ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
1.1 Требования к контролю учебных достижений учащихся в современной системе языкового образования
1.2 Объекты контроля в обучении учащихся языковому материалу
1.3 Дидактические возможности электронных образовательных ресурсов в контроле сформированности у учащихся грамматических навыков
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
2.1 Принципы контроля сформированности у учащихся грамматических навыков с использованием электронных образовательных ресурсов
2.2 Методическая разработка для контроля сформированности у учащихся II ступени общего среднего образования грамматических навыков с использованием электронных образовательных ресурсов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Среди проблем, оказывающих значительное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимает проверка и оценка знаний учащихся. Проверка и оценка знаний являются необходимой частью образовательного процесса, а их успешность во многом зависит от правильной организации. Роль проверки и оценки выходит далеко за рамки взаимоотношений между преподавателем и учащимися. Эффективность различных методов и форм преподавания, качество учебников и методических разработок, а также наличие образовательного контента – все это тесно связано с данными вопросами. Проверка и оценка знаний дают необходимую информацию для организации образовательного процесса и управления им. Качество образования, правильность решения многих дидактических и образовательных задач зависит от их объективности.
Проблема контроля постоянно привлекает внимание педагогов и методистов (H.П. Баранова, A.H. Дадашева, E.И. Кузнецова, M.И. Нуднова, Л.A. Силкович, П.B. Сысоев, C.Л. Фурманова, З.M. Цветкова, И.B. Боровикова и другие), так как она содержит в себе разнообразные и далеко не исчерпанные возможности педагогической подготовки.
Актуальность проблемы контроля связана с тем, что успехи и достижения за последнее время в процессе обучения иностранному языку значительно расширили сферу контроля, а также доказали его эффективность в учебно-педагогической деятельности [1, c. 4]. Но при осуществлении контроля могут быть допущены ошибки: неправильное понимание его функций, а также переоценка его роли в процессе обучения превращают контроль в самоцель на уроке; негативные последствия оказывают и использование монотонных методов контроля, субъективизм в постановке оценок, отсутствие четких, обоснованных критериев. Эта проблема существует и в организации контроля на иностранном языке.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
1.1 Требования к контролю учебных достижений учащихся в современной системе языкового образования
Контроль является логическим завершением каждого этапа обучения. Контроль и оценка учебной деятельности учащихся должны быть не как репрессивная мера, не как средство принуждения, а как источник радости обучения [7, c. 31].
Существует несколько определений контроля.
Контроль в обучении иностранному языку – это выявление уровня формирования речевых навыков и умений, определение характера этого процесса, диагностика трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся, проверка эффективности применяемых методов и методик обучения [16, c. 3].
M.K. Нуднова определяет контроль как составную часть образовательного процесса, направленную на определение уровня знаний, умений и навыков обучающегося, на основе которой формулируется оценка за определенную часть программы, курса или периода обучения [10, c. 136].
С одной стороны, контроль позволяет преподавателю получить информацию о результатах работы как целого класса учащихся, так и каждого ученика в отдельности. С помощью контроля преподаватель может выяснить, насколько эффективны методы обучения, определить неудачи в работе, что позволяет вносить изменения в учебный план.
С другой стороны, контроль повышает мотивацию учащихся к обучению, поскольку контроль является признаком успеха или неудачи в работе. С помощью контроля учащийся может вносить коррективы в свою учебную деятельность.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
2.1 Принципы контроля сформированности у учащихся грамматических навыков с использованием электронных образовательных ресурсов
Изучение работ исследователей в области информатизации образования (К.Г. Кречетников, И.В. Роберт, Н.В. Софронова) позволило выделить и раскрыть следующие дидактические принципы, лежащие в основе обучения с использованием средств ИКТ:
• принцип адаптивности, который обеспечивается различными средствами наглядности, дифференциацией учебного материала по сложности, объему и содержанию;
• принцип интерактивности, который выражается в активном взаимодействии пользователя с компьютером в форме диалога и предполагает сознательную активность обучаемого, подкрепляемую управляющей деятельностью компьютера;
• принцип индивидуальности, который предполагает создание условий для самостоятельной работы обучаемых за счет снабжения их индивидуальными заданиями и проверки результатов их выполнения, что способствует активизации учебной деятельности и повышает прочность усвоения учебного материала.
О.П. Околелова, С.В. Панюковой, позволил выделить и раскрыть принципы комплексного, целесообразного и оптимального использования электронных образовательных ресурсов:
• принцип комплексного использования программных средств предполагает создание предметно-ориентированного комплекса средств ИКТ и использование электронных образовательных ресурсов в соответствии с их дидактическими возможностями, задачами обучения и условиями проведения конкретного занятия;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ научной и методической литературы по теме исследования «Контроль сформированности у учащихся II ступени общего среднего образования грамматических навыков с использованием электронных образовательных ресурсов» позволил раскрыть значимость такого этапа формирования и совершенствования грамматических навыков у учащихся II ступени общего среднего образования, как контроль сформированность грамматического навыка.
Мы рассмотрели требования к контролю учебных достижений учащихся в современной системе языкового образования и пришли к выводу о том, что методика обучения иностранным языкам имеет значительный теоретический багаж и практический опыт в организации контроля. Современные тенденции в учебных программах предполагают более коммуникативный подход к обучению иностранным языкам. Поэтому содержание и организация контроля речевых навыков рассматриваются в тесном единстве с контролем их материальной основы – языкового материала. Такая перспектива помогает учителю органично включить контроль в урок, руководствуясь нормами оценки, а это, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности преподавания иностранного языка в целом.
При этом важно понимать, что ведущим объектом контроля на занятиях является владение речью. Контроль навыков выполнения действий и операций с языковым материалом в коммуникативном обучении должен быть направлен не столько на проверку знаний лексических единиц и умения с их помощью формировать грамматические формы, сколько на умение выполнять с ними действия при формализации своих мыслей и понимания мыслей других людей, говорящих на иностранном языке.
Мы проанализировали наиболее популярные и эффективные электронный образовательные ресурсы, посредством которых может производиться контроль сформированности грамматического навыка.
1. Азаровская, A.E., Кузовлева H.E., Пассов, E.И. и др. Контроль в обучении иностранному языку: учеб. пособие/ Под ред. E. И. Пассова, E.C. Кузнецовой – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. –№17.
2. Баранова, H.П. Контрольно-оценочная деятельность учителя в условиях коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку / H.П. Баранова // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2012. – № 2. – C.3–9.
3. Бартош, Д.K. Электронные технологии в системе обучения иностранным языкам: теория и практика : учебное пособие / Д.K. Бартош, H.Д. Гальскова, M.B. Харламова. – M.: МГПУ – «Канцлер», 2017. – 220 c.
4. Бим, И.П. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе / И.П. Бим. – M.: «Просвещение», 1985. – 294 c.
5. Боровикова, И.B. Проблемы тестирования и оценки уровня владения иноязычной грамматикой // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам на современном этапе. – Мн., 1999. – C. 35-37. – (МГЛУ)
6. Гальскова, H.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов учреждений высш. образов. / H.Д. Гальскова, H.И. Гез. – 8-е изд., испр. и доп. – M.: Издат. центр «Академия», 2015. – 368 c.
7. Дадашева, A.H. Модель специализированной мобильной квест-игры для контроля сформированности грамматических навыков школьников / A.H. Дадашева, B.B. Кулешова // Иностранные языки в школе. – 2019. – №9. – C. 31-35.
8. Колкова, M.K. Обучение иностранным языкам. Материалы для специалиста образовательного учреждения / M.K. Колкова. – M.: KAPO, 2002
9. Методика обучения иностранным языкам: Учеб. пособие: Контроль в обучении иностранным языкам / Под ред. E.И. Кузнецовой. – Воронеж: Интерлингва 2002. – 40 c.
10. Нуднова, M.K. Повышение качества знаний учащихся через организацию системы разноуровнего контроля в обучении // Материалы ежегодной конференции студентов и магистрантов университета, 18-19 апреля 2019 г./ Минский гос. лингвист. ун-т : H.П. Баранова – Минск, 2019. – Ч. 1 – C. 136-137.
11. Силкович, Л.A. Основные направления контрольно-оценочной деятельности учителя иностранного языка в условиях инновационного языкового образования / Л.A. Силкович // Инновации в обучении иностранным языкам: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 2012г. : в 2 ч./ рекдкол.: H.П. Баранова; Минский гос. лингвист. ун-т. – Минск, 2014. – Ч. 2. – C. 122-125.
12. Смирнов, B.C. Активизация грамматического материала посредством коммуникативных упражнений / B.C. Смирнов // Иностранные языки в школе – 2014. – №6. – C. 30-32
13. Соловьева, O.A. Разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов в целях обучения иностранным языкам / O.A. Соловьева // Замежныя мовы. – 2019. – №1 (71). – C. 10-15.
14. Сысоев, П.B. Всероссийская научно-практическая конференция «Современные подходы к контролю иноязычных умений» / П.B. Сысоев // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 2. – C. 100-102.
15. Фурманова, C. Л. Проверка лексических и грамматических навыков обучающихся Х-ХI классов / C. Л. Фурманова // Иностранные языки в школе. – 2020. – 3. – C. 7-11
16. Цветкова, З.M. Некоторые вопросы контроля и учета / З.M. Цветкова // Иностранные языки в школе: спец. вып. «Золотые страницы». – Вып. 3 – 2011. № 4. – C. 3-8.