ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ СЕМЬЯМИ
1.1 Социально психологическая характеристика находящейся в социально опасном положении семьи
1.2 Возможности индивидуального подхода в деятельности социального педагога в работе с находящимися в социально опасном положении семьями
1.3 Формы реализации индивидуального подхода в деятельности социального педагога
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ СА НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ СЕМЬЯМИ
2.1 Характеристика контингента находящихся в социально опасном положении семей на примере ГУО «Дубненская средняя школа»
2.2 Реализация индивидуального подхода в деятельности социального педагога в работе с находящимися в социально опасном положении семьями на примере ГУО «Дубненская средняя школа»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Индивидуальный подход является важным психолого-педагогическим принципом, согласно которому в воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуальный подход необходим по двум причинам: во-первых, он обеспечивает личностную уникальность в развитии ребенка и дает возможность максимально проявить все способности ребенка; во-вторых, без учета индивидуальных особенностей ребенка любое педагогическое воздействие на ребенка может оказать на него воздействие, которое не является тем, что было задумано, по причине того, что характер и эффективность воздействия определяются не только объективными компонентами ребенка, но и тем, как он им воспринимается.
Индивидуальный подход в процессе воспитания – это осуществление педагогического процесса с учетом субъективной жизненной позиции учащихся, которая устанавливается психофизиологическими и социальными особенностями личностного развития учащихся или с учетом того, что И.П. Павлов назвал «индивидуальным темпом» человеческой деятельности [21, с. 243]. А.С. Макаренко подчеркнул, что полноценное развитие человека не может быть достигнуто до тех пор, пока ему не будут предоставлены возможности для развития его способностей, сохранения индивидуальности, если не будет педагогического подхода к уникальной значимости личности [12, с. 6].
Человек становится личностью в процессе социализации, т. е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ СЕМЬЯМИ
1.1 Социально психологическая характеристика находящейся в социально опасном положении семьи
Традиционно семья рассматривается как самый важный институт социализации. Именно в семье происходит первичная социализация, формируется система норм и моделей поведения, формируются основные ценностные ориентации индивида, формируется его психологическое самочувствие. Социализация – это процесс и результат усвоения ребенком уже установленных и сформированных социальных норм, ценностей и моделей поведения в обществе.
Согласно новому постановлению социально-опасное положение рассматривается как «…среда, в которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка, не осуществляется контроль за его поведением и образом жизни, а родители ведут аморальный образ жизни, что подвергает опасности жизнь и здоровье ребенка, т.е. он находится в трудной жизненной ситуации. Существуют только три критерия социально опасного положения детей:
– родители не удовлетворяют основные жизненные потребности своего ребенка;
– родители не осуществляют надзор за поведением и образом жизни ребенка, в результате чего ребенок совершает действия, содержащие признаки административного правонарушения или преступления;
– родители ведут аморальный образ жизни, который оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют его правами или жестоко с ним обращаются, в связи с чем существует опасность для жизни или здоровья ребенка…» [11].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ СА НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ СЕМЬЯМИ
2.1 Характеристика контингента находящихся в социально опасном положении семей на примере ГУО «Дубненская средняя школа»
Целью работы на данном этапе является провести эмпирическое исследование психологических особенностей контингента находящихся в социально опасном положении семей на примере ГУО «Дубненская средняя школа».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 6 учеников в возрасте13-15 лет, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении. Все семьи, принимавшие участие в данном исследовании, находятся в социально-опасном положении по причине алкоголизма родителей.
Для проведения эмпирического исследования, использовались следующие диагностические методики:
1. Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан;
2. Опросник агрессивности Басса-Дарки.
Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан [19]. Настоящая шкала тревожности была разработана А.М. Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний. Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно.
Шкалы методики:
– школьная тревожность;
– самооценочная тревожность;
– межличностная тревожность;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально опасное положение – это обстановка, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка, не обеспечивается надзор за его поведением и образом жизни, родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем имеет место опасность для жизни и здоровья ребенка, т.е. он находится в трудной жизненной ситуации. Это семья, в которой нарушена структура, обесценивается выполнение семейных функций, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, что способствует появлению детей с нарушениями в поведении.
Индивидуальный подход в деятельности социального педагога в работе с находящимися в социально-опасном положении семьями дает возможность: обеспечивать связь образовательного учреждения с семьей; устанавливать контакт с родителями обучающихся; консультировать родителей по вопросам воспитания и обучения детей; организовывать в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося; изучать индивидуальные особенности обучающихся и их динамику; изучать и анализировать степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения; контролировать посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося; анализировать условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории; отвечать за ведение документации.
К основным формам и методам реализации индивидуального подхода в деятельности социального педагога в работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении относятся: социальный патронаж, индивидуальные консультативные беседы, социально-педагогический мониторинг, обучение и т. д.
1. Беззубик, К. В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы : учеб. пособие / К. В. Беззубик. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 368 с.
2. Битянова, М. Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. – М. :Эксмо, 2002. – 384 с.
3. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению внешних образцов педагогического искусства) / Ю. В. Громыко. – Минск, 2000. – 376 с.
4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – Ростов н/Д : Феникс, 2003.– 480 с.
5. Иванова, К. Г. Основные подходы к организации социальной работы / К. Г. Иванова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 50–53.
6. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2004. – 701 с.
7. Кравченко, А. И. Социальная работа : учебник /А. И. Кравченко. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 316 с.
8. Кузнецова, Л. П. Основные технологии социальной работы / Л. П. Кузнецова. – Владивосток : Свет, 2017. – 465 с.
9. Кулебякин, Е. В. Психология социальной работы / Е. В. Кулебякин. – Владивосток : Изд-во Дальневосточного ун-та, 2014. – 87 с.
10. Курбатов, В. И. Социальная работа / В. И. Курбатов. – М. : Дашков и К, 201. – 520 с.
11. Лузина, Л. М. Образование как особый способ бытия ребенка / Л. М. Лузина // Школьные технологии. – 2008. – № 2. – С. 7.
12. Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. – М. : Изд-во политической литературы, 1990. – 416 с.
13. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога: учебное пособие / Р. В. Овчарова. – М. : Гардарики, 2014. – 521 с.
14. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие / под ред. М. А. Зязюна. – М. : Просвещение, 1989. – 443 с.
15. Павлов, И. П. Технологии социальной работы с различными группами населения / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. – М. : ИНФРА–М, 2009. – 272 с.
16. Сиротюк, А. Природосообразность обучения: дифференцированный или холистический подходы? / А. Сиротюк // Народное образование. – 2005. – № 1. – С. 117–123.
17. Социальная дезадаптация, нарушение поведения у детей и подростков / под ред. Н. В. Востриковой – М. : Гардарики, 2006.– 134 с.
18. Социальная педагогика / под общ.ред. М. А. Галагузовой. – М. : ВЛАДОС, 2015. – 445 с.
19. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2003 – 544 с.
20. Тарантей, В. П. Индивидуально-типологический подход в образовательном пространстве / В. П. Тарантей / Повышение эффективности практической подготовленности будущего учителя к профессиональной деятельности: материалы Респ. научн. – практ. конф. г. Минск, 23 нояб. 2012 г. / ред. кол. А. И. Андарало, И. И. Цыркун, З. С. Курбыко (отв. ред.) и др. – Минск : БГПУ, 2013. – 440 с.
21. Тарантей, В. П. Персоналистическая педагогика / В. П. Тарантей // Педагогическая мысль в современной Польше: монография. – Гродно : ГрГУ, 2009. – С. 20–28.
22. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельно¬сти : учеб. пособие / О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 361 с.
23. Технологии социальной работы : учебник / Т. В. Шелег [и др.]; под общ. ред. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 399 с.
24. Шелег, Т. В. Современная семья и социальная работа / Т. В. Шелег. – М. : ВЛАДОС, 2009. – 254 с.
25. Щуркова, Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н. Е. Щуркова. – М. : Педагогический поиск, 1997. – 78 с.