Глава 1 Теоретические аспекты формирования социальной компетенции детей дошкольного возраста
1.1 Формирования социальной компетенции детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
1.2 Образовательное пространство УДО как фактор социализации детей дошкольного возраста
1.3 Диалог со сверстниками как фактор развития социальной компетенции у детей дошкольного возраста
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Формирование социальной компетенции детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Дошкольное детство и дошкольное образование находится в самом начале жизненного и образовательного пути человека. Главная ценность современного образования – это человек со всеми его особенностями как целостной развивающейся системы. Поэтому, сохраняя самобытность и внутреннюю ценность этого периода и этого этапа образования, образовательная траектория личности в ее стоимостно-ориентированной основе должна быть направлена на формирование компетентности. В мировой образовательной практике центральным узлом выступает понятие компетенции, поскольку компетенция, во–первых, сочетает в себе интеллектуальную составляющую образования, во–вторых, понятие социальной компетенции основывается на идеологии интерпретации содержания образования, формируемого «из результата», в–третьих, социальная компетенция носит интегративный характер, поскольку включает в себя ряд однородных или родственных навыков и знаний, относящихся к широкому кругу культур и видов деятельности.
Однако следует отметить, что одни авторы рассматривают компетенцию в целом, в то время как другие выделяют ее элементы, часто относящиеся к компетенции или компетенциям. [5, c. 44].
Формирование социальной компетентности должно стать одним из приоритетных направлений компетентностного подхода в образовании. Это один из компонентов процесса социализации, в котором человек участвует на протяжении всей своей жизни. Рассмотрен вопрос формирования социальной компетентности ребенка, представленный в связи с решением межличностных проблем. Давайте представим краткий обзор основных определений социальной компетентности. Давайте сосредоточимся на некоторых наиболее распространенных из этих определений.
По словам И. А. Кудаевой, социальная компетентность – это «понимание отношения «я» – общества, умение правильно выбирать социальные ориентиры, умение организовывать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами».
1.2 Образовательное пространство УДО как фактор социализации детей дошкольного возраста
Ассимиляция этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающей среде – это социальное развитие ребенка, которое охватывает все аспекты его жизнедеятельности в детском саду.
Поэтому важно, чтобы педагог помнил, что этот процесс длительный, сложный и многогранный: развитие интеллекта, чувств и нравственных основ личности решается комплексно и требует от педагога не только мастерства, но и собственного опыта и выраженного отношения, ведь рассказ тьютора о доброте, красоте, примерах взаимопомощи, играющих моральные ситуации с плохим или безразличным настроением вряд ли вызовет у него чувство реакции и формирование соответствующего отношения. Это наша ответственность перед ребенком [8, c, 29].
Воспитатель – это человек, идущий рядом с ребенком и ведущий его в большой мир, это ближайший человек в детском саду. При организации условия для формирования у детей социальной компетентности учреждение образования использует следующие принципы:
- принцип комплексного и согласованного воздействия – он предполагает сотрудничество социального педагога, воспитателей, родителей в процессе социализации ребенка;
- принцип социальной адаптации – включает формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения;
- принцип многоаспектности подразумевает сочетание различных направлений деятельности по формированию социальной компетенции дошкольников;
- принцип последовательности предусматривает, что цели и задачи должны быть разделены на общие стратегические и частные (этапные), т.е. не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой кампании;
1.3 Диалог со сверстниками как фактор развития социальной компетенции у детей дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту психофизические, личностные достижения развития, относительная автономность и самостоятельность ребенка в поведении, решении элементарных бытовых проблем, организация доступной деятельности (игровой, художественной, познавательной), характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми свидетельствуют о становлении определенного уровня социальной компетентности (социальной зрелости).
В исследованиях, посвященных данной проблеме, выделяется, как правило, несколько ее сторон:
• мотивационная (потребность в общении и одобрении взрослых и сверстников),
• когнитивная (осведомленность в области взаимоотношений людей в социуме, осознание собственной индивидуальности),
• поведенческая (эффективное взаимодействие со средой)
• и эмоциональнооценочная (умение понимать и адекватно выражать свои эмоции и чувства, понимать чувства и эмоции других людей).
Более того, в период среднего и старшего дошкольного возраста, как известно, возникает так называемое «детское общество». Это первая социальная среда равных, где ребенок вступает в диалог с ровесниками, учится уважать себя, уважая другого. При этом важно, что детское общество возникает вполне закономерно: не потому, что формально большинство детей включается в группу детского сада, а потому, что так хочет ребенок, ему интересен сверстник, ему важно завоевать симпатию сверстника.
В условиях социального взаимодействия ребенок одновременно стремится реализовать две основные потребности, вступающие в очевидное противоречие между собой: общаясь со взрослыми, он хочет быть независимым от него, но в то же время подражать, притязая на его признание; в среде сверстников – хочет дружить с детьми и быть принятым ими, сохранив при этом свою самостоятельность и автономность.
В первом случае взрослый выступает в качестве серьезной гарантии того, что противоречие будет разрешено. В обществе же сверстников этот процесс более сложен, часто ребенку самостоятельно приходится искать пути решения возникших проблем, а это перспектива становления его социальной компетентности.
1. Авдеев, В. М. Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей Текст. / В. М. Авдеев // Социально–гуманитарные знания. 2016. – № 6. – С. 235–240.
2. Белкина, В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками. / В.Н. Белкина. – М. : Юрайт, 2018. – 171 с.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.; Воронеж, 2015. – 349 с.
4. Газман, О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман // Новые ценности образования. Вып. 2. Содержание гуманистического образования. – М., 2016. – С. 19.
5. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ» – М.: Айрис–пресс, 2016
6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно–целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя // М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2017. – 35 с.
7. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2018. –№5. С. 34.
8. Кирьянова, Р. А. Принципы построения предметно–развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова//Дошкольная педагогика. – 2016. – №1. – С. 27–30.
9. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений / Я. Л. Коломинский. – Минск: Народная асвета, 1984. – 239 с.
10. Кон, И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студентов вузов обучающимся по психологии и пед. спец. / И. С. Кон. – М.: Academia, 2003. –334 c.
11. Краснова, О. В. Особенности современной среды воспитания: к обоснованию информационного подхода в воспитании [Электронный ресурс] / О.В. Краснова // www.scholar.ru/tag.
12. Крылова, И. Предметная среда как пространство социального развития детей раннего возраста /И. Крылова // Дошкольное воспитание. – 2016. – N 9. – С. 28–29
13. Кудаева И. А. Освоение социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе / И. А. Кудаева: Дис. канд. пед. наук: Саранск, 2017. – 268 c.
14. Куницына В. Н. Межличностное общение. Учебник для вузов / В. Н. Куницына. – СПб.: Питер, 2018. – 544 с.
15. Леонтьев, А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. /А. Н. Леонтьев. – М.; Л., 2015. – С. 4 – 15.
16. Монтессори, М. Дом ребенка: метод научной педагогики. М.Монтессори. – М.: Астрель, 2016.– 269 с
17. Монтессори, М. Мой метод: начальное обучение. / М. Монтессори. –М.: Астрель, 2016.– 349 с
18. Реан, А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. /А. А. Реан. – СПб, Питер, 2017. – 416 с.
19. Репина, Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. / Т.А. Репина – М. : Просвещение, 1988. – 230 с.
20. Социально–личностное развитие и воспитание дошкольников // под ред. Бабуновой Т. М. – Магнитогорск, МаГУ, 2015.
21. Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада / Г. Степанова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 10. – С. 29–40.
22. Трубайчук, Л. В. Дошкольное детство как развивающийся социокультурный феномен: монография //Л. В. Трубайчук. – Челябинск, 2016. –153 с.
23. Фаусек. Ю. И. Детский сад Монтессори / Ю. И. Фаусек. – М.: Карапуз–Дидактика, 2017. – 240 с.