ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Сущность эмоционального развития в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста
1.3 Детско-родительские отношения как фактор эмоционального развития ребенка дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Диагностика исследования детско-родительских отношений и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
2.2 Разработка направлений работы по гармонизации детско-родительских отношений в семье детей старшего дошкольного возраста и совершенствованию эмоционального развития ребенка
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Семья – основная инстанция в жизни ребенка. Она предоставляет ему безопасность опеку и воспитание. Здесь развиваются продолжительные взаимоотношения детей с родителями и другими членами семьи. Здесь ребенок узнает, что такое семейные нормы и ценности, которые в свою очередь отражают культуру родных мест, Родины, края или группы жителей. Естественность воспитания заключается в том, что «мотивом воспитания ребенка должна быть счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. Созиданию такой жизни и должны быть посвящены правильное семейное воспитание и правильная родительская позиция»
Проблемы детско-родительских отношений изучают многие исследователи (А. Спиваковская, А. Захаров, З. Матейчик, Г. Хоментаускас, С.В. Ковалев, В. Сатир, В. Буянов, В. Снайдер, М. Николс и др.), так как данные отношения оказывают решающее влияние на развитие ребенка, становление его личности, на его психическое здоровье.
Родительские отношения, по мнению представляют собой систему разнообразных чувств и поведенческих стереотипов, которые проявляются в процессе общения с ребенком в семье. Именно в семье происходит «первичная» социализация, в процессе которой благодаря ближайшему окружению ребенок усваивает систему определенных норм и ценностей, знания и социальный опыт.
Семья выступает первым воспитательным институтом, внутри которого происходит не просто смена поколений, но и идет усвоение и передача культурного наследия. Родительское отношение к детям связано с общими ориентациями культуры и собственным прошлым опытом родителей. В своем исследовании мы опирались на труды таких исследователей, как Н. Аккермана, Т.В. Андреевой, И.Г. Баринова, А.М. Беспалова, Н.А. Захарченко, О.А, Карабановой, В.Н. Милиярова, Э. Эйдемиллера и др.
В дошкольном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с окружающими людьми, определяющие становление его личности. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Так, например, «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Таким образом, отмечая немалую значимость и роль данной проблемы, возникла необходимость в проведении исследования для выявления факторов детско-родительских отношений, которые оказывают влияние на эмоциональное благополучие ребенка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Сущность эмоционального развития в психолого-педагогической литературе
Эмоции (от лат. emoveo – шокирующий, волнообразный) – это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к объектам и явлениям реальности, к другим людям и к самому себе в связи с удовлетворением или неудовлетворенностью его потребностей, целей и намерений. Если процесс удовлетворения потребностей является благоприятным, человек испытывает положительные эмоции, и, наоборот, отрицательные эмоции возникают в ответ на неспособность удовлетворить потребности или отсутствие желаемого результата от собственных действий.
Эмоции, а также чувства, восприятия или мышления являются одной из форм отражения сознания реального мира. Однако эмоции отражают не объекты и явления сами по себе, а в их отношении к субъекту, их значение для его потребностей и мотиваций деятельности. Таким образом, эмоции обусловлены, с одной стороны, внутренними потребностями и мотивацией, а с другой – особенностями внешней ситуации. Они, кажется, устанавливают связь и связь между этими двумя рядами событий, сигнализируя субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в этих условиях [11, с. 13].
Радость или печаль, гнев или страх, восхищение или негодование – это всевозможные психические (эмоциональные) реакции человека на раздражение. Эту реакцию можно рассматривать, прежде всего, как ментальный процесс, поскольку он является текучим и динамичным. Однако эта реакция субъективно переживается и действует как особое эмоциональное состояние человека. В то же время, это может быть проявлением особой эмоциональной предвзятости, стабильного личного эмоционального отношения к этому раздражителю, ведь не все объекты мира вокруг нас одинаково сильно вызывают эмоциональную реакцию.
При изучении эмоциональной психологии следует учитывать терминологическую неоднозначность многих ключевых понятий. В какой-то степени она уже заложена в повседневный язык, что позволяет нам называть страх эмоциями, аффектами, чувствами и даже ощущениями или комбинировать различные явления, такие как боль и ирония, красоту и уверенность, прикосновение и справедливость под общим названием чувств. Отсутствует также полное терминологическое единство в научном языке. Например, эквивалент «чувств» – «анализаторы». Следует также помнить, что эмоции и чувства в широком смысле этого слова считаются синонимами, но при классификации эмоциональных состояний эти термины имеют разное значение [19, с. 215].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Диагностика исследования детско-родительских отношений и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
Целью экспериментального исследования является изучение различий эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с разным стилем семейного воспитания (у детей из полных и неполных семей).
База исследования: ГУО «Ясли-сад №35 город Гродно».
Выборка: в исследовании принимало участие 40 детей старшего дошкольного возраста, при выборе испытуемых нами было выдвинуто два критерия: из полных семей и из неполных семей, из группы испытуемых 20 человек из неполных семей и 20 человек из полных семей.
Исследование проводилось с использованием следующих методик:
– анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко;
– методика «Дом, дерево, человек» Е.С. Романова, С.Ф. Потемкина;
Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко [27, с. 235]. Данная методика используется с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992). Данные критерии приводятся для того, чтобы педагог, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе. Текст анкеты представлен в Приложении А.
Методика «Дом, дерево, человек» Е.С. Романова, С.Ф. Потемкина [28, с. 315] будет нами применена для исследования незащищенности, тревожности, чувство полноценности, враждебности, конфликтности и фрустации, недоверия к себе, трудностей общения, депрессивности у детей дошкольного возраста. Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 году. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Суть методики заключается в следующем: обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево, человек.
Экспериментальный материал: бумага, простой карандаш 2М, лист 11 формата складывается пополам.
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы отвечать: «Рису так, как тебе хочется».
Количественная оценка теста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоции – это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к объектам и явлениям реальности, к другим людям и к самому себе в связи с удовлетворением или неудовлетворенностью его потребностей, целей и намерений. Эмоциональное развитие – способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности; предполагает также умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями, эмоционально-психологическими состояниями.
Дошкольный период – достаточно короткое время жизни человека. Поэтому важно именно в это время заложить хорошие основы личности. У ребенка старшего дошкольного возраста происходит формирование эмоционального фона в процессе воспитания и обучения ребенка, который оказывает влияние и на формирующуюся эмоциональную сферу подрастающей личности. Эмоциональная регуляция коммуникации и взаимодействия ребенка старшего дошкольного возраста с окружающим миром предопределяет эмоциональную децентрацию, способствует совершенствованию способностей дошкольника к эмпатии и, как следствие, к таким ее формам как сопереживание, сочувствие и содействие.
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения – это отношения между родителями и детьми во всем их многообразии. Составляющими детско-родительских отношений являются родительские установки, стили семейного воспитания и семейные роли. Одним из важнейших условий, влияющих на полноценное психическое развитие ребенка и отдельных психических качеств, таких как речь является ближайшее социальное окружение ребенка, постоянное общение с людьми, постепенное расширение его социальных связей. И здесь основная роль принадлежит родителям, как главному образцу для подражания.
В результате проведенного опытно-экспериментального исследования влияния детско-родительских отношений на эмоциональное развитие ребенка старшего дошкольного возраста, пришли к следующим выводам. Дети старшего дошкольного возраста из неполных семей более тревожны, чем дети из полных семей. Портрет тревожного ребенка: он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. По полученным результатам видно, что детско-родительские отношения и стиль семейного воспитания оказывают непосредственное воздействие на эмоциональное развитие ребенка старшего дошкольного возраста.
1. Батурина, Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности / Г.И. Батурина. – М., 2006. – 276 с.
2. Бодалев, А.А. Эмоции и чувства /А.А. Бодалев – М.: Бахрах, 2001. – 104 с.
3. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав – М., 1990. – 340 с.
4. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Дис. … канд. псих. наук /А.Я. Варга. – М., 1986. – 206 с.
5. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М., 1976. – 378 с.
6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – 200 с.
7. Гаспарова, Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание / Е. Гаспарова. – 1981 – № 10. – С. 61-64.
8. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – 2-е изд., – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. – 560 с.
9. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей. – 1979. – 298 с.
10. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды : В 2 т. Т. 2. / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. – 287 с.
11. Захарова, Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду . – 1998 – №1. – С. 9-17.
12. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. – М.: изд-во МГУ, 1980. –125 с.
13. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2001 – 752 с
14. Коломинский, Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус. – Минск: БГПУ, 1997. – 237 с.
15. Корниенко, Н.А. Эмоционально-нравственные основы развития личности / Н.А. Корниенко. – Новосибирск: НГПУ, 1995. – 250 с.
16. Крылова, А.А. Психология / под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1999. – 584 с.
17. Кураев, Г.А. Возрастная психология: курс лекций / Г.А Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 140 с.
18. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина. – Воронеж: Академия педагогических и социальных наук, 1997. – 216 с.
19. Лисина, М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М.И. Лисина. – М., 1974. – 300 с.
20. Макдауголл, У. Роль и функции эмоций / У. Макдауголл. – М.: Питер, 1984. – 92 с.
21. Петровский, А.В. Несколько функций эмоций / А.В. Петровский – М.: Школа-Пресс, 1986. – 60 с.
22. Первин, Л. Значение эмоций определение контексте чувств / – СПб.: Питер, 2006, – 324 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 327 с.
24. Сенько, Т.В. Личностные притязания родителей к детям. // «Образование и воспитание». – М.: СПб, 1997. – №1 . – с. 280.
25. Смирнова, О.Е. Психология ребенка: От рождения до семи лет: Учебник для педагогических училищ и вузов / О.Е. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.
26. Столяренко, Л.Д. Педагогический тезаурус / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2001. – 210 с.
27. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993. – 359 с.
28. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.
29. Эльконин, Д.Б. Психология детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение,1964. – 287 с.
30. Якобсон, П.М. Изучение чувств у детей и подростков / П.М. Якобсон. – М.: Московское издательство,1961. – 189 с.