ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ ДЛЯ ФОРМИОВАНИЯ ПЛАВНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Современные подходы о сущности и природе заикания
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с заиканием
1.3 Содержание логопедической работы по формированию плавности речи у детей дошкольного возраста с заиканием
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ ДЛЯ ФОРМИОВАНИЯ ПЛАВНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня сформированности плавности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием
2.2 Разработка логоритмических занятий в системе коррекционной работы по формированию плавности речи у детей дошкольного возраста с заиканием
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования состоит в том, что в настоящее время присутствует огромное число детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые имеют некоторые недоразвития речи. К одному из самых популярных и трудных нарушений речи относится заикание.
Заикание подразумевает под собой трудности в овладении темпом и плавностью речевого потока. В случае заикания ребенку приходится делать паузы в речи либо повторять неоднократно определенные звуки либо целые слоги. Первые проявления заикания встречаются в возрасте 2-3 лет, когда формируется речевой поток ребенка. Заикание приводит к ограниченности социального взаимодействия детей, к некорректному созданию индивидуальности, к трудностям общения в социуме. В качестве последствия заикания можно выделить трудности общения, нарушение социализации, а также образование иных, связанных с заиканием, трудностей развития.
В настоящий момент выделяются абсолютно разные методы и способы исправления данного недуга. В качестве важного метода исправления заикания можно выделить игру. Игра является базовой, главной активностью детей дошкольного возраста, поэтому именно через нее возможно устранять различные познавательные и речевые нарушения детей. При проведении игр у детей натуральным образом формируется поведение и исправляется, улучшается речь. В ходе активного участия в игре у детей формируются умения корректного выражения своих мыслей.
Заикание является чрезвычайно тяжелым недоразвитием речи. Устранить заикание непросто, оно является травмой для ребенка, затормаживает его развитие, препятствует нормальному развитию речи, создает трудности в коммуникации, в особенности, это проявляется в социуме детей.
На данный момент ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что корректировать и в дальнейшем уничтожать дефект требуется по мере его образования. Если затянуть этот процесс, то он становится трудноустранимым и постоянным, что неизменно приводит в психические расстройства ребенка. Также заикание препятствует нормативной коммуникации учащихся и его успехам в учебной деятельности. В этой связи еще до поступления в учреждение среднего образования следует исправить данный дефект. Следует оказывать влияние на речь ребенка целиком, а также на его персональность и двигательные навыки. Как уже было упомянуто выше, оптимальным средством коррекции заикания выступает игровая активность.
Логоритмические игры и упражнения – это игры, направленные на развитие моторики и произношения. Они включают в себя музыкальные, двигательные и игровые занятия. Занятия логоритмикой присутствуют в любой педагогической деятельности в учреждениях дошкольного образования, а также в школе.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ ДЛЯ ФОРМИОВАНИЯ ПЛАВНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Современные подходы о сущности и природе заикания
Заикание представляет собой достаточно актуальное и комплексное нарушение речи, которое практические не поддается коррекции. Заикание нарушает весь процесс коммуникации, содействует возникновению психологических нарушений, нарушении гармонии в социуме.
Невзирая на наличие большого количества научных трудов по этой теме, все еще отсутствует единое мнение о данном нарушении.
Спорным представляется вопрос о том, следует ли считать заикание заболеванием либо это недостаток речи. Не имеется единого мнения касательно того, следует ли этот недостаток лечить либо устранять, а также то, какое учреждение должно заниматься данной проблемой – медицинское или образовательное [9, с. 124].
Еще не так давно школа профессора Р.Е. Левиной придерживалась взгляда, что представляет собой недостаток речи, это ни в коем случае не заболевание. Данный недостаток речи можно устранить, а не лечить. Лишь в коллективной работе «Основы теории и практики логопедии» сообщается о том, что с целью устранения заикания можно применить сложный подход при участии психоневрологов, деятельность которых ориентируется на диагностику, лечение и дальнейшее укрепление нервной системы.
По мнению Р.Е. Левиной, заикание представляет собой нарушение речи с нарушением его коммуникативности [14].
Таким образом, заикание – это речевое расстройство, нарушающее коммуникативную функцию ребенка. Оно появляется в том случае, когда имеется несогласованность между настоящей готовностью речевых средств, их уровнем [22, с. 312].
М.Е. Хватцев говорил о заикании как о болезни, при этом предлагал комплексное лечение заикания, уделяя особое внимание улучшению нервной системы заикания [27, с. 178].
Таким образом, заикание является серьезной патологией речи, и пациенты, которые страдают от этого нарушения речи, нуждаются в комплексном лечении.
Сложность заикания как речевого дефекта обусловлена тем, что темпо-ритмическая организация устной речи является стержнем, объединяющим и координирующим компоненты устной речи, куда включены:
– лексико-грамматическое структурирование;
– артикуляторно-дыхательная программа;
– комплекс просодических характеристик [5, с. 65].
Выводы по главе 1
1. Заикание является серьезной речевой патологией в этиопатогенетическом и клиническом смысле, и пациенты нуждаются в специфическом комплексном лечении, в котором главную роль играет учитель-логопед. Заикание – это речевое нарушение, которое характеризуется множественными повторениями слов, слогов, их удлинением. Также происходят остановки во время речи, которые разрушают её ритмичное течение.
2. У детей дошкольного возраста, страдающих заиканием, отмечаются повышенная впечатлительность, тревожность, робость, обидчивость, раздражительность. У детей дошкольного возраста с неврозоподобной формой заикания отмечается повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Их внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются. Нередко такие дети чрезмерно суетливы, непоседливы, с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми. Традиционными современными и классическими исследованиями показана тесная взаимосвязь психофизического состояния заикающегося с заиканием в особенности с эмоционально-волевой сферой, в целом с его личностью, установками и отношениями к окружению. Непосредственно этим определена необходимость осуществить психолого-педагогический подход к изучению и, в результате – к коррекции заикания.
3. В настоящее время в логопедии разработан ряд авторских методов логопедической ритмики в процессе коррекционной работы с детьми с заиканием. Эти методы направлены на преодоление расстройств речи путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Можно отметить необходимость определенной последовательности логоритмических упражнений с учетом принципа постепенного усложнения неречевых и речевых задач.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ ДЛЯ ФОРМИОВАНИЯ ПЛАВНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня сформированности плавности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием
Экспериментальное исследование было проведено на базе ГУО «Ясли-сада №102 г. Минска». Всего в исследовании приняло участие 15 детей старшего дошкольного возраста с заиканием – в возрасте 5-6 лет. Полученные результаты исследования сравнивались с показателями детей с нормой (контрольная группа) также в количестве 15 человек.
Цель экспериментального исследования: выявить уровень сформированности голосовой функции речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Экспериментальное исследование проводилось в привычной для детей обстановке в виде метода индивидуального эксперимента. В основу исследования были положены методики, предложенные Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой [21].
1. Пропевание гласной «а».
Цель: Определить подвижность мягкого неба, чистоту голоса, наличия назальности.
Оборудование: магнитофон.
Описание исследования: для этого мы просим детей длительно произнести гласную «А» при широко открытом рте.
Оценка задания
3 балла – подъем мягкого неба сформирован в полной мере, голос чистый, без назального оттенка.
2 балла недостаточно подвижно или отклоняется в сторону при произношении гласного, в голосе присутствует легкая гиперназальность.
1 балл – мягкое небо провисает в голосе присутствует выраженная гиперназальность.
Для определения тембра и высоты голоса было предложено задание «Теремок».
Цель: определить возможности изменения тембра голоса и его высоты.
Оборудование: аудиозапись сказки, картинки с изображением животных.
Организация исследования: детям предлагалось прослушать сказку и рассказать ее пересказывая в голосе особенности голосов животных. Отличились способностью изменять голос от самого высокого до самого низкого. Также в ходе выполнения данного задания исследовались такие характеристики голоса, как наличие ими отсутствия огрубленности, осиплости, истощаемости голоса, полетности, звонкости, плавности.
Выводы по главе 2
1. Анализ результатов выполнения заданий позволил выявить, что у 93% обследованных детей старшего дошкольного возраста с заиканием выявлен низкий уровень сформированности голосовой функции речи. Дети с заиканием допускали большое количество ошибок, иногда исправляли их самостоятельно по ходу выполнения задания, но в большинстве случаев для выполнения задания им требовалась активная помощь взрослого. Речь детей с заиканием характеризовалась как монотонная, в голосе присутствует выраженная гиперназальность. Также у детей с заиканием была выявлена неспособность изменять голос, ярко выраженная огрубленность, охриплость голоса. Изменение темпа и ритма речи удавались лишь при сопряженном произнесении. Отмечалось ускорение либо замедление темпа речи, необоснованное паузирование, зачастую встречались частые нарушения произношения, нарушения восприятия и воспроизведения ритма в неречевом и особенно в речевом плане.
2. В ходе данного исследования были разработаны направления логоритмических занятий в системе коррекционной работы по формированию плавности речи у детей дошкольного возраста с заиканием. Направления коорекицонной работы в данном направлении включало следующие аспекты: развитие речевого дыхания, развитие темпа речи, развитие ритма речи, развитие интонации, развитие тембра, развитие способности выделять логическое ударение, развитие речевого тона и слуха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заикание является серьезной речевой патологией в этиопатогенетическом и клиническом смысле, и пациенты нуждаются в специфическом комплексном лечении, в котором главную роль играет учитель-логопед. Заикание – это речевое нарушение, которое характеризуется множественными повторениями слов, слогов, их удлинением. Также происходят остановки во время речи, которые разрушают её ритмичное течение.
У детей дошкольного возраста, страдающих заиканием, отмечаются повышенная впечатлительность, тревожность, робость, обидчивость, раздражительность. У детей дошкольного возраста с неврозоподобной формой заикания отмечается повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Их внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются. Нередко такие дети чрезмерно суетливы, непоседливы, с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми. Традиционными современными и классическими исследованиями показана тесная взаимосвязь психофизического состояния заикающегося с заиканием в особенности с эмоционально-волевой сферой, в целом с его личностью, установками и отношениями к окружению. Непосредственно этим определена необходимость осуществить психолого-педагогический подход к изучению и, в результате – к коррекции заикания.
В настоящее время в логопедии разработан ряд авторских методов логопедической ритмики в процессе коррекционной работы с детьми с заиканием. Эти методы направлены на преодоление расстройств речи путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Можно отметить необходимость определенной последовательности логоритмических упражнений с учетом принципа постепенного усложнения неречевых и речевых задач.
Анализ результатов выполнения заданий позволил выявить, что у 93% обследованных детей старшего дошкольного возраста с заиканием выявлен низкий уровень сформированности голосовой функции речи. Дети с заиканием допускали большое количество ошибок, иногда исправляли их самостоятельно по ходу выполнения задания, но в большинстве случаев для выполнения задания им требовалась активная помощь взрослого. Речь детей с заиканием характеризовалась как монотонная, в голосе присутствует выраженная гиперназальность. Также у детей с заиканием была выявлена неспособность изменять голос, ярко выраженная огрубленность, охриплость голоса. Изменение темпа и ритма речи удавались лишь при сопряженном произнесении. Отмечалось ускорение либо замедление темпа речи, необоснованное паузирование, зачастую встречались частые нарушения произношения, нарушения восприятия и воспроизведения ритма в неречевом и особенно в речевом плане.
1. Арутюнян, Л. З. Как лечить заикание: методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян. – М. : Эребус, 1993. – 160 с.
2. Асатиани, Н. А. Психотерапия невроза навязчивых состояний / Н. А. Асатиани // В кн.: Руководство по психотерапии. – Ташкент, 1979. – С. 279–389.
3. Беккер, К. П. Логопедия / К. П. Беккер, М. Совак. – М., 1981. – 288 с.
4. Белякова, Л. И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л. И. Беляева, Е. А. Дьякова. – М., 1998. – 304 с.
5. Богомолова, А. И. Устранение заикания у детей и подростков: из опыта работы / А. И. Богомолова. – М., 1977. – 96 с.
6. Вессарт, О. В. Методические приемы и дидактический материал для речевой тренировки заикающихся: метод. рекомендации / О. В. Вессарт, Н. А. Драбик. – Л., 1982. – 30 с.
7. Волкова, Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у младших школьников : книга для логопедов / Г. А. Волкова. – СПб : Детство-Пресс, 2003. – 240 с.
8. Давиденков, С. Н. Неврозы / С. Н. Давиденков. – Л. : Медгиз, 1963. – 270 с.
9. Зееман, М. Расстройство речи в детском возрасте: пер. с чешск / М. Зееман. – М., 1962. – 217 с.
10. Карвасарский, Б. Д. Неврозы / Б. Д. Карвасарский // Руководство для врачей. – М., 1980. – 448 с.
11. Левина, Р. Е. Пути изучения и преодоления заикания у детей / Р. Е. Левина // Спец. Школа. – М., 1966. – № 4 (120). – С. 47-50.
12. Лохов, М. И. Коррекция заикания и других речевых расстройств детского возраста / М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко. – СПб., 2010. – 160 с.
13. Лохов, М. И. Заикание неврология или логопедия / М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко, Л. М. Щугарева. – СПб., 2005. – 600 с.
14. Миссуловин, Л. Я. Спорные вопросы понимания сущности заикания, его клинических особенностей и устранения / Л. Я. Миссуловин, Н. С. Миссуловина, Е. А. Зиновьева // Специальное образование. 2015. №XI. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spornye-voprosy-ponimaniya-suschnosti-zaikaniya-ego-klinicheskih-osobennostey-i-ustraneniya
15. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. – Л., 1960. – 426 с.
16. Научные направления изучения заикания в историческом и современном аспектах. URL: https://helpiks.org/8-41085.html
17. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 1968. – 367 с.
18. Парамонова, Л. Г. О заикании: профилактика и преодоление недуга / Л. Г. Парамонова. – СПб. : Детство Пресс, 2007. – 128 с.
19. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. – М., 1973. – 272 с.
20. Рау, Е. Ф. О заикании детей дошкольного возраста : советы родителям / Е. Ф. Рау. – М., 1964. – 28 с.
21. Свядощ, А. М. Неврозы / А. М. Свядощ. – М., 1982. – 368 с.
22. Селиверстов, В. И. Заикание у детей : Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия / В. И. Селиверстов. – М. : Владос, 2001. – 423 с.
23. Селиверстов, В. И. О психологической модели феномена фиксированности заикающихся на своем речевом дефекте / В. И. Селиверстов // Учитель-дефектолог. Проблемы подготовки. – М., 1989. – С. 113-118.
24. Селиверстов, В. И. Заикание у детей / В. И. Селиверстов. – М., 1979. – 390 с.
25. Филатова, Ю. О. Коррекция заикания у младших школьников : дифференцированный подход / Ю. О. Филатова // Дефектология. – 2016. – № 5. – С. 31 – 37.
26. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева. – М. : Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
27. Хватцев, М. Е. Дефекты речи / М. Е. Хватцев. – М.-Л., 1930. – 259 с.
28. Шкловский, В. М. Комплексная система логопедических занятий и психотерапии при логоневрозах / В. М. Шкловский. – Л., 1966. – 188 с.
29. Шкловский, В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения заикания / В. М. Шкловский // Руководство по психотерапии. – Ташкент, 1979. – С. 400 – 402.