ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБРАЗ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО НОВОСТНЫХ ПРОГРАММ: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И АСПЕКТЫ
1.1 Раскрытие таких понятий, как «актер», «ведущий» и «диктор новостей», их сходства и различия
1.2 Определение понятий «бренд» ведущего, «амплуа»
1.3 Общая информация об имиджелогии, образе\экранном образе
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ТЕЛЕВЕДУЩЕГО БЕЛОРУССКИХ НОВОСТНЫХ ТЕЛЕПРОГРАММ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА АУДИТОРИЮ
2.1 Мастерство телеведущего
2.2 Особенности формирования положительного имиджа телеведущего
2.3 Формирование имиджа телеведущего в новостных программах, его особенности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Информационную политику канала зритель воспринимает через призму информационно-аналитических программ. Вопрос о том, кто имеет право обращаться к аудитории от своего имени, возник уже тогда, когда телевидение только начинало готовить своих собственных профессиональных творческих работников, ведь зрители сознательно или бессознательно отождествляют и персонифицируют воспринимаемую с телеэкрана информацию с тем человеком, который её передает. Тележурналист, выступающий перед обширной аудиторией, облекается огромной ответственностью: на него смотрит и его слушает почти вся страна, его слова могут оказать мощное воздействие на сознание людей, на их взгляды, понимание ими тех или иных явлений жизни. Следовательно, особое значение приобретают человеческие и профессиональные качества телеведущего, его способность вызвать полное доверие и уважение у зрителей, а также привлекать к конкретной информационно-аналитической программе.
Лицом программы является телеведущий. Именно личностным имиджем телеведущего определяется эффективность телевизионного общения с массовой аудиторией. Имидж личности ведущих влияет на формирование мнения о программе, её репутации, популярности.
От правильно сконструированного имиджа телеведущего зависит популярность телепередачи. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.
Цель курсовой работы – выявить и проанализировать особенности профессии и мастерство ведущего новостной белорусской программы.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть значение таких понятий, как «актер», «ведущий» и «диктор новостей», их сходства и различия.
ГЛАВА 1. ОБРАЗ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО НОВОСТНЫХ ПРОГРАММ: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И АСПЕКТЫ
1.1 Раскрытие таких понятий, как «актер», «ведущий» и «диктор новостей», их сходства и различия
Отличие диктора от ведущего информационного выпуска новостей не так уже и велико. Заранее подготовленный текст с телесуфлера зачитывает диктор в эфир, этим же самым занимается и телеведущий. Однако ведущий обладает правом на импровизацию, а у диктора такое право теоретически отсутствует. Ведущему требуется больше актерской игры перед камерой, так как телезритель должен видеть, что человек по ту сторону экрана должен понимать то, что говорит в эфир. Станиславский К. С. писал об «излучении», которое должно исходить от актера в зал. Именно это самое «излучение» отличает диктора от ведущего
Ведущий - это не диктор, не актер, это соучастник процесса создания новостей. Он такой же командный игрок, как и продюсер с репортером. Ведущий не может быть над схваткой, не может находиться в стороне от процесса производства и выпуска новостей. Хороший и профессиональный ведущий работает в тесной связке с репортерами и группой выпуска.
Ведущий новостей - это журналист разговорного жанра. Хороший репортер не обязательно станет таким же хорошим ведущим. Это разные жанры, требующие отработки специальной техники и приемов [1, c. 67]. Ведущий должен не только обладать талантом рассказчика, но и развивать в себе некоторые актерские навыки. Новости надо рассказывать, но не декламировать. Однако этот рассказ должен захватывать зрителя, увлекать его. Ведущему, как и актеру, часто приходится находиться «в образе» –например, в образе парня с нашего двора или в образе борца с мафией. Невзоров, Доренко, Сорокина, Миткова, Познер и другие звезды российского телевидения в жизни отличаются от того экранного образа, к которому мы
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ТЕЛЕВЕДУЩЕГО БЕЛОРУССКИХ НОВОСТНЫХ ТЕЛЕПРОГРАММ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА АУДИТОРИЮ
2.1 Мастерство телеведущего
Понятие «телеведущий» последние несколько лет претерпело изменение. Сегодня это не просто говорящая голова, а человек со своей жизненной позицией, иначе говоря внутренним стержнем [19, c. 144].
Еще один тип телеведущих набирает обороты популярности - ведущие с позитивной подачей, способные дать зрителю не только новость, но и намерение изменить свою жизнь к лучшему.
Ведущий является одной из составных частей профессии журналист. Только в разряде тележурналиста существует семь амплуа: репортер, интервьюер, комментатор, обозреватель, ведущий новостей, и, наконец, теле-шоумен.
Обаяние личности ведущего той или иной программы определяет успех у зрителей.
Кроме физических данных – хорошей внешности, приятного голоса и правильного произношения – диктору-журналисту нужны:
- широкое образование, знание жизни и людей;
- ум и находчивость;
- чувство юмора;
- терпение;
- воображение;
- энтузиазм;
- скромность, основанная на вере в себя;
- способность работать в коллективе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С развитием информационных технологий в современном обществе формирование правильно сконструированного имиджа телеведущего является важным составляющим для репутации, популярности телепередачи. Именно образ телеведущего определяет рейтинг просмотра передачи.
Телеведущий является лицом программы. Построение удачного имиджа телеведущего главным образом зависит от профессиональных требований: знание информационного продукта, наличия собственного мнения, умения держаться перед камерой и находить контакт с аудиторией. По мнению П.С. Гуревича, зрителю интересна «личность, нестандартный человек, индивид, захваченный идеей, человек, обладающий даром общения».
Ряд авторов отмечали наличие ожиданий аудитории от телеведущих, определили качества, характеризующие идеального ведущего, с точки зрения телезрителя. Составляющие имиджекоммуникатора – внешние черты, характер, манера поведения, коммуникативные характеристики, «идейная платформа», и, главное, психологические качества коммуникативного лидера, то есть впечатление о нём в комплексе.
Телевидение обладает особым характером общения, главная роль в котором отводится ведущему. Он должен быть наделён даром коммуникабельности: создавать контакт со зрителями, вызывать у них ощущение того, что он видит аудиторию, умеет улавливать её настроение и ожидания.
Эффективность телевизионного общения с массовой аудиторией определяется личностным имиджем телеведущих.
Понятие имидж отождествляется с такими понятиями как бренд.
Мы отметили, что персональный имидж или бренд – это все то, что зрители знают о телеведущем. Каждый контакт с ним помогает построить не только положительный или отрицательный имидж телеведущего, но и бренд всей телевизионной программы. Автор полагает, что телеведущий в
1. Антонов, К. Телевизионные новости: конструирование политических событий / К. Антонов. – Кемерово, 2006. – 244 с.
2. Багиров, Э.Г. Основы телевизионной журналистики / Э.Г. Багиров. – М.: МГУ, 1987. – 238 с.
3. Больц, Н. Азбука медиа / Н.Больц. – М.: Европа, 2011. – 136 с.
4. Бондарева, Е. Л. Экран в разных измерениях (разделы о киноведении и кинокритике) / Е.Л. Бондарева. – Минск: БГУ, 1983. – 276 с.
5. Борецкий, Р. А. Беседы об истории телевидения. Лекции, прочитанные на факультете журналистики МГУ в феврале – мае 2010 г / Р.А. Борецкий. – М.: Икар, 2011. – С. 72.
6. Васильева, Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Беседа в эфире. Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат / Т.В. Васильева, В.Г.Осинский, Г.Н.Петров. – CПб.: Специальная литература, 2003. – 288с.
7. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики: Учебное пособие / Т.В.Васильева и др.; под ред. С.Ю.Агапитовой, Е.П.Почкай. – СПб.: Специальная литература, 2004. – 288 с.
8. Воробьев, В.П. Информационное поле Беларуси: Социально-политический анализ / В.П. Воробьев, Е.И. Дмитриев. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2003. – 245 с.
9. Вылегжанин Д.А. Введение в политическую имиджелогию. / Вылегжанин Д.А. – М.: Флинта, 2008. – 136 с.
10. Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран / Е.Л. Вартанова. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С.55
11. Гуревич, П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия / П.С.Гуревич. – М.: Искусство, 1991. – 221с.
12. Гострова, Е.В. Роль ведущего информационно-аналитической программы / Е.В. Гострова // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве. – М., 2006. – 245 с.
13. Гострова, Е.В. Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние (на примере программ федеральных каналов «Вести недели» («Россия») и «Намедни» (НТВ): Автореф. дис. … канд. филолог. наук / Е. В. Гострова. Ростов-на-Дону. РГУ. – Ростов-на-Дону, 2006. – 24 с.
14. Даль, В.И. Толковый словарь в четырех томах, том 2 / В.И. Даль. – М.: «Издательство АСТ» , 1995. – С. – 779 с.
15. Егоров, В. В. Телевидение между прошлым и будущим / В.В. Егоров. – М.: Воскресенье, 1999. – 416 c.
16. Ермилов, А. Живой репортаж: Профессиональные советы тележурналисту / А.Ермилов. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 112 с.
17. Засурский, Я. Н. Телевидение: структурно-функциональные аспекты // Система средств массовой информации России. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 173–195
18. Зверинцев, А.Б. Формирование имиджа. Коммуникационный менеджмент. – СПб.: Юнити-Дана, 1997. – 256 с.
19. Зверева, В. В. История на ТВ: конструирование прошлого // Отечественные записки. – 2004. – № 5. – С. 14–16
20. Имамова-Стефанчук, Е. И. Эволюция отечественного информационно-аналитического телевидения (конец 80-х-90-е годы). – М., 2001. – С.26.
21. Ковалёв-Случевский, К.П. Тележурналистика ХХI века: Настольная книга для познания современного ТВ / К.П.Ковалёв-Случевский. – М.: Грифон, 2012. – 176 с.
22. Комлев, Н.Г. Иностранные слова и выражения / Н.Г. Комлев. – М.: Современник, 1997. – С.59
23. Корнилов, Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий / Е.А. Корнилов. – Ростов н/Д., 1999. – С.177
24. Кузнецов, И. Н. Корпоративная культура делового общения / И.Н. Кузнецов. – М.: АСТ, 2005. – 608 с.
25. Кузнецов, И. В. История отечественной журналистики (1917–2000) / И.В. Кузнецов. – М.: Флинта, 2008. – 640 с.
26. Кузнецов, Г.В. Телевизионная журналистика / Г.В.Кузнецов. – М.: МГУ, 1998. – 207с.
27. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учебник для студентов вузов / Г.В.Лазутина. – 3-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 224 с.
28. Лебедева, Т.В. Жанры радиожурналистики. / Т.В.Лебедева. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 224 с.
29. Муратов, С. ТВ – времена перемен? Книга признаний и откровений / С. Маратов. – М., 2009. – С. 77
30. Олешко, В. Необъяснимо, но влекущее. Журналистика как творчество / В. Олешко. - Екатеринбург.: РИП-холдинг, 2003. – 348 с.
31. Плавник, А. История белорусского телевидения / А. Плавник, Л. Шилова, Н. Фрольцова: в 2 ч. Минск, 1989. Ч. 1. - С. 17.
32. Плавник, А. А. Телевидение // Энциклопедический сборник «Современная Беларусь». Т. 3. Культура и искусство. – Мн., 2007.
33. Плавник, А. А. Этапы и тенденции развития Белорусского телевидения / А.А. Плавник // Веснік БДУ. Сер.4. - 1984. - № 1. - С.57
34. Слука, А.Г. Беларуская журналістыка. Ч. І / А.Г. Слука. – Мінск, 2000. – 256 с.
35. Слука, А.Г. Беларуская журналістыка. Ч. ІІ / А.Г. Слука. – Мінск, 2003. – 234 с.
36. Телевизионная журналистика: Учебник. 3-е изд. / Редколлегия: Г.В.Кузнецов, В.Л.Цвик, А.Я.Юровский. – М.: Изд-во МГУ; Высшая школа, 2002. – 304 с.
37. Третьяков, В.Т. Как стать знаменитым журналистом / В.Т.Третьяков. – М.: Алгоритм, 2010. – 560 с.
38. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика. М.: Юнити-Дана, 2009 / В.Л.Цвик. – 496 с.
39. Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравится людям / В.М.Шепель. – М.: Народное образование, 2002. – 387с.
40. Яконюк Д. Парадоксы телекоммуникации в контексте суверенности Беларуси. – Мн., 1993. – 289 с.