ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста
1.2. Сущность, структура, содержание понятия «сюжетно-дидактическая игра» детей среднего дошкольного возраста
1.3. Особенности использования сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКС СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
2.1. Комплекс сюжетно-дидактических игр для формирования элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста
2.2. Результаты опытно-экспериментального исследования по использованию сюжетно-дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
2.3. Рекомендации по использованию комплекса сюжетно-дидактических игр при формировании при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из приоритетных задач дошкольного образования выступает организация образовательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Содержание учебной программы дошкольного образования ориентировано на развитие способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности и создание оптимальных условий для стимулирования и поддержки познавательного развития ребенка, проявления самостоятельности, инициативности.
На современном этапе развития системы дошкольного образования нормативными правовыми актами (Кодекс об образовании Республики Беларусь) определен статус игры и занятия как основной формы специально организованной деятельности образовательного процесса. Образовательный процесс в учреждении дошкольного образования понимается как целенаправленное специально организованное взаимодействие, осуществляемое преимущественно через игровую деятельность и обеспечивающее разностороннее развитие детей дошкольного возраста.
Именно игра – одно из самых привлекательных для детей дошкольного возраста занятий – способствует усвоению достаточно сложных математических представлений, формированию интереса к ним. Играя, ребенок открывает мир количественных, пространственно – временных отношений, решает самые разнообразные задачи. Каждый раз, включаясь в ту или иную игру, ребенок открывает «маленькие математические истины».
Одним из условий формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста является взаимодействие воспитателя дошкольного образования и воспитанника при реализации содержания образовательной области «Элементарные математические представления».
Успешность освоения содержания образовательной области «Элементарные математические представления» учебной программы дошкольного образования зависит от выбора методов, форм и средств обучения, которые способствую формированию познавательных интересов, мотивируют на предстоящую деятельность. Важно не навязывать ребенку готовых представлений и умений, а указывать пути их приобретения, не подавлять детей среднего дошкольного возраста, а поддерживать их, создавать такие ситуации, в которых воспитанники ощущали бы радость новых открытий. Особая роль в познавательном развитии детей среднего дошкольного возраста отводится сюжетно-дидактическим играм. Сюжетно-дидактические игры позволяют закрепить, расширить углубить элементарные математические представления воспитанников, а главное при их реализации решаются обучающие и игровые задачи. Они отличаются от дидактических игр необычностью постановки задачи, преподнесения ее от имени какого-либо сказочного героя, творческим подходом.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста
Предматематическая подготовка в дошкольный период заключается в формировании элементарных математических представлений, и важна не столько с предметной, сколько с психологической точки зрения.
Главной целью математического развития дошкольников является всестороннее развитие ребёнка, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности [1, с. 15].
Процесс формирования элементарных математических представлений имеет в значительной мере культурно-социальный характер [3, с. 66]. Знания дошкольников о количественных, пространственных, временных представлениях и отношениях величин являются результатом специальной математической деятельности детей, которая предполагает актуализацию смысловых связей содержания. Соответственно у дошкольников формируются пять видов математических представлений: количественные, величинные, геометрические, пространственные и временные [5, с. 36].
Формирование элементарных математических представлений в дошкольный период осуществляется поэтапно, по мере взросления ребенка. В рамках проблемы исследования рассмотрим психолого-педагогические особенности формирования элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста.
Под содержанием обучения понимается объём и характер представлений, умений, которыми должны овладеть дети среднего дошкольного возраста при организации разных видов деятельности.
Каждое математическое понятие формируется у воспитанников 4-5 лет постепенно и поэтапно, по линейно-концентрическому принципу и они все тесно связаны друг с другом.
Среди задач по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста выделяются следующие:
- развивать: последовательное и системное обследование и восприятие пространства, времени, движения, предметов в процессе практических действий, овладения набором эталонов формы, мелкую моторику, глазомер; наглядно-образное (как преобладающее) мышление, память, устойчивость внимания, воображение, речь, настойчивость, любознательность;
Глава 2. КОМПЛЕКС СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ
2.1. Комплекс сюжетно-дидактических игр для формирования элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста
При разработке комплекса сюжетно-дидактических игр для формирования элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста мы ориентировались на сюжетно-дидактические игры, разработанные А.А. Смоленцевой. Это игры «Магазин», «Ателье», «Зоопарк», «Школа», «Почта». Однако, содержание некоторых игр для современных детей сложно для понимания и не актуально, например, «Телеграф – телефон». На основании учета возрастных, типологических особенностей, интересов детей 4-5 лет и опыта их реального взаимодействия был разработан следующий комплекс сюжетно-дидактических игр для формирования элементарных математических представлений: «Обувной магазин», «Цирк», «Новый год», «Ателье».
I. Сюжетно-дидактическая игра «Обувной магазин».
Цель игры: формирование умения считать в пределах 5–7 количественным счётом (в зависимости от возможностей воспитанников); определять порядковое место предмета в ряду, считая порядковым счетом; определять отношения между частью и целым, адекватно использовать слово половина; находить единичные и множественные группы предметов и явлений в окружающем пространстве.
Игровые действия: выполнение роли продавца обуви и покупателя обуви.
Правила игры: по сигналу ведущего подбирать соответствующую карточку или фишку определенного цвета, устные ответы на вопросы.
Распределение ролей: половина детей выполняет роль продавца, половина покупателя. Ведущий может играть одну из этих ролей или менять ее в процессе игры.
Материал: обувь разного сезона, цвета и размера, карточки с изображениями обуви, магнитная доска.
Ход игры:
Организационный момент
Ведущий. Дети, сегодня мы отправляемся в магазин. Скажите, как называется магазин, где можно купить обувь? Правильно, обувной магазин. Выберите из предложенных карточек себе одну, переверните, если там нарисован кружок, значит вы будете продавцом, если треугольник – значит вы будете покупателем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста сводятся к тому, что у воспитанников формируются элементарные представления в соответствии с содержанием учебной программы дошкольного образования образовательной области «Элементарные математические представления».
При сочетании сюжетно-ролевой и дидактической игр возникает новый вид игры – сюжетно-дидактическая игра, которая активно может использоваться педагогическими работниками в разных видах детской деятельности.
Структура сюжетно-дидактической игры включает в себя такие компоненты: сюжет, дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила.
В сочетании с занятиями сюжетно-дидактические игры являются эффективным средством, которые способствуют формированию элементарных математических представлений, познавательному развитию. Методика проведения сюжетно-дидактической игры включает следующие элементы: подготовка необходимого оборудования, доступное изложение игры и ее правил, распределение ролей между воспитанниками.
В соответствии с целью и задачами исследования был разработан и апробирован комплекс. сюжетно-дидактических игр, способствующий формированию элементарных математических представлений: «Обувной магазин», «Цирк», «Новый год», «Ателье».
При сравнении результатов диагностического обследования до и после проведения сюжетно-дидактических игр была выявлена положительная динамика в изменении уровня сформированности элементарных математических представлений у детей 4-5 лет. Увеличилось количество детей в среднем на 61% с высоким уровнем и уменьшилось количество воспитанников с низким уровнем сформированности элементарных математических представлений. Дети могли группировать предметы по заданному свойству. Различать геометрические фигуры. Самостоятельно смогли устанавливать закономерность увеличения (уменьшения) размеров по длине, толщине. Дети стали лучше ориентироваться в направлениях от себя, от других объектов, в движении в указанном направлении. Стали более сформированными представления о временных отношениях – о последовательности части суток, стали более осведомлены в отношении понятий вчера, сегодня, завтра.
Поскольку использование комплекса сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет оказалось эффективным. Поэтому разработанный комплекс сюжетно-дидактических игр и рекомендации по их использованию могут применяться на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как формы организации обучения в детском саду / Под ред. Н. Н. Поддъякова. – М. : Прогресс, 2012. – 143 с.
2. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. – СПб. : ЛитРес, 2009. – 464 с.
4. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М.: Проспект, 2009. – 165 с.
5. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – М. : Просвещение, 2009. – 368 с.
6. Микляева, Н. Теория и технологии развития математических представлений у детей / Н. Микляева. – М. : Академия, 2016. –160 с.
7. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова. – СПб. : Питер, 2008. – 180 с.
8. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 140 с.
9. Павлова Л. И. Развитие математических представлений у дошкольников / Л. И. Павлова. – М. : 2010 –110-117 с.
10. Смоленцева, А. А. Математика до школы : пособие для воспитателей детских садов и родителей / А. А. Смоленцева. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 191 с.
11. Смоленцева, А .А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: кн. Для воспитателя дет. сада / А. А. Смоленцова. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение,1993. – 95 с.
12. Столяр, А. А. Педагогика математики: курс лекций / А. А. Столяр. – Минск : Вышэйш. шк., 1986. – 413 с.
13. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций./ под. ред. Т. С. Будько. –Брест : БрГУ, 2006. – 199 с.
14. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2-х т. / Б. М. Теплов. – М. : Педагогика, 1989. – 328 с.
15. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : ТОО Гринго, 1995. – 223 с.
16. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 480 с.
17. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А. А. Столяра. – М. : Просвещение, 1988. – 320 с.
18. Чеботаревская, Т. М. Обучающие игры в курсе математики начальных классов : автореф. дис. канд. пед. наук / Т. М. Чеботаревская. – Минск, 1988. – 21 с.
19. Шевелев, К. В. Дошкольная математика в играх: формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет / К. В. Шевелев. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 120 с.
20. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. – М. : Академия, 2009. – 188 с.
21. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников / Е. И. Щербакова. – М. : Логос, 2005. – 160 с.