ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМАТА ТЕЛЕКАНАЛОВ
1.1. Определение понятия «формат телевизионных каналов» и его виды
1.2. Принципы формирования сетки вещания телеканалов
1.3. Дизайн-проектирование в телевизионной среде: особенности стиля и межпрограммного оформления телеканалов
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТКИ ВЕЩАНИЯ ТЕЛЕКАНАЛОВ, ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ И МЕЖПРОГРАММНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТЕЛЕКАНАЛОВ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕКАНАЛОВ ОНТ, СТВ, МИР)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в телевизионной медийной системе произошли значительные изменения. Во многом это относится к телевидению, которое работает в новой конкурентной среде. Оно действует как рычаг для решения социальных, экономических и политических проблем.
Развитие СМИ находится на таком уровне, что появилась возможность формировать и эффективно развивать телекоммуникационное пространство, включающее в себя возможности холдингов. Можно сказать, что сегодня телекоммуникационные компании являются своеобразной базой для развития новой культуры восприятия визуального контента. Это стало следствием того, что сегодня современные технические средства и технологические возможности позволяют производить программы высокого уровня на региональном уровне с возможностью транслировать их в эфир, в кабельных сетях и в Интернете. Под телеканалом в данном случае понимается медиакомпания, основным видом деятельности которой является трансляция видеоконтента местного производства на эфирной частоте. Это особенно развивается в связи с развитием цифровых мультиплексов, которые станут основой современного телевизионного вещания. Именно вышеуказанные аспекты обусловили выбор темы и актуальность исследования.
Цель исследования: охарактеризовать принципы формирования сетки вещания, особенности стиля и межпрограммного оформления телеканалов. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить теоретические аспекты изучения формата телеканалов.
2. Осуществить сравнительный анализ формирования сетки вещания телеканалов, особенностей стиля и межпрограммного оформления телеканалов (на примере телеканалов ОНТ, СТВ, МИР).
Объект исследования: телевизионное вещание – как способ передачи сообщений и других информационных программ по телевидению, а предмет – формат телеканалов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМАТА ТЕЛЕКАНАЛОВ
1.1. Определение понятия «формат телевизионных каналов» и его виды
Формат – один из самых популярных терминов в лексиконе современных журналистов. В широком смысле под форматом понимается совокупность отличительных особенностей радиопередачи, телепрограммы, определяемых формой подачи информации, способом изложения, выбором тем и т. д. Тележурналисты часто говорят о форматах своих рассказов из разных жанров. В то же время понимается, что формат и жанр не тождественные понятия. Следует отметить, что исследователи не перестают говорить и обсуждать взаимосвязь между этими понятиями.
В электронных средствах массовой информации (в частности, на радио и телевидении) форматы подробно описывают все элементы, составляющие передачи [6, с. 15].
Формат телепрограммы определяется:
а) дизайном студии;
б) характеристики работы руководителя: количество одновременно работающих руководителей; требования к внешнему виду, стилю поведения и речи; эмоциональный способ излучения;
в) наличие и характеристики аудио и видео сопровождения;
г) наличие приглашенных участников и требования к ним: их количество; параметры дискриминации (пол, внешность, образование, социальное и семейное положение, сфера деятельности и др.); размещение их в студии; степень свободы доступа к микрофону; наличие и распределение ролей;
д) наличие новостных блоков; количество и время их включения; общий объем каждого блока;
е) наличие рекламных блоков: тематика; количество и время их включения; общий объем каждого блока.
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТКИ ВЕЩАНИЯ ТЕЛЕКАНАЛОВ, ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ И МЕЖПРОГРАММНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТЕЛЕКАНАЛОВ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕКАНАЛОВ ОНТ, СТВ, МИР)
Сравнительный анализ сетки вещания
Нами проанализирована сетка вещания, особенности межпрограммного оформления и особенности стиля телеканалов ОНТ, СТВ и Мир.
Телеканал ОНТ уверенно занял лидирующую позицию в телевизионном пространстве Беларуси. С первого дня вещания ОНТ ежедневно в прямом эфире выходят «Наши новости». Актуальные, достоверные, разноплановые новостные выпуски информируют зрителей о важных событиях в нашей стране и за рубежом. Качественная аналитика и телерепортажи, комментарии экспертов – все это в еженедельной информационно-аналитической программе «Контуры» по воскресеньям в 20:00. Вещание ОНТ – это актуальные новости, лучшие мировые телевизионные проекты, фильмы и сериалы, программы, максимально интересные и важные для белорусского зрителя. В программе «Наше утро» акцент в утреннем вещании сделан на информационную составляющую в разрезе важных общественно-политических и социальных тем.
Приступим к рассмотрению особенностей формирования сетки вещания телеканала ОНТ. ОНТ – белорусский государственный телеканал. Он начал вещание 25 июня 2002 года на частоте Первого российского канала. Канал транслирует программы собственного производства, российские сериалы и программы Первого канала по эксклюзивной лицензии. Выпускает новостные программы, документальные фильмы и ток-шоу. Для выявления особенностей сетки вещания мы проанализировали программу передач телеканала за неделю.
Итак, по результатам анализа нами установлено, что время вещания телеканала ОНТ с 6.00 до 2.00 по будням, а по выходным и праздничным дням с 7.00 до 2.00.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были решены поставленные задачи:
1. Формат – совокупность отличительных особенностей радиопередачи, телепрограммы, определяемых формой подачи информации, способом изложения, выбором тем и т. д. Формат и жанр не тождественные понятия. В самом сообществе телевизионных продуктов понятие формата телевизионной программы остается неоднозначным. Формат телеканала определяется допустимыми форматами всего контента, из которого он состоит, продолжительностью, ротацией программ и общим расписанием трансляций; идентифицирующим логотипом, разбивками между блоками содержимого. Основные принципы формирования сетки вещания телеканалов: группировка (несколько сильных однотипных программ ставятся одна за другой, чтобы сохранить для них одну аудиторию), остановка (когда новая, малоизвестная или менее популярная программа помещается между двумя успешными программами), поддержка (когда сильная программа окружена слабыми, для возможности спроецировать внимание аудитории с сильной программы на слабую), контрпрограммирование (если у конкурирующего телеканала есть рейтинговая программа, аналог конкурирующей программы помещается в тот же слот для привлечения зрителей конкурирующего канала в его ТВ-поле), плавный переход (между последовательными программами не помещаются межпрограммные вставки, во время которых зрители могут переключиться на другой канал), переполнение (плавный переход от одной программы к другой – например, невозможно разместить аналитическую программу после анимационного фильма, так как аудитория этих программ кардинально разная; если такой переход неизбежен, необходимо использовать межпрограммные заставки) и естественный поток (считается, что после предыдущей программы большая часть аудитории остается на телеканале и не уходит с других каналов, поэтому важно удержать аудиторию на своем телеканале).
1. Ажгихин, С.Г. Инновации в дизайне и дизайн-образовании / С.Г. Ажгихин // Искусство и образование. – 2010. – № 4. – С. 94-100.
2. Ажгихин, С.Г. Создание проектного образа в процессе разработки рекламных изображений / С.Г. Ажгихин // Преподаватель XXI век. – 2009. – № 3. – С. 17-23.
3. Айрис, А. Управление медиа-компаниями: реализация творческого потенциала / А.Айрис, Ж. Бюген. – М.: Университетская книга, 2010. – 560 с.
4. Аполлонова, Л.П. Журналистика как социальный институт / Л.П. Аполлонова. – Ростов н/Д: Логос, 2008. – 57 с.
5. Дзялошинский, И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям / И.М. Дзялошинский. – М.: Престиж, 2006. – 104 с.
6. Ершов, Ю.М. Аудитория будущего ТВ и перспективы познавательного вещания / Ю.М. Ершов // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 2. – С. 13-21.
7. Ершов, Ю.М. Телевидение регионов в поиске моделей развития / Ю.М. Ершов. – М.: Издательство Московского университета, 2012. – 30 с.
8. Качкаева, А.Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации / А.Г. Качкаева // Вестник Московского университета. – 2010. – №6. – С. 42-51.
9. Корконосенко, С.Г. Теория журналистики. Моделирование и применение / С.Г. Корконосенко. – М.: Логос, 2010. – 242 с.
10. Лаврова, В.В. Доминирующие форматы передач отечественных телеканалов / В.В. Лаврова // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. – № 3. – С. 134-137.
11. Мамаев, Н.С. Системы цифрового телевидения и радиовещания / Н.С. Мамаев, Ю.Н. Мамаев, Б.Г. Теряев. – М.: Горячая линия-Телеком, 2007. – 254 с.
12. Мамчев, Г.В. Основы радиосвязи и телевидения / Г.В. Мамчев. – М. : Горячая линия-Телеком, 2007. – 416 с.
13. Марченко, М. Графическая деятельность и компьютерные технологии в профессиональной подготовке будущих дизайнеров / М. Марченко // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 5. – С. 33-37.
14. Марченко, М.Н. Особенности проектирования визуальных коммуникаций в телевизионной среде / М. Н. Марченко, А. В. Яроменко // Молодой ученый. –2016. – № 8. – С. 1276-1278.
15. Мирошников В. В. Социокультурные аспекты современного формообразования в дизайне / В.В. Мирошников, В.М. Мирошникова // Путь науки. – 2014. – № 10. – С. 113-114.
16. Олешко, В.Ф. Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт / В.Ф. Олешко. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. – 194 с.
17. Падейский, В.В. Проектирование телепрограмм / В.В. Падейский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 304 с.
18. Поберезникова, Е.В. Телевидение взаимодействия: интерактивное поле общения / Е.В. Поберезникова. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 224 с.
19. Скобелев, В.Л. Метод оптимального планирования сетки вещания и эффективных продуктов телеканала / В.Л. Скобелев // Петербургский экономический журнал. – 2013. – № 3. – С. 99-106.
20. Степанян, С.К. Формат телепрограммы как рыночный товар / С.К. Степанян // Журналистика и медиарынок. – 2006. – № 4. – С. 42-43.
21. Хант, Л. Основы телевизионного брендинга и эфирного промоушна / Л. Хант. – М.: Галерия, 2001. – 152 с.
22. Цвик, В.Л. Телевизионная служба новостей / В.Л. Цвик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 319 с.
23. Цибанова. Н.Н. Классификация основного контента телеканалов по периодичности выхода в эфир / Н.Н. Цибанова // Молодой ученый. – 2014. – №18. – С. 833-837.