ВВЕДЕНИЕ
Журналистика актуализирует мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время.
Комментарий относится к аналитической публицистике потому, что при достаточно широком охвате событий комментатор, следуя своей главной цели, освещает, прежде всего, причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. Основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ.
Предметом анализа выступают актуальные общественные явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними теоретические и практические проблемы общественного развития. Для аналитики характерно обращение к вопросам выбора эффективных путей развития общества; выяснение причин, условий развития событий и изменения ситуаций, оснований, мотивов, интересов, намерений.
Любые сферы деятельности, в функционировании которых участвуют аналитики, могут быть освещены на телевидении. Это могут быть как самые простые сюжеты, понятные каждому зрителю, так и темы, в которых большинство людей не имеют достаточной квалификации.
Актуальность темы и ее недостаточная научная разработанность определили выбор проблемы, объекта, предмета исследования и обусловили постановку его цели и задач.
Объект исследования: информационно-аналитическое телевещание на примере программ «Главный эфир», «Как есть. Итоги», «Тайны следствия».
Предмет исследования: специфика современных информационно-аналитических программ в белорусском медийном пространстве.
Цель работы: определить кем является комментатор на телевидении – журналистом, экспертом или аналитиком в программах белорусского телевидения «Главный эфир», «Как есть. Итоги», «Тайны следствия».
Для решения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. проанализировать историю развития телевизионной журналистики на отечественном телевидении: становление и развитие информационной публицистики советского телевещания в 60–70-е годы и особенности информационно-аналитического и публицистического вещания периода «перестройки»;
2. определить признаки информационно-аналитических программ;
3. проанализировать специфику белорусских информационно-аналитических программ, выявить их сходства и различия.
4. выявить закономерности и тенденции развития информационно-аналитических программ.
5. определить тип комментатора (журналист, эксперт, аналитик) в рассматриваемых программах.
Теоретической базой исследования стали работы Э.Г. Багирова, Р.А. Борецкого, П. Бурдье, В.В. Егорова, Я.Н. Засурского, А.Г. Качкаевой, И.В. Кирия, Г.В. Кузнецова, С.А. Муратова, Р.П. Овсепяна, И.А. Полуэхтовой, Е.П. Прохорова, В.Л. Цвика, А.В. Шарикова, в которых рассматриваются общетеоретические проблемы средств массовой информации в целом и телевидения в частности. Понять закономерности развития СМИ в контексте современной массовой культуры помогли работы Г. Зиммеля, Г. Лассуэлла, Н. Лумана, Ю. Хабермаса.
ГЛАВА 1. История развития телевизионной журналистики на отечественном телевидении
1.1 Становление и развитие информационной публицистики советского телевещания в 60–70-е годы
На сегодняшний день телевидение является одним из величайших изобретений человечества в 20 веке. Уже с середины прошлого век данный вид СМИ занял лидирующую позицию среди остальных средств коммуникаций. Помимо этого, телевидение стало неотъемлемой частью досуга и важным фактором культурного и общественного развития. Еще совсем недавно направленность телевидения отражала приверженность коммунистической партии СССР, главная цель которой была – воспитание советских людей в духе коммунистических идей и ценностей.
История советского телевещания берет в 30-ых годах прошлого столетия. Так, 1 мая 1931 года в эфир были переданы первые изображения сотрудников лаборатории, однако звукового сопровождения не было. После нескольких успешных опытов передачи изображения было принято решение начать регулярное телевещание (с 1 октября 1931 года)[3, с.12].
Ровно через год после первой удачной передачи изображения без звука – 1 мая 1932 года – советские жители смогли увидеть небольшой звуковой фильм. Первая передача малострочного телевидения из Москвы – уже не экспериментального, а регулярного – состоялась 15 ноября 1934 года. Это был эстрадный концерт продолжительностью в 25 минут. Детское вещание началось в январе 1939 года передачей «С новым годом». 25 марта 1938 г. новый телецентр провел первую электронную телевизионную передачу, показав кинофильм «Великий гражданин», а 4 апреля 1938 г. в эфир вышла первая студийная программа[6, с. 28].
Экспериментальные передачи из нового телецентра длились почти год. Регулярное вещание уже началось 10 марта 1939 г., в дни работы XVIII съезда ВКП(б), показом фильма об открытии съезда. Подобные передачи транслировались пять раз в неделю. Каждый вечер демонстрировались театральный спектакль и кинофильм. Иногда на телевидении могли показать выступление артиста, писателя, ученого.
Первый показ общественно-политической передачи состоялся 11 ноября 1939 года. Программа была посвящена 20-летию Первой Конной армии. Уже летом 1940 год[10, с. 7] в программах стали появляться первые информационные сообщения, которые читал диктор радио. В основном это были повторения радиовыпусков «Последних известий».
Таким образом, можно сделать вывод, что телевизионное вещание в предвоенные годы носило экспериментальный характер.
Первые послевоенные годы ситуация на телевидении мало чем отличалась от предвоенного периода. Программы имели туже тематическую направленность. Важно отметить, что ежедневное телевещание началось лишь с января 1955 года в Москве и с октября 1956 в Ленинграде[11, с. 17].
В это время существовало лишь два вида репортажа: не комментированная трансляция, например, митинга или концерта и спортивный репортаж. Стоит обратить внимание, что телевидение не имело своего репортера – комментарий был тот же, что передавался и для радиослушателей (передача «Последние известия»).
Таким образом, жизнь настоятельно требовала новых форм и жанров вещания, поскольку аудитория телевидения стремительно росла, становясь, все более массовой. Так, в 1954 году в новые редакции телевидения пришли работать первые журналисты[12, с. 122]. Они же принесли опыт прессы и радио. Процесс становления тележурналистики можно отметить в попытках создать информационно-публицистические и художественно-публицистические программы в жанрах прессы и радио – репортаж, интервью, корреспонденция, комментарий, обозрение, выпуск новостей.
С июля 1957 г. телевизионные «Последние известия» стали меняться – появилось 11 съемочных групп, которые ежедневно выезжали на съемки, а также внештатные авторы-операторы. Руководство поняло, не прибегая к форме устных сообщений, невозможно дать телезрителю достаточно полную и оперативную информацию о важных событиях, не давая при этом устный комментарий.
Два важнейших жанра информационной публицистики – репортаж и интервью – на первых порах могли успешно существовать и даже развиваться в рамках «живой» передачи. Во второй половине 50-х годов эти жанры занимают в программах место, достаточное для того, чтобы посредством интервью и репортажа, сочетаемых с заметкой («сюжетом») в бюллетене новостей, телевидение начало выполнять свою информационную функцию, столь важную в наши дни.
Началом качественной информационной публицистики можно считать ежедневный обзор текущих событий «Эстафета новостей», которая появилась в декабре 1961 года[17, с. 10]. Главный принцип программы – феномен непосредственность и импровизация.
Основными жанрами «Эстафеты» стали: интервью, беседа и комментарий. Эффект непосредственности заключался в показе человека перед камерой в момент передачи. Так, за 100 выпусков «Эстафеты новостей» приняло участие порядка 3000 тысяч участников. Непосредственным участием обычных людей передача смогла поднять общественный престиж телевизионной публицистики. Так, советских летчиков-космонавтов миллионы людей увидели и узнали именно в передачах «Эстафеты». Телевидение оказалось впереди других средств массовой коммуникации (газет и даже радио) не только в оперативности, но и в полноте сообщаемой информации, в раскрытии самой личности героев.
ГЛАВА 2. Анализ современных телевизионных информационно-аналитических и публицистических программ на телевидении: состояние, проблемы развития
2.1 «Главный эфир» как информационно-аналитическая программа государственного телевидения (телеканалы «Беларусь 1» и «Беларусь 24»)
1. Информационно-аналитическая программа "Главный эфир" – выходит еженедельно по воскресеньям в 21.00.
2. Средняя продолжительность программы 90 минут.
3. "Главный эфир" анализирует самые важные события за 7 дней, отражает наиболее яркие новостные поводы в политической, экономической и общественной жизни в стране и за рубежом[1]. Например, темы эфира за 29.04.2018 года: ежегодное послание Президента народу, проблемы трудоустройства, стратегия сближения с Китаем, интервью с президентом Армении, аграрная тематика, годовщина аварии на Чернобыльской атомной станции, производство в регионах, обстановка в Северной Корее, политические события в США, интервью с тренером сборной Беларуси по хоккею, Евровидение 2018, открытие мотосезона. Можно отметить, что вначале идут экономические и политические темы, затем уже культурные.
4. Хронологические рамки новостей в сюжетах – события недельной давности. Однако в самих сюжетах могут идти отсылки к событиям, происходивших ранее.
5. Лицами программы являются три пары телеведущих: Иван Михайлов и Виктория Сенкевич, Сергей Гусаченко и Полина Шуба, Максим Угляница и Юлия Перцова. Ведущие придерживаются официально-делового образа в студии. Для мужского коллектива – это строгий костюм. Женская половина как правило была замечена либо в платье, либо также в костюме. Цвета – черный, серый, белый, синий, бордовый, фиолетовый. Если подводка ведущих снимается где-то на улице, то стиль одежды мог быть повседневным.
В данной программе именно ведущие выполняют роль комментатора, они задают тон и настроение предстоящего сюжета. Тип комментатора отметим как комментатор-журналист. Ведущие здесь направляют, задают тему сюжета, могут дать оценку происходящему. Но анализа разбора происходящих событий, выявление причинно-следственных связей здесь нет. Программу можно сравнить у утренними шоу на телевидении, где есть двое ведущих и они представляют картину дня. Только в данной программе освещены более значимые события для страны.
6. Большинство сюжетов в программе можно назвать информационно-аналитическими. Так как имеется информационный повод – это как правило либо событие, либо деловой визит, либо годовщина какого-либо события. Затем уже обозначается проблема и пути ее разрешения с разных сторон. Например, если тема касается борьбы с наркотиками то в сюжете можно увидеть интервью родственников, в чьей семье пострадали от употребления наркотиков, комментарий главного врача медицинского учреждения, интервью представителя госконтроля по борьбе с наркотиками и так далее. Также в программе можно увидеть инфографику и статистические данные, что является элементом аналитики.
7. Сюжеты с проблемой освещаются с разных сторон. Если это тема ценообразования, то в сюжете можно увидеть и комментарии жителей Беларуси и министра экономики, главы предприятия, доктора экономических наук, председателя федерации профсоюза, министра промышленности. Конечно, если сюжет представлен в виде интервью, то здесь разнообразии мнений говорить нельзя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История отечественного телевещания берет начало 1 октября 1938 года, когда вышла в эфир одна из первых общественно-политических передач Ленинградского телевидения, которая была посвящена 20-летию ВЛКСМ и длилась полтора часа.
Концерты, записи демонстраций и выступлений политических лидеров, программы для детей, общественно-политические передачи – всё это транслировалось по телевизору, популярность которого росла быстрыми темпами.
Стремительное развитие телевидения было прервано войной. Регулярное вещание возобновилось 15 декабря 1945 года. В послевоенное время был поднят вопрос восстановлении и технического переоборудования телевизионного центра в Москве, а также строительства новых телецентров в ряде городов. Во второй половине 50-х годов возникли учебные и научно-популярные передачи и кинопрограммы – новые важные направления телевизионного вещания.
В начале 60-ых появилась первая еженедельная новостная программа «Эстафета новостей», которая выходила в эфир в течение почти десяти лет. В первой половине 70-х годы в стране огромную популярность завоевала информационная программа «Время», которая оперативно сообщала о главных событиях дня в нашей стране и за ее пределами.
События в медийной сфере 20 века привели к тому, что к началу 90-х годов значимость аналитики возросла. Дикторский способ подачи новостей постепенно превратился в способность ведущего комментировать происходящие события, а не просто озвучивать факты. Именно в 90-е годы быстрыми темпами развивается тип еженедельных информационно-аналитических программ. Благодаря этому, у ведущих и корреспондентов появилась возможность частично выражать индивидуальное мнение по поводу происходящих событий.
Во главу угла стал критерий профессионального мастерства, реализуемый в умении логично выстраивать взаимосвязи, проводить объективный анализ текущей ситуации в стране. Информационно-аналитические программы стали инструментом борьбы за внимание телезрителей, неотъемлемым элементом в сетке вещания многих телеканалов.
Основные признаки, по которым информационно-аналитические программы могут отличаться друг от друга, но при этом все они входят в одну группу информационно-аналитических передач: переодичность, хронометраж, тематика и проблематика, хронологические рамки, образ ведущего, соотношение информации и аналитики, плюрализм мнений, герой материала, композиция.
Нами было рассмотрено 3 программы информационно-аналитического характера. «Главный эфир» оказалось самой продолжительной про хоронометражу – 90 минут и по количеству сюжетов – около 15. Здесь задействовано двое ведущих и большое количество корреспондентов, каждый из которых освещает свой сюжет. Ведущие здесь выступают просто связующим элементом. Тематика программ обширная – яркие культурные и спортивные события, проблемы в социальной и экономической сфере. Больше тем связано с Беларусью. Однако, если тема связана с белорусско-китайскими отношениями, то корреспондент будет освещать событие именно из Китая. Присутствует много героев в раскрытии одного сюжета. Однако говорить о большой доле аналитики здесь нельзя. Комментатор выступает в роли журналиста.
«Как есть. Итоги» представляет собой авторскую рубрику ведущего, которая включена в блок новостей. Это не самостоятельная программа. Самая маленькая по продолжительности – в среднем около 5 минут. В одном сюжете рассматривается одна проблема. «Как есть. Итоги» комментирует и делает свои оценки событиям как в Беларуси, так и в других странах. Здесь нет корреспондентов, здесь есть автор и его оценка происходящего. Речь ведущего очень яркая, богатая художественными средствами. Комментатор выступает в роли аналитика.
«Тайны следствия» представляет собой совместный проект белорусского телевидения и Следственного комитета. Главная цель программы – удержать зрителя от противоправных действий, напомнить и разъяснить понятие неотвратимости наказания, а также поднять авторитет следственных органов в глазах белорусов. Здесь автор выступает в роли следователя, который вместе со зрителями раскрывает очередное преступление. В этой программе можно увидеть комментарии следственных органов, видео с места преступления и оперативной съемки. В этой программе мы видим большой прорыв в журналистике. Так как в советском союзе такая информация считалась секретной и недоступной для зрителей. Комментатор в данной программе выступает в роли эксперта.
1. Белтелерадиокомпания [Электронный ресурс] / Белтелерадиокомпания. – Режим доступа: http:// https://www.tvr.by. – Дата доступа: 20.05.2018.
2. Боголюбова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 126 с.
3. Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. Лекции, прочитанные на факультете журналистики МГУ в феврале – мае 2010 г. – М.: Икар, 2011. – 180 с.
4. Борецкий Р.А. Телевидение как социальная технология и социальный институт. // Телерадиоэфир: История и современность. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 240 с.
5. Брайант Дж. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. – 432 с.
6. Бурдье П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Ю. Марковой. Отв.ред. и предисл. Н.А. Шматко. – М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2002. – 160 с.
7. Ворошилов В. В. Техника и технология СМИ. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. – 48 с.
8. Гавра Д.П. Деловая журналистика: к определению понятия // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Межвуз. науч. практ. конф., 24-25 апреля 2007.: сб. докл. – СПб.: Вагриус, 2007. – С. 21-32.
9. Гаспарян В.В. Три этапа новейшей истории телевизионной журналистики (1985-1998 гг.) М.: ИПКРТиР, 2000. – 16 с.
10. Гострова Е.В. Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние (на примере программ федеральных каналов «Вести недели» («Россия») и «Намедни» (НТВ): Автореф. дис. … канд. филолог. наук / Е.В. Гострова. Ростов-на-Дону. РГУ. – Ростов-на-Дону, 2006. – 24 с.
11. Грызунова О.И. Формирование современной системы телевизионного вещания в Российской Федерации / О.И. Грызунова, Г.Т. Дерибас, Т.С. Косова и др. – М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 1996. – 38 с.
12. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. – М.: Воскресенье, 1999. – 416 с.
13. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. – М.: МНЭПУ, 1992. – 312 с.
14. Егоров В.В. Телевидение: Страницы истории. - М.: Аспект Пресс, 2004. – 202 с.
15. Иванов В. М. Массовая коммуникация в условиях глобализации. // Социс. – 2003. – № 10. – С. 20–29.
16. Иванова А. Проблема объективности телевизионных новостей // Медиальманах. – 2010. – №5. – С. 59–65.
17. Имамова-Стефанчук Е.И. Эволюция отечественного информационно-аналитического телевидения (конец 80-х-90-е годы). – М.: Ин-т повыш. квалификации работников телевидения и радиовещания ФСТР, 2001. – 26 с.
18. Крутов А. О жизни, о себе. // Русский дом. – Режим доступа: http://www.russdom.ru/node/27 (Дата обращения: 21.05.2018).]
19. Муратов С. ТВ – времена перемен? Книга признаний и откровений. – М., 2009. – С. 77.