ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВА В ТЕЛЕВИЗИОННОМ ЭФИРЕ
1.1. Понятие интерактивных ресурсов
1.2. Специфика использования интерактивных ресурсов в телевизионном эфире
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ РЕСУРСОВ В ЭФИРЕ БЕЛОРУССКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
2.1. Общая характеристика белорусского телевидения
2.2. Особенности использования интерактива на современном белорусском телевидении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире ведущую роль среди средств массовых коммуникаций занимает Интернет, составляющий серьезную конкуренцию традиционным СМИ. Чтобы сохранить свою актуальность и востребованность, СМИ активно начали внедрять цифровые технологии. Цифровые технологии открыли новую эпоху в развитии СМИ. Информация в цифровом формате объединила СМИ и стала легкодоступной. Газеты набираются на компьютере, и в Интернете доступны их электронные версии. Цифровое радио позволяет увеличить количество частот, и его можно слушать через компьютер, подключившись к Интернету.
Телевидение также становится цифровым, и этот процесс становится очень важным моментом, который упрощает и облегчает доступ ко всем традиционным СМИ, в чем-то унифицирует, объединяет все СМИ.
Начало XXІ в. было ознаменовано переменами в разных социокультурных сферах белорусского общества. Преобразования коснулись и телевещания: был расширен содержательно-тематический диапазон вещательной сетки, изменились характер информационной службы и структура эфирного дня. Особое место в современном телевидении занимает интерактив.
Цель исследования: определить особенности использования интерактива в белорусских телепрограммах.
Задачи:
1) рассмотреть понятие интерактивных ресурсов;
2) выявить особенности использования интерактивных ресурсов в телевизионном эфире;
3) проанализировать специфику использования интерактивных ресурсов в эфире белорусского телевидения.
Объект исследования: белорусское телевидение.
Предмет исследования: особенности использования интерактива в белорусских телепрограммах.
Методы исследования: аналитический, описательный и сравнительный, лексикографический и контекстуальный анализы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВА В ТЕЛЕВИЗИОННОМ ЭФИРЕ
1.1. Понятие интерактивных ресурсов
Видеоинформация имеет значительно более быстрое, сильное, убедительное воздействие на сознание человека, чем текст, требующий определенных умственных затрат от читающего, чтобы перевести печатные знаки в образы. Интернет оказался не очередным электронным СМИ, а принципиально новой коммуникативной средой, поглотившей все предшествующие массовые информационные каналы и создавшей мультимедийные платформы с конвергентной журналистикой. Компьютерные технологии значительно расширили визуализацию массовой информации, подняли на новый уровень экранную коммуникацию, которая объединяет все СМИ общим способом получения и передачи информации с помощью экрана. Благодаря компьютеру сегодня к экранным СМИ кинематографу и телевидению – прибавилось всё, что мы получаем с мониторов компьютеров, мобильных телефонов, коммуникаторов, планшетов. Это электронные газеты, журналы, книги, аудио и видеоматериалы, инфографика, анимация, фотография, архивы, библиотеки, пресс-службы, информационные агентства, электронная почта, базы данных, виртуальные музеи, интернет-сайты, порталы, блоги, социальные сети [1, с. 12].
Сейчас экранные медиа занимают самый большой сегмент в массовой коммуникации, а следовательно, оказывают и самое большое влияние на аудиторию, которая выступает как субъектом, так и объектом интерактивных информационных процессов.
Новые технологии существенно меняют привычные формы медиапотребления и заставляют многие традиционные средства массовой информации искать пути для удержания собственных позиций. Это является актуальным и для современного телевидения. Одним из способов удержания внимания зрителя являются интерактивные ресурсы.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ РЕСУРСОВ В ЭФИРЕ БЕЛОРУССКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
2.1. Общая характеристика белорусского телевидения
Рассмотрим наиболее характерные признаки использования интерактивных ресурсов на примере Белтелерадиокомпании и ОНТ.
Под эгидой Белтелерадиокомпании вещают в Беларуси 7 телевизионных каналов. Кратко охарактеризуем их деятельность.
"Беларусь 1". Имея богатейшие традиции, "Беларусь 1" использует самые современные технологии телепроизводства, продолжает изучать, учитывать интересы и запросы своей аудитории. Главный телеканал страны "Беларусь 1" – это: самая достоверная и оперативная информация о жизни страны, дальнего и ближнего зарубежья; более 100 кинопремьер в новом сезоне, художественные фильмы самых разных жанров и направлений, самые скандальные и популярные телесериалы; спорт высоких достижений, трансляции крупнейших мировых форумов, эксклюзивность спортивного продукта.
"Беларусь 2" - познавательно-развлекательный телеканал. "Беларусь 2" - семейно-развлекательный телеканал с акцентом на молодежной аудитории. Программа передач "Беларусь 2" содержит новые развлекательные шоу и познавательные программы, юмористические сериалы и скетч-шоу, кинопремьеры и шедевры мирового кинематографа, а также спорт высшей пробы - Лига чемпионов УЕФА, Лига Европы УЕФА.
Творческая команда социокультурного канала "Беларусь 3", в состав которой входят и профессионалы в разных видах искусства, обещает держать телезрителей в курсе всех культурных событий в стране и мире. "Беларусь 3" - телеканал Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь, его цель - обеспечить освещение государственной информационной политики в области культурной жизни страны.
Идея создания регионального телеканала "Беларусь 4" принадлежит Белтелерадиокомпании и поддержана Министерством информации и областными исполкомами. Новый региональный телеканал – это канал с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интерактивность – характерный признак современных масс-медиа. Экранная, мультимедийная продукция активно расширяется, поскольку аудиовизуальный язык становится основным в информационном обществе.
Современное телевидение – это синтетический проект, использующий наиболее удобные и понятные для его целевой аудитории форму и язык. Новшеством современного телевидения можно назвать не только гибкость, с которой медиа подстраивается под запросы аудитории, но и трансформацию традиционного дискурса, теперь активно вбирающего в себя интерактивный диалога. Интерактивность предполагает вовлеченность, диалог с читателем, зрителем. Также интерактивность на телевидении предполагает оперативную реакцию на текущие события, осуществление прямой связи, общение со зрителями в режиме реального времени.
В ходе данного исследования был проведен анализ проектов белорусского телевидения, который показал, что как каналы Белтелердиокомпании, так и ОНТ активно используют в своем вещании интерактив. На сайтах размещена информация о каналах, ведущих, популярных проектах, программа передач, существует вкладка «горячая линия», где телезритель может задать свой вопрос или поделиться интересной новостью. И на сайте Белтелерадиокомпании, и на сайте ОНТ есть возможность просмотра канала онлайн.
У каждого проекта существуют страницы в социальных сетях (Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter), каналы в Интернете (youtube, rutube), где каждый может оставить свой отзыв либо вопрос.
Активно в современных передачах белорусского телевидения используется инфографика, которая позволяет комбинировать возможности информационно-графического дизайна и телевизионной коммуникации. («Сфера интересов», «Контуры», «Новости»).
Способствует иллюзии прямого общения со зрителем и выход программы в прямом эфире («Добрай раніцы, Беларусь!» и «Белорусское времечко» и т.п.).
1. Бакулев, Г.П. Новые медиа: теория и практика / Г.П. Бакулев. – М. : КЛМ, 2008. – 160 с.
2. Белтелерадиокомпания: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tvr.by/. – Дата доступа: 12.11.2017.
3. Би-би-си выходит в видеопространство YouTube [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/business/newsid_6412000/6412387.stm. – Дата доступа:07.11.2017.
4. Вартанова, Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? / Е.Л. Вартанова // Информационное общество. – 1999. – Вып. 5. – С. 11-17.
5. Василишина, С. Н. Современные инструменты визуализации информации / С.Н. Василишина; М.Б. Макаренко // Матеріали Міжнародного форуму інноваційнйх проектів студентів, аспірантів і молодйх уче- нйх - «Соціально-економічнйй, екологічнйй та гуманітарнйй розвйток регіонів» 5-7 квітня 2012 року. – Луганськ : Вид-во СНУ ім. В. Даля, 2012. – С. 113-119.
6. Григорьева, И.В. Коммуникативные стратегии интерактивных программ Би-Би-Си / И.В. Григорьева // Коммуникация в современном поликультурном мире: национально-культурная специфика построения дискурса. – М. : ПИРСОН ЭДЬЮКЕЙШН ЛИМИТЕД, 2016. – С. 97-103.
7. Григорьева, И.В. Социокультурная стратегия в коммуникационной политике общественного телевидения / И.В. Григорьева // Ученые записки РГСУ. – 2012. – №4(104). – С. 21-26.
8. Данилова, А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации / А.А. Данилова. – М. :Добросовет, 2009. – 234 с.
9. Дубовик, С.В. Белтелерадиокомпания как институт формирования общественного мнения / С.В. Дубовик // Веснік БДУ. Сер. 4. – 2011. – № 2. – С. 90-96.
10. Зверева, В. Репрезентация и реальность / В. Зверева // Отечественные записки: Интернет журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/2003/4/reprezentaciya-irealnost. – Дата доступа: 12.11.2017.
11. Интерактив [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/wiki/интерактив. – Дата доступа: 12.11.2017.
12. Инфографика: понятие, классификация и инструменты создания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pc-vestnik.ru/infografika. – Дата доступа: 12.11.2017.
13. Малахов, Е.А. Instagram как средство визуальной коммуникации / Е.А. Малахов // Коммуникация в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации» 13-14 мая 2016 г. Часть I / Под общ. ред. проф. В.В. Тулупова. – Воронеж, 2016. – С. 102-103.
14. Моисеенко, Е.Д. Видеоблогинг – новая форма телевидения? / Е.Д. Моисеенко // Коммуникация в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации» 13-14 мая 2016 г. Часть I / Под общ. ред. проф. В.В. Тулупова. – Воронеж, 2016. – С. 78-79.
15. Некляев, С.Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики / С.Э. Некляев // Современное журналистское образование: технологии и особенности преподавания / Под ред. Е.Л. Вартановой. – М. : МедиаМир, 2008. – С. 128-134.
16. ОНТ: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ont.by/. – Дата доступа: 12.11.2017.
17. Симакова, С. И. Работа журналиста в сети Интернет: технический аспект : учебное пособие / С. И. Симакова. – Челябинск : Энциклопедия, 2015. –180 с.
18. Соломатин, А.Н. Коммуникативные стратегии формирования международного имиджа России (на примере телеканала RT-RussiaToday) : автореф. дис. ... канд. филол. наук / А.Н. Соломатин. – М., 2014. – 23 с.
19. Шарков, Ф. И. Визуализация медиапространства средствами коммуникации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// igsup.ru/images/publish/sharkov-tomsk.pdf. – Дата доступа: 12.11.2017.
20. Шестерина, А.М. Кризис форматов на современном телевидении / А.М. Шестерина // Коммуникация в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации» 13-14 мая 2016 г. Часть I / Под общ. ред. проф. В.В. Тулупова. – Воронеж, 2016. – С. 90-91.