ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основания изучения употребления грамматических форм слов детьми с ОНР
1.1 Усвоение детьми грамматических форм в онтогенезе
1.2 Нарушения употребления грамматических форм у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
1.3 Научно-методические основания коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений грамматических форм слов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия психологические, лингвистические и психолингвистические исследования подчеркивают значительную роль изучения процессов словоизменения и словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полного овладения навыками словоизменения и словообразования зависит не только состояние лексико-грамматической системы языка, но и развитие языковой компетентности и речевого общения ребенка в целом.
Количество детей с отклонениями в развитии речи неуклонно растет. Среди них значительную долю составляют дети в возрасте 6-7 лет, не освоившие в нормативные сроки звуковую сторону языка, обладающие полным слухом и интеллектом. Это группа детей с общим отставанием в развитии речи.
Грамматический строй речи – это взаимодействие слов друг с другом во фразах и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение освоить методы изменения и словообразования, а синтаксическая система – это умение писать предложения, грамматически правильное сочетание слов в предложении.
Для понимания речи недостаточно знать лексическое значение слов, из которых она состоит, необходимо еще понять грамматическую связь между этими словами. Если значение грамматических форм не понятно ребенку, то он не понимает мыслей, выраженных в предложении.
Актуальность нашего исследования заключается в необходимости целенаправленного формирования грамматической структуры речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Это связано с тем, что одной из ведущих особенностей в структуре дефекта ОНР является ярко выраженная аграмматичность, и к началу школьного обучения уровень грамматического образования у детей значительно отстает от возрастной нормы. Они имеют стойкие недостатки в освоении лингвистических механизмов словообразования, словоизменения, использования синтаксических конструкций.
Учитывая важность достаточного уровня формирования грамматических средств языка для наиболее полного преодоления системы недоразвития речи и успешной подготовки к будущему школьному образованию, необходимо сформировать систему морфологических и синтаксических обобщений, грамматического автоматизма, без которого речь как средство общения невозможна [1, с.33].
Глава 1. Теоретические основания изучения употребления грамматических форм слов детьми с ОНР
1.1 Усвоение детьми грамматических форм в онтогенезе
В процессе овладения речью ребенок овладевает навыками понимания и использования грамматических форм. Грамматика – это наука о структуре языка, о его законах. Формирование грамматической системы устной речи у дошкольника включает в себя работу по морфологии, изучение грамматических значений внутри слова (изменение по родам, числам, падежам), словообразование (создание нового слова на основе другого слова с помощью специальных средств), синтаксис (совместимость и порядок слов, построение простых и сложных предложений) [2, с.13].
Формируя грамматический строй речи, ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей, основанную на анализе речи других людей, выявлении общих правил грамматики на практическом уровне, обобщении этих правил и их закреплении в собственной речи.
Разработка морфологической и синтаксической системы языка ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых словесных форм способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной конструкции предложения в устной речи одновременно фиксирует грамматические формы слов [3, с.102].
В работах Гвоздева, учитывая тесное взаимодействие морфологической и синтаксической систем языка, выделены следующие три периода формирования грамматического порядка речи.
I период – период предложений, состоящих из аморфных слов - низовых (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев). Этот период включает в себя две ступени:
1) Этап предложения из одного слова.
2) Этап предложений, состоящий из нескольких слов-корней.
– Стадия предложения из одного слова (от 1 года 3 месяцев. до 1 года 8 месяцев.). На этом коротком этапе ребенок использует только отдельные слова в качестве предложений (предложения из одного слова). В речи ребенка используется лишь небольшое количество слов для выражения его желаний, потребностей и впечатлений. В то же время ребенок использует жесты и интонации для уточнения смысла своего высказывания. Первые слова, используемые ребенком, не имеют определенной грамматической формы. Это аморфные слова – однокоренные. В разных предложениях они используются в одном и том же звуковом оформлении, без изменений. Основная часть слов – существительные, обозначающие имена людей, предметы, звуковые имитации («жук», «би-би», «му», «мяу»), лепет («ди», «мокко»).
1.2 Нарушения употребления грамматических форм у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Освоить грамматический порядок речи означает научиться правильно использовать падежные окончания слов, глагольных форм, местоимений, прилагательных, числительных, согласовывать существительные с прилагательными вида, числа, правильно строить составные и сложные предложения.
С раннего возраста ребёнок должен усвоить грамматические значения родного языка, без которых невозможно понять речь. У детей с нарушениями речи грамматическое формирование сложнее, чем освоение активной и пассивной лексики. Это связано с тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил [24, с.88].
Грамматические формы изменения слов, словообразование, типы предложений появляются у детей с OНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном развитии речи. Общее недоразвитие речи – это сложное речевое расстройство, при котором у детей возникают нарушения в формировании всех компонентов речевой системы, связанных с ее звуковой и семантической стороной, с нормальным слухом и интеллектом. Левина Р.Е. выделила три уровня речевого развития. На III уровне речевого развития речь обширна, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи [15, с.89].
Особенность освоения грамматической системы речи детьми с ОНР проявляется в замедлении темпов обучения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, в искажении общей картины речевого развития.
Недостаточное понимание грамматических форм является следствием недостаточного развития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого тормозит развитие так называемого чувства языка, через которое нормальный ребенок эмпирически осваивает всю сложную систему грамматики русского языка [20, с.103].
1.3 Научно-методические основания коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений грамматических форм слов
Работа по коррекции грамматических нарушений должна проводиться в речевых группах всех классов. Специфика этой работы заключается в организации системы упражнений на восполнение пробелов в речевом развитии ребенка: умение анализировать речевой материал, синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, обобщать полученные знания с учетом существенных и незначительных особенностей. На этой основе у детей формируются представления о различных грамматических формах и конструкциях, которые затем, в ходе выполнения специальных заданий, включаются в коммуникативные функции. Дети сознательно усваивают грамматические правила конструирования свободных высказываний [17, с.203].
Учитывая постоянное увеличение числа детей дошкольного возраста с таким системным нарушением, как ОНР, проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методах их развития и коррекции становится одним из наиболее актуальных.
Лексико-грамматическая сторона понимается как словарь и его грамматически правильного использования. Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие объекты, явления, действия и признаки окружающей действительности. Словарь классифицируется как активный и пассивный. Пассивный словарь понимается как возможность понимать слова, активный словарь – как употребление слов в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями [21, с.39].
Грамматическая система – это система взаимодействия слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень подразумевает умение владеть методами смены слов и словообразования, синтаксический уровень подразумевает умение составлять предложения, грамматически правильное сочетание слов в предложении.
В процессе коррекции и речевой терапии ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, развитию семантики слова, формированию лексической последовательности и семантических полей. Формирование словаря, глаголов и прилагательных требуют особого внимания.
Параллельно с развитием предикативного словаря продолжается работа по обогащению и уточнению именного словаря. Особенно важной является работа по овладению обобщающими словами (мебель, одежда и т.д.), что способствует развитию операций обобщения и аналитико-синтетической деятельности детей. Словарь обогащается местоимениями, числами, наречиями и другими частями речи.
1. Агранович, 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З.Е. Агранович. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 128 с.
2. Артамонова, С.В. Психолого-педагогические исследования влияния коммуникативных особенностей детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи на качество её коррекции в условиях детской поликлиники // Логопедия. Научно-методический журнал. – №2 (16). – 2007. – С. 12-18.
3. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно – методическое пособие /Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: В. Секачев, 2007. – 224 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2006. – 245 с.
5. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост. И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 224 с.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: «Наука», 2011. – 336 с.
7. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 96 с.
8. Денисова, О.А. Пособие для самостоятельной работы студентов по логопедии: Учебное пособие / Т.В. Кобрина. – СПб.: Наука- Питер, 2005. – 245 с.
9. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: Кн. для логопеда/ Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2008. – 320 с.
10. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю., Т.Ц. «Сфера», 2007. – 128 с.
11. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Н.Ф. Серебрякова. – СПб.: «Союз», 2001. – 256 с.
12. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Н.В. Серебрякова. – СПб.: «Феникс», 2004. – 224 с.
13. Лалаева, Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / Н.В. Серебрякова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. – 265 с.
14. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи / Р.И. Лалаева. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – С. 35-54.
15. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина. – М.: «Просвещение», 2011. – 320 с.
16. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. педвузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 680 с.
17. Поваляева, М.А. Справочник логопеда /М.А. Поваляева. – Рн./Д: Феникс, 2006. – 445 с.
18. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманных исследований, В. Секачев, 2007. – 224 с.
19. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Феличева. – М.: Академия, 2009. – 245 с.
20. Филичева, Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников. Дети с проблемами в развитии / Т.Б. Филичева. – М.: Академия, 2011. – 265 с.
21. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие/ Т.Б. Филичева., Г.В. Чиркина – М.: Айрис-пресс, 2005. – 245 с.
22. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Г.Р. Шашкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
23. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
24. Цейтлин, С.И. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.И. Цейтлин. – М.: «Владос», 2000. – 220 с.
25. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М.: «Аркти», 2000. – 258 с.