ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность понятия «музыкально-ритмическое чувство»
1.2 Музыкально-ритмические движения как вид детской музыкальной деятельности
1.3 Особенности развития музыкально-ритмического чувства детей среднего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Уровень развития музыкально-ритмического чувства у детей среднего дошкольного возраста
2.2 Методы и приёмы развития музыкально-ритмического чувства у детей среднего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкально-ритмической деятельности
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема формирования у детей дошкольного возраста музыкальных и ритмических навыков. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценного музыкального опыта в детстве трудно компенсировать в дальнейшем. Важно, чтобы в раннем детстве рядом с ребенком находился взрослый, который мог бы раскрыть ему красоту музыки, дать возможность почувствовать ее. Музыкальное развитие оказывает незаменимое влияние на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чувствительным к красоте в искусстве и жизни.
Доказано положительное влияние музыки на общую функциональную активность организма. Об этом писал И.М. Сеченов, описывая связь между слуховыми и мышечными ощущениями. Музыка, основанная на ритме, является одним из самых выразительных средств общения людей и развития их единства.
В основе чувства ритма лежит моторика, что подтверждается всеми наиболее фундаментальными экспериментальными психологическими исследованиями. По мнению психолога Б.М. Теплова, восприятие музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, которые более или менее точно передают темпоральный ход музыкального движения.
Музыкально-ритмические чувства представляют собой активизацию музыкальности и способности формирования личностной активности каждого отдельно взятого ребенка [1, с.656].
Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития музыкальных и ритмических движений, разработанных известными психологами и педагогами: Л.С. Выготским, Б.М. Тепловым, В.А. Сухомлинским, Д.Б. Элькониным, теория и методика музыкальной подготовки и обучения В.А. Ветлугина, Н.А. Метлова, современные методические пособия и практические разработки А.И. Бурениной, Е.Ю. Шаламоновой, И.В. Бодраченко, И.М. Каплуновой, И.А. Новокольцевой, Г.И. Анисимовой , М.Ю. Картушиной и т.д.
Данные исследователи в своих работах определяли такие особенности как формирование представлений о понятии «музыкально-ритмическое чувство», «музыкально-ритмические движения» и т.д.
Цель исследования: выявить педагогические условия развития музыкально–ритмического чувства у детей среднего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкально–ритмической деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность понятия «музыкально-ритмическое чувство»
Музыкальное развитие – это процесс, который реализуется через комплексное изучение и освоение различных видов деятельности, таких как музыкальное восприятие, пение, музыкальные и ритмические движения. Любой из этих видов деятельности влияет на формирование и развитие специальных навыков детей, а также способствует приобретению теоретических знаний. В различных видах музыкальной деятельности ценятся такие качества, как умение слушать и слышать, чувство ритма, координации, ловкость, внимание. Музыкальное развитие очень важно для формирования личности ребенка.
Музыкально-ритмическое чувство относится к эмоционально-моторной природе человека. Именно развитие двигательно-моторной сферы приводит к формированию музыкально-ритмического мастерства. Это эмоционально-сенсорная сфера, а не рациональная. Ритм – это импульс музыки, когда она останавливается, музыка заканчивается. Никакой жизненный процесс не происходит вне ритма, и в этом процессе ритм проявляется как социальная необходимость гармоничного развития. Именно через ритм, как одну из форм общественного сознания, происходит естественное освоение различных видов двигательной деятельности, что отражается в художественно-конструированных музыкальных и ритмических упражнениях [2, с.18].
Музыкально-ритмические движения – это вид музыкальной деятельности, в которой содержание музыки, ее характер и образы передаются через движение. Музыка является основой, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетные движения используются как средство более глубокого восприятия и понимания.
Восприятие ритма вызывает двигательную реакцию, «оно никогда не бывает только слуховым», – отмечает Б. М. Теплов, – «оно всегда слухо-моторное». Движения в музыке должны быть естественными, логически вытекающими из самой музыки, для этого необходимо дать детям только действие самой музыки [3, с.18].
Музыка и движение помогают воспитывать детей и дают им возможность познавать мир. Именно музыка и движения формируют свободу ребенка в творческом мышлении, давая ему возможность импровизировать, давая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость и удовольствие. Через музыку и движение ребенок развивает не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формирует его внутренний духовный мир.
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Уровень развития музыкально-ритмического чувства у детей среднего дошкольного возраста
База исследования: ГУО «Детский сад №11» г. Минска. В исследовании приняли участие 15 детей средней группы в возрасте 4-5 лет. Выборка составила 5 (33%) мальчиков и 10 (67%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель экспериментального исследования: изучить и обосновать уровень развития музыкально-ритмического чувства у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить уровень развития музыкально-ритмического чувства на констатирующем этапе исследования.
2. Выделить методы и приемы развития музыкально-ритмического чувства у детей среднего дошкольного возраста.
3. Определить уровень развития музыкально-ритмического чувства на контрольном этапе исследования.
4. Сравнить результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.
Методики исследования:
1. Методика А.И. Бурениной [7] (Приложение А).
Ведущим методом диагностики является наблюдение, во время которого учитель фиксирует уровень музыкального и ритмического мастерства? детей, условно руководствуясь лучшими показателями, определенными для данного возраста, сравнивая их друг с другом. Педагогическая диагностика осуществляется в процессе движения под музыку в естественных условиях во время выполнения обычных и специально подобранных заданий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что музыкально-ритмический смысл – это чувство понимания и образного выражения эстетики. Музыкально-ритмические чувства формируются в процессе музыкальной деятельности. Музыкально-ритмическое чувство способствует приобщению человека к миру искусства и формирует особое восприятие эстетики и красоты.
Музыкальные и ритмические движения как вид музыкальной деятельности детей являются необходимым условием организации взаимодействия с детьми в силу того, что они организуют физическую и психическую деятельность личности ребенка.
Музыкальное и ритмическое восприятие детей среднего дошкольного возраста формируется на основе определенных принципов и формирования определенной пластичности и ритмической активности. Также, чтобы сформировать музыкальное и ритмическое чувство, необходимо выбрать определенный репертуар.
С целью определения уровня развития музыкально-ритмического чувства детей среднего дошкольного возраста, нами была проведена опытно-экспериментальная работа, на констатирующем этапе которого было определено, что есть категория детей, демонстрирующая низкие показатели по таким критериям как музыкальность, творческие проявления и пластичность, что сформировало представления о необходимости проведения конкретной формирующей работы.
Формирующая работа проводилась в рамках таких категорий как развитие музыкальности, творческих проявлений, пластичности и развитие двигательных качеств и навыков.
После проведения формирующей работы нами была проведена повторная диагностика, в ходе которой было определено, что что формирующая работа способствовала повышению уровня музыкально-ритмического чувства детей среднего дошкольного возраста. Высокий уровень характерен уже не 27, а 33% опрошенных респондентов. Этот фактор указывает на то, что формирующая работа была довольно успешной. Также мы можем заключить, что низкий уровень характерен для 20% опрошенных, в отличие от 33% на констатирующем этапе исследования.
На основании полученных данных можно сделать вывод, что опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий способствовали повышению уровня формирования музыкальных и ритмических способностей детей дошкольного возраста и улучшению взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и семьей. Музыкальные и дидактические игры являются эффективными средствами развития музыкальных и ритмических способностей детей дошкольного возраста.
1. Аджимуратова, З. Р. Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма у детей старшего дошкольного возраста / З.Р. Аджимуратова // Молодой ученый. – М. – 2016. – № 5 (109). – С. 655-658
2. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
3. Афонасова, В. Н. Музыкально-ритмическая деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников / В. Н. Афонасова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – М. – 2015. – № 3 (6). – С. 17-25.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М. : Основа, 2001. – 123 с.
5. Букатина, С.И. Музыкально–ритмическая деятельность как средство формирования художественно–творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / С.И. Букатина. – М.: Мос. гос. откр. пед. унив, 2008. – 28 с.
6. Бураншин, А. Р. Музыкальное воспитание дошкольников / А. Р. Бураншин // Наука и современность. – М. – 2012. – № 17. – С. 79-83.
7. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста / А.И. Буренина. – СПб. : ООО «МОНОМАКС», 1997. –128 с.
8. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М. : Педагогика, 2002. – 416 с.
9. Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Ж. Далькроз. – М. : Классика-XXI, 2010. – 248 с.
10. Зацепина, М. Б. Музыкальные способности и детская одаренность / М. Б. Зацепина // Одаренный ребенок. – М. – 2015. – № 2. – С. 6-10.
11. Карпенко, В. Н. Влияние музыкально-ритмических упражнений на общее развитие детей / В. Н. Карпенко, Д. С. Тарасова, И. А. Карпенко // Вестник Науки и Творчества. – М. – 2016. – № 5 (5). – С. 201-205.
12. Когут, А.А. Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников / А.А. Когут // Дошкольное воспитание. –М. – 2015. – №3. – С.109–113.
13. Корлякова, С. Г. Музыкально-ритмическая способность как компонент музыкальных способностей / С. Г. Корлякова, А. Г. Островерхов // Мир науки, культуры, образования. – М. – 2013. – №5 (42). – С. 79-81
14. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева. – М. : «Академия», 2003. – 176 с.
15. Ландышев, С. Ю. Сущность и содержание понятия музыкальных способностей / С. Ю. Ландышев // Педагогика искусства. – М. – 2015. – №3. – С. 112-118.
16. Левашова, Т. И. Влияние танцевальной деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста / Т. И. Левашова // Наука и образование: новое время. – М. – 2016. – № 5 (16). – С. 605-609
17. Льговская, А. В. Некоторые особенности ритмического воспитания дошкольников / А. В. Льговская // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – М. – 2013. – № 34. – С. 164-168.
18. Матвеева, И. В. Роль музыкально-ритмических движений в жизни дошкольников / И. В. Матвеева // Обучение и воспитание: методики и практика. – М. – 2013. – № 7. – С. 233-238
19. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М. : Педагогика, 2005. – 276 с.
20. Национальный правовой Интернет–портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.– Минск, 2005.– Режим доступа: http://www.pravo.by/.
21. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М. : Наука, 2003. – 379 с.
22. Тимченко, О. В. Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкально-ритмическую деятельность / О. В. Тимченко // Педагогика и современность. – М. – 2014. – Т. 2. – № 2. – С. 66-69.
23. Харитонова, А. В. Музыкально-дидактические игры / А. В. Харитонова // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. – М. – 2016. – № 2 (41). – С. 66-70.
24. Эльконин, Д.Б. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 1995. – 280 с.
25. Учебная программа дошкольного образования. — Минск : НИО, 2019.— 479 с.