ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ
2.1 Разработка профилактических мероприятий по предупреждению нарушений голоса у детей
2.2 Методические рекомендации для родителей по профилактике голосовых нарушений у детей
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ
2.1 Разработка профилактических мероприятий по предупреждению нарушений голоса у детей
Произношение речевых звуков - сложный физиологический акт, невозможный без нормального строения периферических органов речи, центрального речевого аппарата и процесса артикуляции. Речь и голос в современном мире имеют первостепенное значение и без них невозможно представить нашу жизнь [4].
Причиной нарушения голоса и речи являются различные заболевания, пороки развития и повреждения различных частей речевого аппарата. Произношение речи и голоса также может иметь недостатки, которые вызваны появлением миомы, узелков и папиллом на голосовых связках, хроническими заболеваниями гортани или волчьей пасти, верхней губы, анатомическими дефектами строения языка, зубов и челюсти, нервно-мышечными расстройствами артикуляционного аппарата, нарушениями носового дыхания и другими дефектами.
Значительные нарушения могут возникать также в результате опухолей, инфекционных заболеваний, повреждений головного мозга (кровоизлияние в мозг), также нарушения могут возникнуть в результате родовой травмы, ушиба, падения [8].
С каждым годом проблема профилактики голосовых нарушений у детей становится все более актуальной. Л.В. Нойман и М.Р. Богомильский отмечают, что если детей оградить от частых тонзиллитов, ринитов, острого ларингита и других простудных заболеваний, то это предотвратит появление хронических заболеваний голосового аппарата [7].
В этой ситуации большое значение имеют процедуры закаливания. Организм ребенка не следует приучать к теплу, так как это может привести к потере способности адаптироваться к изменению температуры окружающей среды, в результате чего ребенок становится чувствительным даже к небольшим колебаниям температуры и может легко заболеть при малейшем охлаждении.
2.2 Методические рекомендации для родителей по профилактике голосовых нарушений у детей
Произнесение речевых звуков - сложный физиологический акт, требующий нормального строения и согласованной функции центрального речевого аппарата и периферических органов голосообразования и артикуляции.
Нарушения голоса у детей могут быть связаны с анатомо-физиологическими особенностями:
- потеря слуха;
- парез и паралич мышц языка, гортани, голосовых связок,
- нарушение тонуса и подвижности мышц;
- недостаточное закрытие небной глотки (носовая речь);
- аллергические заболевания (отек дыхательных путей);
- с индивидуальными особенностями ребенка.
Дисфония и афония - один из видов нарушений голоса, встречающихся у детей дошкольного возраста. Афония - полное отсутствие голоса. Дисфония - частичное нарушение высоты звука, силы и тембра. При дисфонии голос слабый, хриплый. Если вовремя не обратить на это внимание, нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений голосового аппарата.
Постоянное перенапряжение голоса в результате слишком громкого разговора, пения, крика, несоблюдения элементарных правил гигиены голоса может привести к образованию на голосовых связках узелков «крикунов». Для таких детей характерно, что утром голос нормальный, а к вечеру появляется охриплость [2].
Дисфонии также могут способствовать аденоидные разрастания в носу, которые затрудняют носовое дыхание и побуждают ребенка дышать через рот. При таком дыхании вдыхается воздух, который не очищается, не нагревается, не увлажняется, как в случае носового дыхания, в результате чего на слизистой оболочке гортани возникают хронические воспалительные процессы, голос становится хриплым.
1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Издание второе исправленное. М.- Айрис-пресс, 2005. – 192 с.
2. Алмазова, Е. С. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями голоса /Е. С. Алмазова // Очерки по патологии речи и голоса. – 2013. – № 2. – С. 32–34.
3. Вильсон, Д.К. Нарушения голоса у детей / Д.К. Вильсон. Москва: Медицина, 2010. – 396 с.
4. Дегтярева, Д.В. Объективные методы исследования голосовой функции у детей // Педиатрия. – 2013. – № 1. С. 69–71.
5. Ермакова, И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И.И. Ермакова. Москва: Учеб. Лит, 2006. – 167 с.
6. Лепехина Т.В. Оценка функционального состояния голосового аппарата у детей и подростков в норме и при нарушении голоса: дис. … канд. мед. наук. Хабаровск, 1992. – 191 с.
7. Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова - М.-ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
8. Степанова Ю.Е. Современная диагностика нарушений голоса у детей // Новости оториноларингологии и логопатологии. –2000. – № 3. С. 47– 49.