ВВЕДЕНИЕ
Создание журналистского произведения всегда обусловлено рядом взаимозависимых процессов, к которым можно отнести поиск и рождение темы будущей публикации, формирование и разработку замысла конкретного произведения, наконец, определение его идейной стороны.
Последняя треть XX в. была ознаменована переменами в разных социокультурных сферах белорусского общества. Преобразования коснулись и радиовещания: был расширен содержательно-тематический диапазон вещательной сетки, изменились характер информационной службы и структура эфирного дня. В 1990-е гг. появились первые радиостанции FM-формата. Особое место среди радиоканалов Беларуси занимает Первый Национальный канал белорусского радио.
Важную роль в любом средстве массовой информации, в том числе и на радио, играет аудитория, т.к. именно для аудитории, читателя в конечном итоге работает газета.
Роль аудитории в СМИ становится особенно важной в современных условиях, когда целью СМИ является не только предоставление информации, но и получение прибыли.
Для того, чтобы установить связь со своей аудиторией, необходимо иметь о ней представление. Журналист должен быть осведомлен о потребностях человека, который обращается к радиопрограммам, о социально-демографических характеристиках аудитории, подразумевающих пол, возраст, образование, профессию, о социальной-ориентации аудитории – ее желаниях, отношении к жизни, целях, которые она хочет достичь. Еще один аспект – информационное поведение, включающее в себя интересы, предпочтения, запросы, мотивы, базирующиеся на потребностях человека. Без этого понимания и знания своей аудитории журналисту придется ориентироваться на абстрактного слушателя, что сразу же ставит под сомнение возможность возникновения диалога и, как следствие, партнерских отношений. Зная и учитывая все особенности своей аудитории, у журналиста сложится верное представление о том, в чем осведомлена аудитория, какие установки необходимо скорректировать, что поддержать и развивать в ее сложившейся информационной картине для того, чтобы добиться информированности аудитории по важным вопросам.
Цель исследования: определить особенности предпочтений и ожиданий радиоаудитории.
Задачи:
1) рассмотреть особенности радиовещания;
2) охарактеризовать аудиторию радио;
3) выявить особенности предпочтений и ожиданий радиоаудитории.
Объект исследования: передачи белорусского радио.
Предмет исследования: особенности предпочтений и ожиданий радиоаудитории белорусского радио.
Методология исследования. Изучением различных аспектов деятельности радио занимались такие ученые, как Ю.Д. Бараневич, А.А. Шерель, В.Н. Ярошенко, В.В. Смирнов и др.
Методы исследования: аналитический, описательный и сравнительный, лексикографический и контекстуальный анализы.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ РАДИО
1.1.Особенности радиовещания
Вещание - это организация и распространение через системы, сети и средства электрической связи различных сообщений, предназначенных для массовой аудитории и сотрудников, в целях их информирования, идеологического воздействия, воспитания, культурного воспитания и отдыха [7, с. 45].
По типу передаваемых сообщений вещание подразделяется на звуковое и телевизионное, в соответствии с используемыми техническими средствами - на проводное, а вещание - по форме передаваемых электрических сигналов - на аналоговое и цифровое [7, с. 45].
В вещании тесно взаимодействуют две стороны: техническая - формирование и преобразование электрических сигналов, отражающих содержание программ, и доведение этих сигналов до потребителей; художественный, креативный - формирование и исполнение программного контента. Вещание служит целям формирования и передачи информации во всем разнообразии составляющих: технических, эстетических, значимых.
Формат вещания – это стиль радиопрограмм, предназначенных для удовлетворения вкусовых предпочтений конкретной целевой аудитории; программная политика [7, с. 45].
В 70-е гг. XX в. возникло понятие «радиостанция», о чем упоминается и в книге Е.Г. Радкевича: «…чисто техническое понятие с появлением слова “радиостанция” было переосмыслено с точки зрения художественной, журналистской» [15, с. 147].
Вещание является наиболее удобным («комфортным») для восприятия аудитории. Радио обладает достаточно высоким уровнем совместимости с другими видами деятельности (это позволяет называть его фоновыми носителями), что стимулировало расширение жанровых и тематических параметров вещания. А это, в свою очередь, способствовало увеличению числа современных форматов радиостанций, а также количества самих станций, их более точной адресной и информативной ориентации и дифференциации.
Целевая аудитория формируется на основе возраста, социального статуса, стилистических предпочтений музыкального материала. Исходя из вкуса и приверженности своей аудитории, радиостанции создают определенный образ вещания.
Существует два основных формата вещания - музыка и информация. Радиожурналистика существует только там, где есть информация. И информация может принимать самые разные формы: от информационных бюллетеней до авторских программ, которые специализируются на определенных аспектах. Музыка и информационно-музыкальные станции в основном транслируют новости на основе материалов информационных агентств, прессы, информации от радиостанции «Эхо Москвы», «Белта» и т.п., Интернета, но не имеют эксклюзивных сообщений, собственных корреспондентов и, конечно же, не имеют обширный информационный сервис. Чтобы обеспечить практически бесперебойную и надежную новостную ленту, необходим ряд факторов:
1) профессиональные специалисты;
2) отработанный механизм сбора информации, ее быстрой и качественной обработки;
3) технические ресурсы;
4) собственный оригинальный стиль подачи информации [16, с. 11].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АУДИТОРИЕЙ НА БЕЛОРУССКОМ РАДИО
2.1. Жанрово-тематическое своеобразие передач Первого национального канала белорусского радио
Характеристика существующей структуры белорусского радио включает в себя контентно-тематическую направленность, информационные и функциональные параметры. Среди разнообразия вещателей следует выделить радиостанции универсального или общего характера, программы которых включают широкий спектр информационных, аналитических, социально-политических, музыкальных, образовательных, развлекательных и других программ, предназначенных для всех категорий слушателей, включая молодежь и дети.
15 ноября 1925 года в Минске состоялось торжественное открытие радиотелефонной станции. В тот же день, в 18:30, были впервые переданы в эфир слова: "Гаворыць Мінск!.." Так началась история белорусского радио.
Общенациональное вещание позволило миллионам белорусов получать информацию на родном языке. Возможности радио и как средства обучения были широко использованы. В эфире стали звучать музыкальная и литературная классика, произведения современных авторов. Но первая радиостанция могла транслировать свои передачи в радиусе 300 верст, и они звучали всего 30 минут в день. Массовое производство радиоприемников также не было налажено.
Сегодня Белорусское радио – это современная высокотехнологичная структура, в которую входят 2 национальных канала и 3 радиостанции. Одним из главных приоритетов вещательной политики Белорусского радио является популяризация национальной и мировой культуры. Эту задачу сегодня успешно выполняет канал «Культура». С мая 1962 года происходит регулярное вещание в зарубежные страны. Сегодня программы «Радио Беларусь» транслируются на восьми языках: белорусском, русском, польском, английском, немецком, французском, испанском и китайском. Радио "Беларусь" также вещает в режиме реального времени в Интернете. Белорусское радио постоянно развивается. 12 июля 2003 года была открыта радиостанция Радиус-FM. Популярна у слушателей и радиостанция "Сталица", которая освещает жизнь столичного региона.
«Визитная карточка» Белорусского радио - Первый национальный канал - крупнейший радиоканал Беларуси. Основа приоритетов вещания - эффективность, масса, доступность. Сеть вещания основана на сочетании информационных, тематических и музыкальных программ, рассчитанных на зрителей 35+.
Первый национальный канал белорусского радио имеет высокий рейтинг и потенциал доверия аудитории. Это междисциплинарная радиостанция, на волнах которой идут передачи различной тематики, жанров социальной и демографической направленности, которая осуществляет полноценное информационное, информационно-аналитическое вещание, транслирует социальные и политические программы. Политика вещания канала основана на массовости, доступности, большом количестве информации, эффективности и актуальности. У него имидж авторитетного и высокопрофессионального СМИ.
Анализ информационных программ Первого национального канала Белорусского радио показывает, что при создании программ информационного наполнения главное правило следующее: информация должна быть актуальной, оперативной и лаконичной.
Основными задачами Первого национального канала Белорусского радио являются в первую очередь освещение состояния внутренней и внешней политики Беларуси, производство оригинального информационного продукта, развитие информационного пространства зарубежных стран.
Основное место в сети вещания Первого канала Белорусского радио занимают информационно-аналитические и общественно-политические жанры. Это свидетельствует об особом внимании к этим жанрам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование посвящено особенностям типологии информационных передач Первого национального канала белорусского радио.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Радиоформат имеет свои особенности по сравнению с другими СМИ – телевидением, прессой. В области массовой коммуникации традиционно выделяют три основных жанровых типа медийного дискурса: информационный (сообщение фактов), аналитический (интерпретацию фактов и событий) и художественно-публицистический (образно-публицистическое раскрытие фактов и событий). Жанры и формы вещания на радио развивались под влиянием самых разных факторов: устной пропаганды, эстрады, речевых форм общения, газетных текстов, читаемых в микрофон, освоения собственной специфики. Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на аудиторию. В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, более других воздействует на воображение человека. Оно помогает слушателю выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности.
2. Характеристика сложившейся структуры белорусского радио включает содержательно-тематическую направленность, информационные, функциональные параметры. "Визитная карточка" Белорусского радио – Первый национальный канал – крупнейший радиоканал Беларуси. В основе вещательных приоритетов - оперативность, массовость, доступность. Сетка вещания основана на сочетании информационных, тематических и музыкальных передач, ориентированных на слушательскую аудиторию 35+. Первый национальный канал белорусского радио имеет высокий рейтинг и потенциал доверия аудитории. Это многопрофильная радиостанция, на волнах которой звучат передачи различной тематики, жанров социально-демографической направленности и которая осуществляет полноценное информационное, информационно-аналитическое вещание, транслирует общественно-политические программы.
3. На современном радио для того, чтобы удержать аудиторию в условиях предельной насыщенности информацией, необходимы интерактивные форматы, вовлечение слушателей в процесс эфира. Такими средствами являются игры, интерактивное общение, многосторонняя эфирная коммуникация. Также существует тенденция к сокращению времени передач, к развитию мини-рубрик.
1. Бараневич, Ю.Д. Жанры радиовещания: проблемы становления, формирования, развития / Ю.Д. Бараневич. – Киев, Одесса, 1978. –180 с.
2. Ворошилов, В.В. Журналистика : учебник / В.В. Ворошилов ; Европ. ин-т экспертов. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 360 с.
3. Время. Личность. Критика: к юбилею заслуженного журналиста Республики Беларусь, театрального критика, доктора филологических наук, профессора Татьяны Дмитриевны Орловой : сб. научных работ / под общей ред. канд. филол. наук, доцента Л. П. Саенковой. – Минск : Изд-во БГУ, 2010. – 298 с.
4. Дубовик, С.В. Белтелерадиокомпания как институт формирования общественного мнения / С.В. Дубовик // Веснік БДУ. Сер. 4. – 2011. – № 2. – С. 90-96
5. Ким, М.Н. Основы творческой деятельности журналиста : учебник для вузов / М.Н. Ким. – СПб. : Питер, 2010. – 400 с.
6. Курейчик, А.В. Функциональные особенности FМ-радиостанций / А.В. Курейчик // Веснік БДУ. Сер. 4. – 2010. – № 3 56.
7. Лебедева, А.Л. От радиостанции «Крыніца» к современным белорусским fm-станциям: информационно-коммуникативные особенности новостного вещания / А.Л. Лебедева // Веснік БДУ. Сер. 4. – 2008. – № 3. –45–49.
8. Михайлов, С.А. Современная журналистика : учебник / С.А. Михайлов. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 320 с.
9. Мутовкин, Л.А. Аналитические и художественно-публицистические жанры / Л.А. Мутовкин. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.promgups.com/blog/wp-content/uploads/2007/02/1_4.pdf. – Дата доступа: 02.01.2019.
10. Орлова, Т.Д. Теория и методика журналистского творчества : учеб. пособие / Т. Д. Орлова. – Минск : Современные знания, 2005. – 120 с.
11. Основы творческой деятельности журналиста. Аналитическая и художественно-публицистическая журналистика : программа курса и практ. занятий / сост. А. А. Золотухин. – Воронеж, 2009. – 21 с.
12. Первый канал белорусского национального радио [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://radio1.by. – Дата доступа: 02.01.2019.
13. Первый национальный канал белорусского радио [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tvr.by/radio/1-kanal/. – Дата доступа: 02.01.2019.
14. Радиожурналистика : Учеб. пособие для вузов / под ред. А.А. Шереля. – М. : Изд-во МГУ, 2002. –460 с.
15. Радкевич, Е.Г. Белорусское радио: история, перспективы развития / Е.Г. Радкевич. – Минск : Выш. школа, 1983. – 160 с.
16. Смирнов, В.В. Жанры радиожурналистики / В.В. Смирнов. – М. : Изд-во МГПУ, 2002. – 220 с.
17. Шеин, В.И. Информационные и аналитические жанры радиожурналистики : курс лекций / В.И. Шеин. – Минск : Белорусский государственный университет, 2003. – 180 с.
18. Ярошенко, В.Н. Информационные жанры радиожурналистики / В.Н. Ярошенко. – М. : Просвещение, 1976. – 220 с.
19. TNS. Результаты исследований аудитории радио [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tns-global.ru/services/media/media-audienc. – Дата доступа: 02.01.2019.