ВВЕДЕНИЕ
Лицом программы является телеведущий. Именно личностным имиджем телеведущего определяется эффективность телевизионного общения с массовой аудиторией. Личность ведущих влияет на формирование мнения о программе, её репутации, популярности. Об эффективности телеведущего судят по тому, какой отклик находят у зрителей его передачи, какую аудиторию они собирают. Чаще всего исследуется язык телеведущего, его экранный образ, отдельные аспекты его деятельности.
Современному медийному рынку требуются активные и творческие личности, умеющие креативно мыслить и творчески понимающие суть своей работы. В связи с этим, недостаток развития определенных качеств и отсутствие гармонии между ними не приведут к развитию журналистской деятельности и успешной карьере, а значит реализации журналиста, как личности. Требования современного общества к журналистской деятельности касаются не только технологического аспекта, но и аспекта содержательного. Если раньше на первом месте была идеологическая и официальная позиция журналиста, соответствующая основной государственной линии, то сегодня на первое место вышел талант человека, его авторская позиция, умение оригинально мыслить и выражать свою точку зрения. Тележурналистика за последние двадцать лет перенесла множество значимых изменений. Она достигла высокого уровня развития, начиная от технологий и оборудования, заканчивая умениями и возможностями тележурналиста. Важную роль в работе современного телеведущего играет такой компонент, как креативность.
Цель курсовой работы – выявить и проанализировать особенности креативности как фактора успешности телеведущего в современных условиях.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть значение понятия «креативность» и дать его основные характеристики.
2. Охарактеризовать роль креативности в работе телеведущего.
3. Проанализировать особенности креативности телеведущих в программе «Добрай раницы, Беларусь».
4. Проанализировать особенности креативности телеведущих в программе «Мастер шеф».
Объект исследования – деятельность телеведущего.
Предмет исследования – креативность как фактор успешности телеведущего в современных условиях.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды и исследования теоретиков и практиков телевидения по вопросам массовой коммуникации, связей с общественностью и имиджелогии, а именно В.М.Шепеля, П.С.Гуревича, Д.А.Вылегжанина, А.Б.Зверинцева и др.
Эмпирической базой исследования послужили программы «Добрай раніцы, Беларусь» и «Мастер шеф».
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы во время дальнейших научных разработок, преподавания курсов, связанных с телевизионным творчеством, при написании курсовых и дипломных работ.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕАТИВНОСТИ В РАБОТЕ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО
1.1. Понятие и основные характеристики креативности
Профессия журналиста относится к творческим профессиям. Творчество - это деятельность, которая генерирует что-то новое на основе реорганизации существующего опыта и формирования новых комбинаций знаний, навыков, продуктов. Творческий учитель - это тот, кто обнаруживает, придумывает и поощряет.
На современном этапе развития человечества творчество является объектом постоянного внимания научного сообщества. Творчество исследуется науками, предметом изучения которых является человек и его деятельность (философия, социология, психология, педагогика и др.). Оно нашло отражение в работах В.И. Андреева, Н.А. Бердяева, В.С. Библера, Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, В.И. Вернадского, Ю.Н. Кулюткина, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева, Е.С. Рапацевича, А.И. Субетто, О.К. Тихомирова, В.П. Ушачева, М.Г. Ярошевского и др.
С позиции философского знания творчество трактуют как: необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества (М.М. Бахтин, А. Менегетти, Н.Н. Михайлов и др.); наивысшую форму проявления гуманизма и условие изменения жизни (B.C. Библер, Н.А. Бердяев, Н.Ю. Посталюк и др.) [8, с. 4].
Творчество изучается в формате проблемы развития: творчество следует искать там, где есть движение от низшего к высшему (Б.М. Кедров). Психологи определяют творчество как продукт мыслительной деятельности (В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев и др.), как механизм продуктивного развития человека (М.Г. Ярошевский).
По мнению А. Н. Лука, творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов [13, с. 14].
По мнению А. В. Хуторского, смысл творчества «не может быть понят из замкнутой системы бытия» [21, с. 38]. «Проблема творчества рассматривается отечественными философами особо», отмечает А. В. Хуторской. При конструировании дидактической эвристики автор опирается на работу Н. А. Бердяева и устанавливает значимые для предлагаемой эвристической теории обучения следующие положения. Во–первых, творчество возможно лишь при допущении свободы: «творческий акт человека и возникновение новизны в мире не могут быть поняты из замкнутой системы бытия» [21, с. 38]. Для объяснения природы творчества человеку необходимо преодоление границ бытия, максимальная степень свободы, какая только возможна для него. Во–вторых, творец одинок и творчество носит не коллективно–общий, а индивидуально–личный характер. Но творческий акт направлен к тому, что имеет мировой, общечеловеческий, космический и социальный характер. Творчество менее всего есть поглощенность собой, оно всегда есть выход из себя» [21, с. 197].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ В РАБОТЕ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО
2.1. Креативность телеведущих в программе «Добрай раницы, Беларусь»
"Добрай ранiцы, Беларусь!" - это трехчасовое утреннее шоу, которое выходит в прямом эфире по будням с 6 до 9 утра уже более 20 лет [4]. Программа знакомит зрителя с новинками музыки, особенностями белорусского языка, свежими материалами в прессе, театральными и кинопремьерами. Ведущие рассказывают о праздничных датах и самых громких новостях, встречают интересных гостей, проводят викторины и конкурсы, связываются с синоптиками, чтобы первыми узнать о погоде на день. Областные телеканалы «Беларусь 4» в эфире «Добрай раніцы, Беларусь!» сообщают о том, что происходит в различных уголках страны. В программе также рассказывается, как быстро приготовить здоровую пищу и как следить за своей спортивной формой. В эфире звучат стихотворения белорусских и зарубежных авторов, белорусы делятся секретами своей профессиональной деятельности и презентуют уникальность всей нации.
За время существования «Добрай раніцы, Беларусь!» вышло около 14 400 часов прямого эфира. В роли ведущих программы выступили более пятидесяти человек, а в гостях у «Добрай раніцы, Беларусь!» побывали более двадцати тысяч.
В разное время ведущими программы были всем известные персоны и даже председатель Белтелерадиокомпании Геннадий Давыдько. Многие делали в проекте свои первые шаги. Школу «Добрай раніцы, Беларусь!» прошли руководители и ведущие известных проектов медиахолдинга: Наталья Маринова, Павел Булацкий, Ольга Шлягер, Олег Титков, Дмитрий Карась и многие другие. На протяжении всех 20 лет неизменной ведущей программы является Светлана Боровская.
Особенностью поведения С. Боровской в прямом эфире является неформальность общение, умение разговорить даже самого зажатого собеседника.
Однако неформальность в стиле общения С. Боровской не значит, что телеведущий употребляет разговорные, сленговые и другие стилистически уменьшенные элементы. Способность ощущать значимость некоторых сокращенных элементов речи является одной из важнейших компетенций ведущего. С. Боровская умело сочетает в своей речи, с одной стороны, неформальный подход, а с другой –использует языковые и социальные нормы.
Профессия ведущего становится все более сложной и многогранной. Это подразумевает не только наличие таланта, то есть способность к творческой деятельности, одаренность, но и высокое владение словом, определенные внешние и физические данные, владение профессиональной компетенцией. В то же время способность к творчеству не ограничивается только знаниями и навыками, но они определяют легкость и скорость их развития и являются одним из критериев успеха в профессии. Способности не сводятся к врожденным склонностям, но формируются на их основе.
Высочайший профессионализм ведущего, который присущ С. Боровской, – это ум, телевизионный талант, эрудиция, способность «спасать лицо» во всех ситуациях, чтобы дать зрителям уверенность в том, что они получают самую надежную и объективную информацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Понятие «креативность» не только отражается в составе сугубо специальной терминологии таких научных дисциплин и областей деятельности, как психология, педагогика, философия и др., но и относится к разряду наиболее актуальных понятий. Креативность чаще всего связывается с понятием «творчество» и рассматривается как личностная характеристика.
Креативность журналиста предполагает способность генерировать новые оригинальные идеи, он способен видеть общественную проблему и пути ее решения; может глубоко и полноценно проанализировать эту проблему и предложить пути ее решения в журналистском материале. В привычном, обычном деле способен видеть и находить новые грани, смотреть на событие под другим углом зрения; произведение, им созданное, будет отличаться новизной и глубиной; высказывает принципиально новые идеи по поводу события, явления, процесса.
Для креативного журналиста характерно богатое воображение, он умеет домыслить «картинку», найти выход из сложной ситуации, может предложить несколько вариантов решений, ко всему имеет нестандартный подход. Также критерием креативности журналиста является ирония и самоирония.
В ходе данного исследования была проанализирована креативность журналистов белорусского и российского телевидения на примере Д. Дудинского и А. Новикова.
Особенностью Д. Дудинского как ведущего является уверенность; чувство юмора; ироничность; коммуникабельность; телегеничность; раскованность; энергичность; обаяние; употребление экспрессивной лексики. В сочетании данных качеств и проявляется креативность ведущего. Подача информации и реплики Д. Дудинского отличаются лёгкостью восприятия и позволяют в доступной, ненавязчивой форме довести информацию до массовой аудитории. Имидж стильного брутального ведущего придаёт программе некую солидность, несмотря на всю её легкую, «утреннюю» направленность.
Креативность А. Новикова проявляется прежде всего в его речи, с которой он обращается к героям передачи: в ней много иронии, также можно отметить употребление таких образных средств, как сравнение, гипербола, жаргонных слов.
1. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. - М. : Эксмо, 2007. - 1136 с.
2. Алиева, К. Р. Психология формирования творческого потенциала личности / К.Р. Алиева. – СПб. : Речь, 2009. – 264 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Еще раз о «Креативном поле»/ Д.Б. Богоявленская // Российский психологический журнал. – 2005. – №1. – С. 29–34.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 420 с.
5. «Добрай раніцы, Беларусь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tvr.by/televidenie/belarus-1/proekti-belarus-1/dobray-ran-tsy-belarus/. – Дата доступа: 12.10.2018.
6. Зверева, Н.В. Школа тележурналиста / Н.В. Зверева. – Нижний Новгород, 2009. – 244 с.
7. Кашкаров, А.П. Как преодолеть творческий кризис? / А.П. Кашкаров – Ростов на Дону : Феникс, 2014. – 160 с.
8. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова. – М. : ИКЦ МарТ ; Ростов н/Д : МарТ, 2005. – 448 с.
9. Крикунова, Ю.А. Личность телеведущего в процессе социальной коммуникации в трансформирующемся российском обществе : автореф. дис. ... канд. социол.наук : 22.00.04 / Ю.А. Крикунова. – Казань, 2001. – 24 с.
10. Майстер, Д. Истинный профессионализм / Д. Майстер. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2004. – 220 с.
11. Мастер-шеф: ток-шоу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ctc.ru/projects/show/mastershef/video/111653/. – Дата доступа: 12.10.2018.
12. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 65 000 слов и фразеологических выражений / под ред. проф. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., перераб. и доп. - М. : Оникс : Мир и Образование, 2008. - 736 с.
13. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М. : Высш. шк., 2004. - 512 с.
14. Психология креативности / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни; пер. Д.В. Люсин. – М.: Когито-Центр, 2009. – 216 с.
15. Симкачева, М.В. Журналистика ХХI века: учебно-методическое пособие / М. В. Симкачева – Казань: издательство Казанского университета, 2015. – 154 с.
16. Смирнова, И.П. Ключевые компетенции телеведущего: от таланта к профессионализму / И.П. Смирнова // Филология и человек. – 2009. – № 2. – С. 185-193.
17. Смирнова, И.П. Профиль успеха: критерии профессионализма работников телевидения / И.П. Смирнова // Аналитика культурологии. – 2008. – № 1 (10). – С. 266-276.
18. Стернин, И. А. Социальные факторы и публицистический дискурс / И. А. Стернин // Массовая культура на рубеже XX-XXI веков : Человек и его дискурс. / Вопр. Психологии. – 2009. - №2. – с. 117-125.
19. Трофимов П.Ю. Креативность и мотив достижения в структуре личности. – М.: Лаборатория книги, 2010. – 76 с.
20. Уиддет, С. Руководство по компетенциям / С. Уиддет. – М. : HIPPO, 2003. – 320 с.
21. Холодная, М. А. Психология интеллекта / М.А. Холодная. – СПб. : Питер, 2002. – 272 с.
22. Шарагина, Л.И. Логика воображения : учебное пособие / Л.И. Шарагина. – М. : Народное образование, 2001. – 192 с.
23. Шостак, М.И. Репортер: профессионализм и этика / М.И. Шостак. – М. : Логос, 2003. – 220 с.
24. Martin, R. Approaches to the sense of humor: a historical review / R. Martin // The Sense of Humor: Explorations of personal Characteristics / ed. by W. Ruch. – Berlin, N. Y. : Mounton de Gruyter, 1998. – p. 15-62.