ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
1.1. Понятие «образ» и «персонаж» в лингвистике и литературоведении
1.2. Понятие стилистического приема и его виды
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ГЕРОЕВ В РОМАНЕ ГРЭМА ГРИНА “THE COMEDIANS”
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современный этап развития лингвистической мысли характеризуется повышенным интересом учёных к проблематике, связанной с изучением текста, как самостоятельного объекта исследования.
Каждая гуманитарная дисциплина рассматривает художественный текст под собственным углом зрения. В современной лингвистической науке художественный текст, как правило, рассматривается с позиций лингвистики текста и лингвостилистики.
Одной из основных характеристик художественного текста является его абсолютный антропоцентрический характер, заключающийся в том, что в любом художественном произведении основным предметом изображения является человек, вернее, персонаж. Образ персонажа является центральным для художественного произведения.
Читая художественные произведения, мы в первую очередь обращаем внимание на его главных действующих лиц – на образы людей.
Образность – это не только основная черта художественного произведения. Как отмечает И.B. Арнольд, образы передают читателю то особое видение мира, заключенное в тексте, присущее лирическому герою, автору или его персонажу и характеризует их. Поэтому образы играют одну из важных ролей в разработке характеристик персонажей, идей и тем произведения, и при интерпретации текста они рассматриваются как центральные элементы в структуре целого [1, c. 115]. В ходе интерпретации художественного текста образы принято рассматривать как ключевые элементы его структуры.
Образ, образность, художественность являются предметом многочисленных исследований как в нашей стране, так и за рубежом. Художественный образ - одна из самых многогранных и сложных литературоведческих и философских категорий, которая используется в работах, относящихся к ведению разных наук, причем в каждом случае меняется ракурс рассмотрения, понимание и определение понятия «образ».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
1.1. Понятие «образ» и «персонаж» в лингвистике и литературоведении
Образ является емким и смежным понятием для таких научных областей как литературоведение, лингвистика, философия, эстетика, искусствоведение, психология и прочие, причем, значения данного термина важно разграничивать в данных областях знания.
Для примера, в психологии образом называется невербальное отображение реальности, в эстетике, основанной на философских учениях Г.B. Гегеля, образ понимается как «такое чувственное воплощение идеи, при котором разрешается противоречие между действительным и идеальным, общим и индивидуальным, в результате чего изображение становится «чище» и очевиднее, чем в реальной жизни» [6].
Понятие «художественный образ», в отличие от понятия «образ» – более узкое, поскольку оно «обобщает значимые для автора стороны жизни с целью ее ценностного осмысления» [18, c. 257]. То есть, художественный образ отражает авторское индивидуально-значимое восприятие окружающей действительности.
З.H. Бакалова отмечает емкость и разносторонность понятия «художественный образ», рассматривая художественный текст как единое содержательное пространство, где она выделяет три основных уровня: информативный (денотативный), понятийный (концептуальный) и экспрессивный. При этом она обращает внимание на то, что художественный образ обобщает данные уровни как в содержательном, так и в формальном аспектах. Эти уровни составляют единый художественный образ, «поскольку последний заключает в себе помимо информации о нем (денотативная сфера), миропонимание автора (концептуальная, логическая сфера), его мироощущение (чувства) и мироотношение (оценки), а это уже экспрессивная сфера и, наконец, мировыражение, то есть язык, способный адекватно выразить все сказанное выше» [2, c. 48].
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ГЕРОЕВ В РОМАНЕ ГРЭМА ГРИНА “THE COMEDIANS”
Языковые средства в романе представляются не просто как средства изобразительности, но и как способ мышления, способ мировосприятия для Грэма Грина. Все ситуации и персонажи, представленные в его романе “The Comedians”, являются мнимыми. Преломляясь в его творческом сознании, образы, описываемые Грэмом Грином в романе зачастую приобретают оценочность и выливаются в необычно красочные иронически, неодобрительно или презрительно окрашенные языковые единицы; эти образы буквально врезаются в память и заставляют работать воображение читателя. Тропы помогают Грэму Грину глубже передать заложенный им в ситуацию подтекст и собственную оценку изображаемого.
Языковой материал был отобран при помощи метода сплошной выборки. Общее количество проанализированных единиц – 128.
СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ВНЕШНЕГО ОБРАЗА ПЕРСОНАЖЕЙ
Все то, что заключает в себе информацию о внешнем образе персонажей, а именно предметы одежды, манеры поведения, описание черт лица вызывают особенный интерес у читателей. В ходе чтения людям свойственно воссоздавать образы персонажей литературы посредством воображения, чему весьма ярко способствуют языковые средства – они более тонко могут передавать определенные характеристики персонажей, что способствует более точному воспроизведению персонажа.
Информация о внешности персонажа может быть выражена различными средствами в художественном тексте. Для характеристик внешности героя более частотно используются разнообразные языковые средства. Наиболее выразительными и употребляемыми являются такие тропы, как сравнение, метафора, эпитет, метонимия, которые содержат в себе информацию о внешности и предметах одежды персонажей произведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы провели исследование, цель которого заключалась в изучении стилистических средств создания прямой характеристики персонажа в произведениях английской литературы.
Анализ научной литературы по теме исследования показал, что образ персонажа в произведениях может быть оформлен при помощи многообразных художественных средств. В его создании могут в той или иной степени участвовать единицы всех языковых уровней. Стилистические приемы могут передавать положительные и отрицательные эмоции, содержать оценку, могут быть использованы для передачи авторского отношения, иронии и создания художественных образов.
При исследовании языкового материала, источником для которого послужил роман Грэма Грина «Комедианты», мы пришли к выводу о том, что чаще всего автор прибегает к использованию сравнения. Анализ случаев употребления данного тропа показал, что сравнения характеризуются метафоричностью и образностью, и очень тесно связаны с таким тропом, как метафора.
Лингвистические средства в романе можно рассматривать не только как способы изобразительности образов, но и как способ мышления, способ мировосприятия для Г. Грина. Все ситуации и персонажи, представленные в его романе "Комедианты", являются мнимыми. Преломляясь в творческом сознании, образы, описываемые Грэмом Грином в романе зачастую приобретают оценочность и выливаются в необычно, неодобрительно или презрительно окрашенные языковые единицы; эти образы буквально врезаются в память и заставляют работать воображение читателя. Тропы помогают Грэму Грину глубже передать заложенный им в ситуацию подтекст и собственную оценку изображаемого.
1. Арнольд, И.B. Стилистика. Современный английский язык : учебник для вузов / И.B. Арнольд. – M.: «Просвещение», 2002. – 384 c.
2. Бакалова, З.H. Функционально-коммуникативный аспект языковых единиц художественного текста / З.H. Бакалова // История. Филология. – 2007 – №49. – C. 48-49.
3. Болотнова, H.C. Филологический анализ текста / H.C. Болотнова. – 3-е изд., испр. И доп. – M.: Флинта: Наука, 2007. — 520 c.
4. Волков, И.Ф. Теория литературы / И.Ф. Волков. – M.: «Просвещение», 1995. – 256 c.
5. Гальперин, И.P. Текст как объект лингвистического исследования / И.P. Гальперин. – M.: Наука, 1981. – 325 c.
6. Гегель, Г.B. Соч.: Т. 14. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kodges.ru/nauka/obrazovanie/115205-gegel-g.v.f.-sochineniya.-tom-1-14.html
7. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое/ Л.Я. Гинзбург. – M.: 1979. – 222 c.
8. Домашнев, А.И. Интерпретация художественного текста / А.И. Домашнев. – М.: «Просвещение», 1989. – 204 c.
9. Есин, A.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / A.Б. Есин. – M.: Дрофа, 2000. – 248 c.
10. Ефимов A.E. Стилистика художественной речи / A.E. Ефимов. – M.: Издательство МГУ, 1957. – 448 c.
11. Кормилов, C.И. Основные понятия теории литературы: Литературное произведение / C. И. Кормилов. – M.: Москва, 2002. – 111 c.
12. Мещеряков, B.П. Основы литературоведения / B.П. Мещеряков. – M.: Дрофа, 2003. – 372 c.
13. Назаренко, B.Ю. Еще раз о языке искусства / B.Ю. Назаренко. // Вопросы литературы. – 1959. – № 10. – C. 57-71.
14. Палиевский, П.B. Литература и теория / П.B. Палиевский. – M.: Сов. Россия, 1979. – 287 c.
15. Потебня, A.A. Эстетика и поэтика / A.A. Потебня. – M.: Искусство, 1976. – 614 c.
16. Скребнев, Ю.M. Основы стилистики английского языка / Ю.M. Скребнев. – M.: Искусство, 2000. – 267 c.
17. Тимофеев, Л.И., Тураев, C.B. Словарь литературоведческих терминов / Под общ. ред. Л.И. Тимофеева. – M.: Москва, 2012. – 230 c.
18. Хализев, B.E. Теория литературы / B.E. Хализев. — M.: «Академия», 2009. — 432 c.
19. Щемелева, Л.M. Лермонтовская энциклопедия / Л.M. Щемелева. – M.: Искусство, 1976. – 487 c.
20. Greene G. The Comedians. NY.: Penguin Classics, 2005. – 320 р.