Введение
Глава 1. Интернет-ресурсы, как средство формирования патриотической культуры в начальной школе
1.1. Патриотическая культура и её значение для личностного развития младшего школьника
1.2. Сущностные аспекты интернет-ресурсов
1.3. Роль интернет-ресурсов в формировании патриотической культуры
Глава 2. Изучение воспитательных возможностей Интернет-ресурсов для формирования патриотической культуры младшего школьника
2.1. Методики изучения воспитательных возможностей Интернет-ресурсов для формирования патриотической культуры младшего школьника
2.2. Анализ результатов используемых методов изучения возможностей интернет-ресурсов для формирования патриотической культуры младшего школьника
2.3. Выводы по изучению воспитательных возможностей интернет-ресурсов для формирования патриотической культуры младшего школьника
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Патриотическое воспитание – это постепенное формирование у детей любви к Родине, постоянная готовность ее защищать. Цель – формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства преданности своей Родине, готовности выполнять свой гражданский долг и конституционные обязательства по защите интересов Отечества.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Современное человечество присоединилось к процессу, называемому информатизацией. Этот процесс включает доступность источников информации и проникновение информационных технологий в науку, промышленность и общество. Процессы, происходящие в связи с компьютеризацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды общества, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.
Одним из приоритетов процесса информатизации является компьютеризация образования, система методов, процессов, программного и аппаратного обеспечения, интегрированная с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации на благо потребителей. Целью компьютеризации является активизация интеллектуальной деятельности во всем мире с помощью новых информационных технологий.
Основная ценность образования в области информационных технологий заключается в том, что оно позволяет создать мультисенсорную интерактивную среду обучения с практически безграничными потенциальными возможностями, доступными как для учителя, так и для ученика.
ГЛАВА 1. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Патриотическая культура и её значение для личностного развития младшего школьника
Сегодня меняются традиционный образ жизни, идеалы и стандарты национальных ценностей. Наблюдается дифференциация общества, разрушаются механизмы государственной защиты, признанные большинством населения. Противостоять этому может только гражданское общество, в котором основные функции власти переданы общественным объединениям, которые могут создать необходимые условия для самореализации каждого человека, реализации его потребностей и интересов.
В гражданском обществе понятие «гражданственность» также имеет новое значение, которое можно рассматривать как новый способ регулирования морально-правовых отношений. Он основан на высокой степени автономизации и ответственности человека. Еще В. Сухомлинский пришел к выводу, что гражданственность начинается с осознания себя как нравственной личности. Все это позволяет нам описывать гражданский дух человека как развитие и реализацию его прав и обязанностей по отношению к себе, личности, обществу и стране, в которой он находится [12, с.7].
Считая воспитание гражданина основой для воспитания целостной личности будущего человека социалистического типа, А. С. Макаренко отмечая ведущие аспекты в воспитании гражданина. Прежде всего это должен быть квалифицированный рабочий, политически грамотный, культурный, образованный, умеющий работать в коллективе, дисциплинированный, верящий своему правительству и с оптимизмом смотрящий в будущее.
Важнейшим гражданским качеством А. С. Макаренко называл ответственность. Гражданин выступает прежде всего как член своего коллектива.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1. Методики изучения воспитательных возможностей Интернет-ресурсов для формирования патриотической культуры младшего школьника
Как уже указывалось выше, гипотеза исследования – формирование патриотической культуры будет проходить эффективнее, если в воспитании использовать возможности Интернет-ресурсов.
В исследовании приняли участие учащиеся 2 класса ГУО СШ №___, в количестве 20 человек.
Для проведения исследования использовались анкетирование, тестирование, наблюдение.
Речевое упражнение «Угадай праздник с традициями и обрядами» (Приложение А) было проведено для знакомства детей с традициями празднования наших народных праздников, развивать коммуникативные способности. По инструкции дети должны узнать, какой праздник описывают.
Анкетирование было проведено с целью определения использования детьми интернет-ресурсов для формирования патриотической культуры (Приложение Б).
Наблюдение было проведено с целью изучения возможностей формирования патриотической культуры младшего школьника в учебной деятельности. Данные наблюдения фиксируются в карточке наблюдений (Приложение В).
Вывод. Таким образом, для проведения исследования подобраны эмпирические методы, наиболее легкие, доступные в использовании.
Заключение
Гражданственность — интегративное качество, характеризующее человека как сознательного и активного гражданина, выражающееся в выполнении гражданского долга, знании гражданских прав и обязанностей, готовности трудиться на общую пользу, решимости и умении отстаивать общественные интересы, непримиримости к антигосударственным проявлениям, умении сочетать личные интересы с общественными.
Использование Интернет-ресурсов становится важным и целесообразным компонентом обучения. Глобальная сеть открывает перед преподавателями и учениками колоссальные возможности для совершенствования процесса обучения. Бесспорно, Интернет повышает эффективность урока, помогает формировать положительную учебную мотивацию, навыки самостоятельной поисковой деятельности, творческий подход к обучению, а также критическое мышление школьников.
В современных условиях развития научно-технического прогресса на помощь педагогам и родителям в сфере патриотического воспитания приходит интернет, в котором существует огромное количество сайтов по исторической, военной и патриотической тематике.
Взаимодействие с данными Интернет-ресурсами способствует активизации творческой, исследовательской, познавательной деятельности школьников.
Интернет и патриотические проекты, которые в нём присутствуют, являются на сегодняшний день важнейшим инструментом воспитания патриотических чувств, формирования у подрастающего поколения любви к Родине, её истории и героям.
Для проведения исследования использовались следующие методы: анкетирование, тестирование и наблюдение.
1. Астрэйка А. Г. Прадстаўніцтва беларускіх музеяў у віртуальнай прасторы // Весн. Беларус. дзярж. ўн-та культуры і мастацтваў. – 2015. – № 1. – С. 157–164.
2. Беларусь – страна твоего будущего: книга для выпускника / авт.-сост.: Н. Г. Ванина, Н. Н. Ганущенко, В. И. Ивченков. – Минск : Пачатковая школа, 2007 – 152 с.
3. Буткевич, В. В. Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников / В. В. Буткевич, Н. К. Катович, О. В. Толкачева // Пазашкольнае выхаванне. – 2009 – № 5 – С. 15-19.
4. Буткевич, В. В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи: пособие для рук. учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов / В. В. Буткевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2007 – 279 с.
5. Ворошень, О.Г. Образ Родины в восприятии современных белорусов / О.Г. Ворошень // Адукацыя i выхаванне. – 2008. – № 6. – С. 11-16.
6. Горбачева Л. В. Интернет-ресурсы по культуре и искусству Беларуси как важный информационный ресурс / Л. В. Горбачева, Л. Г. Гущинская // Роль библиотек и информации в устойчивом развитии общества : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 25–27 окт. 2005 г. / НАН Беларуси ; сост. Л. Г. Кирюхина ; редкол.: Е. Е. Долгополова [и др.]. – Минск, 2007.
7. Гражданское воспитание (из опыта работы школы-семинара «Инновационные методы обучения в гражданском образовании»): пособие для педагогов и психологов / Л. Г. Кирилюк |и др.|. – Минск : Тэхналогія, 2000 – 175 с.
8. Гутковская, М.С. Роль идеологической работы в гражданской социализации молодёжи Республики Беларусь / М.С. Гутковская // Сацыяльна-педагагічная работа. – Серыя "У дапамогу педагогу". – 2010. – № 9. – С. 10-12.
9. Захарова, С. Я. Гражданином быть обязан: основы гражданского образования: метод. пособие / С. Н. Захарова. – Минск: Ред. науч.-метод. журн. «Пачатковая школа», 2003 – 96 с.
10. Зубко, Д. П. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности / Д. П. Зубко // Праблемы выхавання. – 2005 – № 1 – С. 12—16.
11. Кедярова, Р. Н. Патриотическое воспитание в современной школе / Р. Н. Кедярова // Праблемы выхавання. – 2003 – № 4 – С. 21-28.
12. Козинец, Л.А. Теория и практика гражданского воспитания учащихся / Л. А. Козинец, Е. Ю. Крикало. – Мозырь: Содействие, 2010. – 144 с.
13. Костюкович М. Г. Белорусская культура и искусство в сети Интернет // Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтваў : матэрыялы V Міжнар. навук.-практ. канф., Мінск, 20–21 лістап. 2014 г. / НАН Беларусі, Цэнтр даследаванняў беларус. культуры, мовы і літ. НАН Беларусі ; уклад. Ю. В. Пацюпа ; рэдкал.: А. І. Лакотка (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2014. – С. 163–165.
14. Левко, А. И. Модель воспитания гражданственности и патриотизма в современных условиях / А. И. Левко, Л. А. Худенко // Столичное образование. – 2002 – № 10 – С. 4-9.
15. Мартынова, В. В. Гражданин : прогр.-метод. рек. по орг. работы с учащимися / В. В. Мартынова. – Минск : –ар. асвета, 1995 – 45 с.
16. Наумова, В.С. "Медиамир" как школа становления социально активной личности воспитания патриота-гражданина / В.С. Наумова // Пазашкольнае выхаванне. – Серыя "У дапамогу педагогу". – 2008. – № 7. – С. 18-20. – Из опыта Рогачёвского районного центра внешкольной работы.
17. Саітава В. І. Гісторыка-культурная спадчына рэгіянальнай супольнасці на вэб-сайтах абласных бібліятэк Беларусі / В. І. Саітава, І. М. Стрыжонак // Духоўныя асновы сучаснай культуры: праблемы захавання культурнай спадчыны : XVI Міжнар. Кірыла-Мяфодзіеўскія чытанні, прысвечаныя Дням славянскага пісьменства і культуры, Мінск, 26–28 мая 2010 г. : у 2 т. / Беларус. дзярж. ўн-т культуры і мастацтваў ; рэдкал.: М. А. Мажэйка (старш.) [і інш.]. – Мінск, 2011. – Т. 1. – С. 151–158.
18. Узгорок, М.Ю. Социокультурные детерминанты формирования патриотизма как высшей ценности культуры личности в современных условиях / М.Ю. Узгорок // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. – 2006. – № 6. – С. 82-88.
19. Худницкая Е. В. Этнографические музеи онлайн: трансляция и трансформация // Этналогія: традыцыі і сучаснасць : зб. навук. арт. / Беларус. нац. тэхн. ўн-т ; пад навук. рэд. Н. П. Мартысюк. – Мінск, 2016. – С. 103–108.
20. Шумский К. А. Образ родной земли в Интернет-пространстве и его роль в формировании этнореспубликанской идентичности // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі : зб. арт. / НАН Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору ; : Цэнтр даследаванняў беларус. культуры, мовы і літ. ; навук. рэд. А. І. Лакотка. – Мінск, 2013. – Вып. 14. – С. 420–427.