ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Временные представления: сущность понятия, особенности, классификация
1.2 Особенности формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Дидактических игры как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО–ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Выявление уровня сформированности временных представлений у старших дошкольников
2.2 Комплекс дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Динамика развития уровня сформированности временных представлений у старших дошкольников
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос времени очень актуален в современном мире. Наша жизнь характеризуется беспрецедентной скоростью, внезапными изменениями в темпе и нехваткой времени. Время – регулятор нашей деятельности. Так как никакая деятельность невозможна без восприятия времени.
Временные представления – представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Время, наряду с пространством, является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающего мира. Восприятие и понимание времени как системный процесс связан с формированием и функционированием специфической функциональной системы субъективного отражения метрических (длительности и одновременности) и топологических свойств (одномерности, непрерывности, последовательности и однонаправленности) объективного времени.
По аналогии с общей природой отражения окружающей среды пространственно–временные отражения проявляются в двух основных формах, которые являются одновременно стадиями познания: непосредственной (чувственно–образной) и опосредованной (логико–понятийной). Таким образом, на перцептивной основе рефлексии и ориентации времени ребенок начинает развивать высшую форму ориентации и рефлексии времени – «логико–концептуальную».
Окружающая среда ребенка богата разнообразной пространственно–временной информацией, которая выражается в пространственно–временных стандартах (эталонах). Временные стандарты – это системы понятий и значений временных атрибутов, зафиксированных в социальном опыте.
Слежение за течением времени во время занятий, своевременное распределение времени, ускорение или замедление темпов работы, мудрое использование времени – эти навыки используются каждый день, и поэтому их приобретение необходимо воспитанникам для адаптации в их повседневной жизни и профессиональной деятельности.
В дошкольные годы становится важным научиться ориентироваться во времени: определять временные отрезки и их порядок, правильно отмечать их в речи, чувствовать длительность времени, менять ритм и ритм действий в зависимости от длительности времени. Способность своевременно регулировать и планировать деятельность закладывает основу для развития таких личностных качеств, как организованность, сосредоточенность, целеустремленность и точность, которые необходимы ребенку для обучения в школе и в повседневной жизни.
Исследования процесса формирования у ребенка представлений о времени проводились как за рубежом (П. Жане, Ж. Пиаже, Н.И. Фрейлах, П. Фресс и др.), так и в отечественной педагогике (К.А. Абульханова–Славская, Е.А. Головаха, А.А. Кроник, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова, Д.Г. Элькин и др.), однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Временные представления: сущность понятия, особенности, классификация
Мир вокруг нас существует во времени. Время, как и пространство, является универсальной формой материального существования. Отсюда следует, что временные характеристики явлений – их длительность, частота, ритм и т.д. – универсально применимы к описанию любого природного процесса. Любой процесс может быть охарактеризован своей временной структурой, с определенной «канвой» времени. Мы можем абстрагировать временные особенности от содержания предмета, точно так же, как мы абстрагируем материальные характеристики какого–то предмета от его материальных особенностей, его качества, его цвета, когда мы изучаем его форму [31, c. 23].
Переворот в понимании понятия «время» в истории развития естествознания произошел благодаря И. Ньютона. «Объективное ньютоновское время» предполагает видеть время как линию равных частей или точек, как это делает естествознание (физика). Ньютоновская концепция абсолютного времени выработала три основные характеристики времени:
1) последовательность, характеризующая непрерывное существование одного явления, события, за другим;
2) длительность, определяемая как продолжительность, протяженность одного события во времени;
3) синхронность, понимаемая в двух значениях, как состояние взаимосвязанных явлений, их системы в определенный момент развития и как осуществление различных состояний одновременно, совпадение их во времени [9].
Проблема человеческого восприятия времени привлекает внимание ученых на протяжении многих лет. Еще И. Кант указывал, что время относится только к воспринимающему, а не к вещам в себе [12, c. 36].
По мнению С.Л. Рубинштейна, в восприятии времени различают: 1) прямое восприятие времени, которое составляет его перцепционную основу и регулируется в первую очередь висцеральной чувствительностью, и 2) собственно восприятие времени, которое развивается на этой перцептивно–органической основе [24, c. 12].
Как и в любом познании, основой является сенсорное восприятие времени. Специализированного анализатора времени не существует. Различные свойства времени отражаются в определенной комбинации анализаторов, любой из которых играет доминирующую роль [31, c. 29]. В рамках развития физиологии И.М. Сеченов обнаружил доминирующую роль моторных анализаторов в восприятии и оценке временных интервалов, что стало поворотным моментом в изучении восприятия времени. По мнению ученого, «только звук и мышечное ощущение дают человеку представления о времени, притом не всем своим содержанием, а лишь одною стороною, тягучестью звука и тягучестью мышечного чувства» [28].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО–ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Выявление уровня сформированности временных представлений у старших дошкольников
С целью выявления эффективности использования дидактических игр в процессе формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста нами была организована опытно–поисковая работа.
Опытно–поисковая работа проводилась на базе …
В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста, из них 8 девочек и 7 мальчиков. Возраст детей – 5–6 лет.
В соответствии с традиционной логикой исследования опытно–поисковая работа включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На первом этапе исследования использовалась диагностическая методика, разработанная И.К. Куроптевой, Г.Г. Хазиевой [21].
Методика ориентирована на детей старшего дошкольного возраста и предполагает выявление уровня сформированности у них следующих представлений: о временах года, частях суток, днях недели, понятиях «вчера / сегодня / завтра».
«Времена года»
Назначение методики: оценка общей осведомленности ребенка о временах года с указанием их признаков и последовательности.
«Время суток»
Назначение методики: оценка общей осведомленности ребенка о времени суток с указанием их признаков и последовательности.
«Дни недели»
Назначение методики: оценка общей осведомленности ребенка о днях недели с указанием их последовательности.
«Вчера, сегодня, завтра»
Назначение методики: соотнесение понятий «вчера», «сегодня», «завтра» по отношению к настоящему времени, определение временной последовательности и закономерности каких–либо действий и событий.
Полное содержание методики представлено в приложении 1.
Набранные ребенком за каждый блок баллы суммируются, что позволяет определить уровень сформированности представлений о времени:
15–20 – высокий уровень.
10–15 – средний уровень.
5–10 – низкий уровень.
Диагностическое обследование детей проводилось индивидуально, занимая не более 25–30 минут. Обследование проходило в спокойной обстановке, воспитатель находился рядом с ребенком, за спиной у ребенка никого не было. Не допускались подсказки, кроме тех, которые были предусмотрены диагностической процедурой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Время указывает на непрерывное изменение явлений и состояний материальных объектов, продолжительность их существования; оно является основой регулирования и планирования жизни и повседневной деятельности людей. Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей происходят во времени, их представление о жизни и деятельности возникает относительно поздно. Это связано с особенностями времени: текучестью, необратимостью, отсутствием визуальных форм, относительностью языковых символов времени. В то же время, при целенаправленной педагогической работе, дошкольникам удается не только узнать названия различных общих промежутков времени, но и их порядок и взаимосвязь, научиться использовать их в практической и интеллектуальной деятельности.
Важнейшим средством формирования представлений о времени является дидактическая игра, в которой создаются благоприятные условия не только для закрепления и совершенствования знаний ребенка, но и для развития познавательных процессов, мыслительных операций, речи, произвольности и т.д. Однако в педагогической практике количество разработанных дидактических игр, способствующих формированию временных представлений детей старшего школьного возраста, весьма ограничено. Это связано с тем, что дидактическая игра характеризуется дидактическими и игровыми заданиями, игровыми действиями и правилами, а также результатами; она характеризуется отношениями сотрудничества между учителем и ребенком. Отсутствие той или иной существенной особенности игры превращает ее в дидактическое упражнение.
Эти результаты легли в основу опытно–поисковой работы по изучению потенциала дидактической игры в формировании временных представлений детей дошкольного возраста в старших классах.
С целью выявления эффективности использования дидактических игр в процессе формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста нами была организована опытно-поисковая работа. В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста, из них 8 девочек и 7 мальчиков. Возраст детей – 5–6 лет.
В ходе диагностики было выявлено что: детей с высоким уровнем сформированности представлений о времени было выявлено только 27% (4 ребенка). Детей имеющих средний уровень сформированности представлений о времени было выявлено 40% (6 человек). Низкий уровень сформированности представлений о времени был выявлен у 33% (5 человек) детей старшего дошкольного возраста.
С целью повышения уровня сформированности у детей представлений о времени был разработан комплекс дидактических игр и упражнений, направленный на формирование у детей представлений о времени, а именно: о времени года, частях суток, днях недели, а также понятиях «вчера / сегодня / завтра».
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П.Аникеева. –М.: Просвещение, 1999.
2. Блехер Ф.Н. Дидактические игры / Ф.Н. Блехер. – М.: Просвещение, 1964.
3. Болотина Л.Р. Игра в жизни дошкольника / под ред. Л.Р. Болотиной, Т.С.Комаровой, С.П.Баранова // Дошкольная педагогика: Учебное пособие.– М.: Академия, 1998.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К.Бондаренко. – 2–е изд. – М.: Просвещение, 1991.
5. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / под ред. Т.С.Будько; Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина. – Брест: БрГУ, 2006.
6. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста: книга для воспитателей / Е.Н.Водовозова.– СПб, 1913.
7. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка. / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6.
8. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.– СПб.: Питер, 2013.
9. Звонова Е.В. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста Электронный ресурс] / Е.В. Звонова // Вестник Российского нового университета. – 2011. – № 1. – С. 113–118. – Режим доступа : http://rosnou.ru/pub/022_fam/important/vestnik_journal/1_2011.pdf
10. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ / В.А.Зебзеева. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
11. Казаручик Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников / Г.Н.Казаручик. – Мозырь, 2005.
12. Кант И. Критика чистого разума / И.Кант – М.: Мысль, 1994.
13. Катекова Г. Дидактическая игра как средство развития и метод экологического образования дошкольников / Г. Катекова, А. Дулатова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.
14. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974
15. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И.Лисина – М.: Институт практической психологии, 1997.
16. Логинова В.И. Дошкольная педагогика. Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду / под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой.– 2–е изд.– М.: Просвещение, 1988.
17. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис – М., 2006.
18. Метлина Л.С. Математика в детском саду / Л.С. Метлина. – М.: Просвещение, 1984.
19. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей / Р.М. Миронова. – Минск: Народное образование, 1999.
20. Михайлова З.А. Теории и технологи математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
21. Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – 2–е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981.
22. Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман – М.: Просвещение. – 1991.
23. Романова О.Ю. Режим дня в разных возрастных группах ДОУ / О.Ю.Романова // Старший воспитатель. – 2011. – № 12. – С. 16–24.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб., 2003.
25. Рысбаева А. Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников / А.Рысбаева, Г.А.Рысбаева // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5–1.
26. Рысьева Т.Г. К вопросу о классификации дидактических игр // Подготовка и повышение квалификации пед. кадров: проблемы, опыт, перспективы / Т.Г.Рысьева // Сб. научн.тр., вып. 2. – М.: Сигнал, 1999.
27. Салмина Н.Г. Программа формирования начальных математических понятий и опыт ее реализации в практике обучения / Н.Г.Салмина // Вестн. моск. ун-та. – Сер. 14. – Психология. – 2012. – № 4.
28. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга / И.М.Сеченов // Избранные произведения. – М.: Гос. издат. мед. лит–ры, 1952. – Т.1
29. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982
30. Степанова О.А. Методика игры с коррекционно–развивающими технологиями: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. О.А.Степановой, М.Э.Вайнер, Н.Я.Чутко. – М.: Академия, 2003.]
31. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А.Столяр – М.: Просвещение, 1988.
32. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И.Удальцова. – Минск, 1976.
33. Усова А. П. Обучение в детском саду / под ред. А. В. Запорожца. – М., Просвещение, 1981.
34. Худенко Е.Д. Как научить ребенка думать и говорить / под ред. Е.Д.Худенко, Т.С.Мельниковой, С.Н.Шаховской. – М.: Просвещение,1991.
35. Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени / Р.Чуднова // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 7. – №1. – С. 24–29.
36. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд–ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / Е.И.Щербакова. – 2–е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.