ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ
1.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.3. РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. СУЩНОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
2.2. РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ
2.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Для умственного развития детей среднего дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно – чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.
Дошкольное учреждение выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. В средней группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младшем возрасте.
Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Она не только «приводит в порядок ум». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческий потенциал личности.
Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Но для эффективного развития детей средствами математики важно реализовать возможности каждого возрастного этапа полноценно, для того чтобы каждый этап стал ступенькой для следующего этапа, в том числе и дошкольное детство.
Математике в современном мире отводится ответственная роль в развитии активной, самостоятельно мыслящей личности, которая готова конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.
Но не будем забывать, что не всем воспитанникам освоение математики дается легко. У многих дошкольников нет особого желания заниматься математикой. А вот играть воспитанники готовы всегда, даже в математические игры! Лучший способ познания для детей – это игра. Ведь в жизни детей игра занимает такое же важное место, как работа в жизни взрослых. Дети проводят, играя, большую часть времени, которое отведено для бодрствования.
В игровой деятельности от детей требуется проявление ума, творческих способностей, выдержки, энергии, самостоятельности. При этом игра – это всегда интересное и веселое занятие.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ
1.1. Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста
Возраст от четырех до пяти лет-это средний дошкольный период. Это очень важный этап в жизни ребенка. Физическое развитие: в среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация движений, движения становятся более уверенными. В то же время существует постоянная потребность в движении. Двигательные навыки активно развиваются, в целом средний дошкольник становится более подвижным и быстрым по сравнению с младшими. Ребенок развивается, становится более выносливым. Это стимулирует развитие психологической выносливости. снижается утомляемость, выравнивается фон настроения, меньше перепадов настроения. общение со сверстниками: в возрасте 5 лет активно проявляется желание детей общаться со сверстниками. Дети рассказывают об игрушках, кооперативных играх. в этом возрасте сверстник становится более значимым и интересным. растет потребность в признании и уважении со стороны сверстников. Начинают развиваться гендерные предпочтения: девочки играют с девочками, мальчики с мальчиками. Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается наиболее охотно. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение со взрослыми. Ребенок видит в родителях неисчерпаемый и авторитетный источник новой информации, поэтому задает им самые разные вопросы: «Зачем?», «Для чего?» [17, с. 39].
В этот период дошкольники испытывают особую потребность в поощрении и обижаются на замечания и если их усилия остаются незамеченными. В средней группе дети охотно сотрудничают с учителем в играх, рабочих заданиях, но в то же время активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми.
Чувства ребенка становятся глубже. Если раньше он испытывал чувство радости от общения со сверстниками, то теперь в общении с другими появляется симпатия или привязанность. В средней группе у детей развиваются такие нравственные эмоции, как чуткость, доброта, чувство дружбы [2].
В возрасте 4-5 лет ребенок резко реагирует на замечания взрослого: вспышки гнева, слезы. это связано с формированием потребности в уважении со стороны взрослых. взрослый должен делать замечания ребенку, но оценивая конкретную работу, поступок.
Дошкольник продолжает развивать внимание. Теперь ребенок может заниматься интересными занятиями в течение 15-20 минут. Мышление развивается-ребенок высказывает свое мнение, делает выводы. Восприятие продолжает развиваться. Поэтому вы должны использовать задачи для классификации объектов по форме, размеру и цвету.
Выводы по главе 1
1. Средний дошкольный возраст – это промежуточный период между младшим и старшим дошкольным детством, который влияет на новые формирования сознания и личности, которые могут включать в себя: создание целостной картины окружающего мира; целенаправленное поведение; эмоциональное и интеллектуальное предвидение; овладение правилами поведения; нравственные чувства; самодеятельность и простейшие формы творчества.
2. Формирование элементарных математических представлений дошкольников среднего возраста относится к познавательной области и представляет собой длительный интеллектуальный этап в развитии личности ребенка содержание образовательной области «Элементарные математические представления» в средней группе базируется на содержании этой образовательной области во второй младшей группе и имеет постепенное усложнение, расширение и углубление.
3. Детская игра занимает ключевое место в жизни и развитии ребенка в возрасте 4-5 лет. Игра охватывает множество областей развития и является ведущим способом для ребенка узнать об окружающем мире.
ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Сущность дидактической игры
Дидактическая игра (игра обучающая) – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов, а также будущей профессиональной деятельности [15, с. 65].
Дидактическая игра – это деятельность, в которой дети учатся. Дидактическая игра, как и всякая игра, является самостоятельным видом деятельности, которым занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.
Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.
Дидактическая игра делает процесс обучения более легким и увлекательным: та или иная мыслительная задача, содержащаяся в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается с целью обучения и формирования познавательных способностей. И чем больше она сохраняет признаков игры, тем больше она доставляет детям радости [2, с. 44].
Основная цель любой дидактической игры - воспитательная, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника самой игрой. Ребенок просто играет, но по своему внутреннему психологическому смыслу это процесс непосредственного обучения.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группы определяется объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.
Игровое и дидактическое задание реализуется в игровых действиях. дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что реализация правил игры в ней направлена, контролируется игровыми действиями. основная цель правил – организовать действия и поведение детей.
Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Основная цель правил – организовать действия, поведение детей.
Cредством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач – показатель эффективности игры [5, с. 62].
Выводы по 2 главе
1. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явление окружающей действительности и познают мир. Дидактическая игра является одним из самых эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников, одно из серьёзных средств воздействия педагога на детей, направленное на решение конкретных задач обучения и воспитания, в частности, формирования математических способностей.
2. Дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребёнка-дошкольника, в формировании его математических знаний и умений. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, развивают память и мышление детей, оказывая огромное влияние на интеллектуальное развитие ребёнка.
3. Дидактическая игра является ведущим средством формирования элементарных математических представлений дошкольников среднего возраста. Подбор и содержание дидактических игр видоизменяется не только с учетом возрастных особенностей, но и на разных этапах усвоения детьми программного материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, курсовая работа была посвящена изучению использования дидактических игр, как средства развития математических способностей детей среднего дошкольного возраста.
В первой главе работы мы рассмотрели теоретические основы проблемы формирования элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста. Мы выяснили, что данный возраст характеризуется высокой познавательной активностью дошкольников и возникновением таких новообразований, как: сюжетно-контролирующая функция речи; появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре; появление элементов произвольности; появление внеситуативно-личностной формы общения со взрослыми.
Математическое развитие детей среднего дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития.
Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств.
Дидактические игры математического содержания являются прогрессивным средством обучения и воспитания детей дошкольного возраста, рычагом формирования интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желанию проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явление окружающей действительности и познают мир.
Использование дидактических игр с математическим содержанием имеет всестороннее значение для интеллектуального развития старшего дошкольника. Дидактические игры развивают индивидуальные способности к математике; воспитывают познавательную активность; формируют интерес к изучению математики; способствует обогащению и закреплению математических представлений.
1. Арапова – Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду / Н.А. Арапова-Пискарёва. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 162 с.
2. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст] / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М. : Просвещение, 2013. – 192с.
3. Виноградова, Н. А., Позднякова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – М. : Айрис-Пресс, 2008. – 93 с.
4. В помощь организаторам педагогического процесса : пособ. для руководителей дошк. учреждений / Авт.-сост. Е. Н. Радлинская. –Мозырь : Белый ветер, 2004. – 45с.
5. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду/ Н.Ф. Губанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 164 с.
6. Житко, И. В. Веселые игры с числами и фигурами : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко. – Минск : Жасскон, 2012. – 64 с.
7. Житко, И. В. Математическая мозаика : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко. – Минск : Жасскон, 2012. – 64 с.
8. Житко, И. В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И. В. Житко, А. А. Петрикевич, М. М. Ярмолинская. – Минск : Выш. шк., 2007. – 72 с.
9. Жукова, Р. А. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе /Р. А. Жукова. – Волгоград : Учитель-АСТ, 2005. – 108 с.
10. Колесник, Г. В. Теория игр : учебное пособие [текст] / Г. В. Колесник. – М.: ЛИБРОКОМ, 2012. – 152 c.
11. Колесникова, Е. В. Математика для дошкольников 5 – 7 лет / Е. В. Колесникова. – М. : Гном – пресс, 2000. – 79 с.
12. Левчук, З. К. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста : курс лекций: Модуль 1 / З. К. Левчук, И. В. Ермольчик. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2014. – 48 с.
13. Михайлова, З. А., Непомнящая, Р. Л. Литературный материал с математическим содержанием. Методическое пособие для воспитателей, родителей /З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – СПб. : Фирма Икар, 2009. – 166 с.
14. Невежин, В. П. Теория игр. Примеры и задачи : учебное пособие [текст] / В. П. Невежин. – М. : Форум, 2012. – 128 c.
15. Новикова, В. П. Математика в детском саду / В. П. Новикова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 177 с.
16. Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ / Е. Н. Панова. – Воронеж : ЧП Лакоценин, 2007. – 116 с.
17. Поленова, Е. А. Роль игры в воспитании личности ребёнка / Е. А. Поленова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 4 (31). – С. 38 – 40.
18. Полякова, Н. Воспитывать радость познания / Н. Полякова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 12. – С. 8 –13.
19. Смоленцева, Н. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / Н. А. Смоленцева. – М. : Дрофа, 1997. – 98 с.
20. Стойлова, Л. П., Фрейлах, Н. И. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников / Л. П. Стойлова, Н. И. Фрейлах. – М. : Гном-Пресс, 2008. – 189 с.
21. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / под. ред. Т.С. Будько. – Брест : БрГУ, 2006. – 199 с.
22. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : ТОО Гринго, 1995. – 223 с.
23. Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 416 с.
24. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики. Курс лекций для высших учеб. зав./ А. В. Белошистая. – М. : Владос, 2004. – 400 с.
25. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду : Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: Академия, 2009. – 188 с.