. Контрольный этап заключается в повторной диагностике общего уровня отношения к животному миру у детей среднего дошкольного возраста.
На констатирующем этапе эксперимента были выбраны методы: беседа, анкетирование, тестирование и наблюдение. Для данного этапа было разработано четыре задания, общая цель которых заключается в выявление представлений и умений у детей среднего дошкольного возраста о бережном отношении к природе. Данные задания представлены в приложении A.
Работа с дошкольниками на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы проходила в индивидуальном порядке, что позволяет получить более точные данные, т.к. дети, работая с педагогом индивидуально, не повторяют за сверстниками, а выражают свои мысли, следовательно, результаты данного этапа являются наиболее точными.
Индивидуальные беседы с дошкольниками проводились таким образом, чтобы у детей не возникало чувство «допроса». Дошкольники имели возможность не только отвечать на вопросы, но и вести индивидуальную беседу, выражать свое мнение и делиться уже сформированными знаниями и умениями, что также было учтены во время подсчета результатов констатирующего этапа исследования.
На формирующем этапе данного исследования был организован проект «Живая планета», посвященный животным. В план мероприятий входили беседа по теме, экскурсия в живой уголок, конкурс-выставка «Мое любимое животное». Данный проект подробно расписан в приложении Б.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст важен для умственного и личностного развития ребенка. В этот период происходят большие изменения во всем психическом развитии: повышается когнитивная активность, развивается восприятие, появляются основы наглядного мышления, логического мышления.
В свою очередь игровые методы деятельности способствуют всестороннему развитию ребенка, которые влияют на все стороны воспитательной и образовательной работы. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают дошкольников в жизни.
Особенности осуществления деятельности, представленной в работе при знакомстве с животным миром, заключаются в том, что в этом случае они будут способствовать расширению представлений о окружающей реальности; закреплению знаний о животном мире, выяснению представлений об объектах и их особенностях.
С помощью опытно-экспериментальной работы было доказано, что у детей среднего дошкольного возраста наблюдается в основном средний уровень развития экологических представлений, что сделало актуальной разработку занятий с использованием различных средств и методов воспитания и ситуаций экологической тематики.
Его структура выглядит следующим образом: игровые обучающие ситуации с игрушечными аналогами; игровые обучающие ситуации с литературными персонажами; игровые обучающие ситуации типа путешествия; разговоры; экологические праздники.
Высокую эффективность воспитания гуманного отношения к животным предполагается при массовом использовании методов исследования у детей среднего дошкольного возраста.
В семье также важно постепенно познакомить ребенка с видовым составом животных местного региона, их отношениями с окружающей природой. Дети должны обратить внимание на все в дикой природе. В дошкольном учреждении дети знакомятся с разными видами животных, пользой и внимательным отношением ко всем живым существам. Дети вместе с родителями принимают активное участие в формировании гуманного отношения к животным. А ребенок, получивший гуманное образование, никогда не причинит вреда природе и животным, тем более что защита животных для него станет важной составляющей в жизни.
1. Алексеев, С.В. К вопросу об учебно-методическом обеспечении экологического образования / С.В. Алексеев // Методист, 2012. – №2. – С.28.
2. Акимова, Т.А. Экология: Учебник / Т.А.Акимова. – М.: Академия, 2007. – 453 с.
3. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1. – С.10-12.
4. Ашиков, В. Семицветик – программа культурно-экологического образования дошкольников / В.Ашиков // Дошкольное воспитание, 2008. – № 2. – С. 34.
5. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой / А.П. Букин. – М.: Просвещение, 1993. – 156 с.
6. Васильева, А.И. Учите дошкольников наблюдать природу / А.И. Васильева. – Минск, 2013. – 297с.
7. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №5. – С. 45- 69.
8. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2011. – 154 с.
9. Вересов, Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников / Н. Вересов // Дошкольное воспитание, 2008. –№ 3. – С. 22-23.
10. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
11. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волостникова // Дошкольная педагогика, – 2013. – № 6. – С. 16-20.
12. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика, 2014. – № 3. – С. 23-27.
13. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г.А. Горбунова // Дошкольная педагогика, 2011. – № 6. – С. 10-16.
14. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.П. Ясвин. – Ростов на Дону.: Феникс, 2013. – 230 с.
15. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов / Л.И. Егоренков. – М.: АРКТИ, 2011. – 128 с.
16. Зенина, Т. Экологические акции в работе с дошкольниками / Т. Зенина // Дошкольное воспитание, 2012 . – №7.– С. 18.
17. Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! / Л.В. Ковинько. – М.: Линка-Пресс, 2014. – 72с.
18. Коробкин, В.И. Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Передальский. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2011. – С. 545-549.
19. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников / Г.Н. Казаручик // Ребенок в детском саду, 2013. – № 2. – С. 38-41.
20. Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ / Т.В. Константинова // Начальная школа: плюс до и после, 2012. – № 1. – С.46-48.
21. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с дошкольниками, в 2-х частях / Л.П. Молодова. – Минск: Аскар, 2014. – 127 с.
22. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2012. – 336 с.
23. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 96 с.
24. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании дошкольников / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2009. – № 4. – С. 42-46.
25. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2014. – № 4. – С.14-20.
26. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания / Л. Павлова // Дошкольное воспитание, 2011. – № 10. – С. 40.
27. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития дошкольников дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 128 с.
28. Рыжова, Н.А. «Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2010. – № 9. – С. 40.
29. Рыжова, Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2010. – №2. – С. 30.
30. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. – М.: Академия, 2012. – 208 с.
31. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. — 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.
32. Степанченко, Ю.В. Новые горизонты экологического образования: биосферно-центрический подход / Ю.В. Степанченко // Стандарты и мониторинг в образовании, 2013. – №3. – С. 12.