ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1.1 Современные инновационные технологии как фактор учебного процесса на уроках музыки
1.2 Методические особенности применения инновационных технологий на музыкальных занятиях
1.3 Характеристика компьютерных музыкальных программ и их релевантного использования на уроках музыки
ГЛАВА 2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1 Восприятия как интегрирующий вид деятельности
2.2 Принцип целостности
2.3 Принцип тематизма
2.4 Принцип образности
2.5 Апробация урока музыки в 3 классе с использованием средств мультимедиа на тему «Темповое развитие музыки»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время деятельность современной школы направлена на решение актуальной проблемы – как заинтересовать учащихся в учебе, способствовать формированию многогранной личности, стремящейся к самореализации. Чтобы заинтересовать учеников, учителя все чаще используют в обучении современные педагогические технологии. Их использование и применение положительно влияет на развитие познавательной активности детей, их творческой активности, сознания, реализует условия перехода от обучения к самообразованию.
Эффективность использования педагогических технологий в образовательной деятельности на уроках музыки подтверждена исследованиями ряда авторов: И.Б. Горбуновой, И.В. Арябкиной, Э.Б. Абдуллина, Н.Н. Гришановича Ю.В. Денисенко, Е.В. Картамышевой, Ю.Н. Киселевой и других.
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство реализации новой образовательной программы. Задача современной школы постепенно трансформируется в формирование человека, который совершенствуется, умеет самостоятельно принимать решения, нести ответственность за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческий в самом широком смысле этого слова. В связи со всем перечисленным в школьном образовании происходят существенные изменения, охватывающие практически все аспекты образовательной деятельности. Необходимо было внедрить в педагогическую практику современные педагогические технологии. Педагогическая технология – это построение учебного процесса, основанное на использовании комплекса методов, приемов и форм организации учебно-воспитательной деятельности, повышающих эффективность обучения, использование которых дает четко определенный результат. Именно вышеуказанные аспекты обусловили выбор и актуальность темы исследования.
Объект исследования: педагогические технологии, а предмет – современные педагогические технологии на уроках музыки.
Цель курсовой работы: раскрыть дидактическую сущность использования современных педагогических технологий на уроках музыки. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить психолого-педагогические основания внедрения инновационных технологий в музыкальное образование.
2. Охарактеризовать дидактические принципы использования современных инновационных технологий на уроках музыки.
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1.1 Современные инновационные технологии как фактор учебного процесса на уроках музыки
В современном мире очень активно развивается технический прогресс, с каждым днем появляется все больше и больше новых технологий. Практически каждый современный человек имеет дома компьютер, мобильный телефон и умеет пользоваться фото- и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютерный или компьютерный класс. Человечество использует новые технологии в своих интересах, в том числе для обучения.
Использование современных технологий на уроках музыки возможно и необходимо, так как использование мультимедийных средств создает условия для развития инновационного мышления школьника. Кроме того, они позволяют в процессе изучения при самостоятельной работе создавать предпосылки для интеллектуального и личностного развития школьников и оптимизации учебного процесса, развития творческой компетентности школьников [5].
Сегодня существует множество различных электронных изданий, которые можно использовать в музыкальной и образовательной деятельности. Важно определить цель электронного издания с музыкальной и образовательной направленностью с точки зрения цели (образовательная, развивающая, игровая) и содержания (электронная энциклопедия, интерактивная музыкальная игра).
Их условно можно разделить на следующие группы:
1. Познавательные – энциклопедии: классическая музыка, популярная музыка, шансон, джаз, музыкальные инструменты, театр, балет и др. [10].
Преимуществом этих программ является большой объем предлагаемой информации, так что «Энциклопедия классической музыки» включает 278 статей для композиторов из всех стран, 209 музыкальных фрагментов самых известных произведений и описание их содержания, 44 музыкальных инструмента показаны в анимации и представлены с учетом сэмплов их звучания, 121 статья представит самых известных артистов мира. Авторы не преминули рассказать о десяти основных музыкальных жанрах (опера, балет, оперетта, симфония, концерт, соната, фортепианная музыка, камерная инструментальная музыка, кантаты и оратории, песни и романсы) с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками из музыкального звука. При желании вы можете воспользоваться словарем, в котором вы найдете все необходимые знания в 489 статьях.
ГЛАВА 2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1 Восприятия как интегрирующий вид деятельности
Музыка вызывает у слушателя разные чувства: радость, удивление, восторг, праздничный энтузиазм или легкую грусть. Музыкальное искусство, отражая жизнь во всем ее многообразии, расширяет кругозор ребенка, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, творчеству, доставляет эстетическое удовольствие. Воздействуя на чувства и сознание ребенка, она поощряет его активное сочувствие [4].
В связи с этим проведение уроков музыкального восприятия предусматривает: специальный подбор музыкального репертуара; использование соответствующих возрасту методов работы с ним; использование других видов музыкальной деятельности (музыкальные ритмические движения, игра в оркестре, пение); использование различных видов детского творчества, произведений искусства и изобразительного искусства (прослушивание стихов и прозы; рисование, просмотр репродукций картин, слайдов, видеороликов и т. д.). Наиболее эффективен синтез разных видов искусств, когда ребенок, воспринимая музыкальное произведение, опирается на доступные ему изобразительные искусства и художественную литературу. Визуализация, живое слово (стихи, проза) помогают ребенку раскрыть музыкально-художественный образ. Восприятие, сопереживание и сопоставление художественных образов и средств выражения этих видов искусства облегчают освоение ребенком сложного музыкального языка. Выбор музыкального репертуара основывается на принципах артистичности и доступности для детей дошкольного возраста; сочетание классической, современной музыки и фольклора. С самого начала дети получают представление о разнообразии и богатстве мира музыки, что способствует их музыкальному развитию, расширяет их художественный кругозор. Систематическое обогащение музыкальных впечатлений в процессе прослушивания музыки способствует развитию музыкального восприятия детей. Программа прослушивания музыки в детском саду определяется учебными задачами, а не учебными задачами, потому что информация, получаемая от детей, когда они воспринимают музыку, все еще очень ограничена. Основная цель этого вида деятельности - познакомить детей с музыкой, пробудить к ней интерес и любовь. В соответствии с этой целью основной воспитательной задачей музыкального восприятия является формирование исходных основ музыкальной культуры, а именно: знакомство детей с доступными их восприятию современными, классическими произведениями, а также народной музыкой, распределение их по жанрам и жанрам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные автором задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Использование современных технологий на уроках музыки возможно и необходимо, так как использование мультимедийных средств создает условия для развития инновационного мышления школьника. Они позволяют в процессе изучения при самостоятельной работе создавать предпосылки для интеллектуального и личностного развития школьников и оптимизации учебного процесса, развития творческой компетентности школьников. Сегодня существует множество различных электронных изданий, которые можно использовать в музыкальной и образовательной деятельности: энциклопедии, развивающие игры, музыкальная библиотека и др. Применяя инновационные технологии на музыкальных занятиях необходимо учитывать следующие методические особенности: проблематизация учебного материала, познавательная деятельность учащихся, связь между обучением и жизнью и организация обучения как деятельности. Компьютерные музыкальные программы можно условно разделить на следующие группы: музыкальные плееры, пение караоке-программ, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, образовательные программы и программы для импровизации, групповой музыки, сочинения музыки.
2. Восприятия как интегрирующий вид деятельности вызывает у слушателя разные чувства: радость, удивление, восторг, праздничный энтузиазм или легкую грусть. Музыка побуждает к общению, творчеству, доставляет эстетическое удовольствие. Воздействуя на чувства и сознание ребенка, она поощряет его активное сочувствие. Проведение уроков музыкального восприятия предусматривает: специальный подбор музыкального репертуара, использование соответствующих возрасту методов работы с ним, использование других видов музыкальной деятельности, различных видов детского творчества, произведений искусства и изобразительного искусства и др. Принцип целостности предполагает триединство развития ребенка: эстетическое – художественное – творческое, что соответствует способам познания мира через искусство и художественно-творческую деятельность. Принцип тематизма предусматривает определение темы, которая постепенно и последовательно становится все более сложной и все глубже раскрывается от урока к уроку. Принцип образности основан на конкретно-чувственном, образном усвоении присущей ребенку действительности, доводя его через образное видение мира до обобщений.
1. Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Музыка, 2006. – 336 с.
2. Арябкина, И.В. Актуальность применения современных технологий на музыкальных занятиях в современных условиях / И.В. Арябкина, Н.С. Курскова // Эпоха науки. – 2019. – №19. – С. 111-113.
3. Горбунова, И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании / И.Б. Горбунова // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №12. – С. 428-432.
4. Горбунова, И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового век / И.Б. Горбунова, М.С. Заливадный, Е. Хайнер // Вестник Орловского государственного университета. – 2014. – №4. – С. 99-103.
5. Горбунова, И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования / И.Б. Горбунова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – №4. – С. 95-100.
6. Горбунова, И.Б. Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества / И.Б. Горбунова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – №4. – С.145-148.
7. Горбунова, И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда / И.Б. Горбунова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2004. – №4. – С.123-138.
8. Гордиенко, Т.П. Традиционное и новаторское в уроке музыки с позиции здоровьесбережения / Т.П. Гордиенко, Ю.А. Орлова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №7. – С. 38-41.
9. Гришанович, Н.Н. Теоретические основы музыкальной педагогики / Н.Н. Гришанович. – М.: ИРИС ГРУПП, 2010. – 512 с. Королева, Т.П. Методика музыкального воспитания / Т.П. Королева. – Минск: БГПУ, 2010. – 216 с.
10. Денисенко, Ю.В. Теоретические основы применения мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе / Ю.В. Денисенко // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №2. – С. 247-250.
11. Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2014. – 190 с.
12. Картамышева, Е.В. Применение информационно-коммуникативных технологий как способ повышения творческой активности школьников на уроках музыки / Е.В. Картамышева // Вестник Костромского государственного университета. – 2015. – №21. – С. 154-156.
13. Киселева, Ю.Н. Использование музыкального компьютера в курсе «слушание музыки» / Ю.Н. Киселева // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №1. – С. 241-242.
14. Красильников, И.М. Концепция музыкального обучения на основе цифрового инструментария / И.М. Красильников. – М.: Глобус, 2008. – 212 с.
15. Красильников, И.М. Педагогика цифровых искусств – новое направление развития теории и практики музыкального образования / И.М. Красильников // Музыка и электроника. – 2013. – № 1. – С. 23-29.
16. Крючкова, А.А. О принципах развития интеллекта у детей младшего школьного возраста на уроках музыки в рамках новых стандартов / А.А. Крючкова // Молодой ученый. – 2016. – № 13. – С. 815-818.
17. Кузьмініч, М.Л. Тэарэтычныя асновы методыкі музычнай адукацыі / М.Л. Кузьмініч. – Мінск: БДПУ, 2012. – 364 с.
18. Суслова, Н.В. Профессионально ориентированный подход к определению компетентности учителя музыки в области информационно-коммуникационных технологий / Н.В. Суслова // Музыкальное искусство и образование. – 2017. – №2. – С. 162-177.
19. Суслова, Н.В. Современные технологии на уроках музыки в школе: дидактическая трансформация нотного текста / Н. В. Суслова // Урок музыки в современной школе. Методологические и методические проблемы современного музыкального образования: материалы Международной научно-практической конференции (8-9 апреля 2013 года) / ред.-сост. Б. С. Рачина. – СПб.: Перспектива, 2014. – С. 33-38.
20. Суслова, Н.В. Цифровые технологии на уроках музыки в школе / Н. В. Суслова // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». –2013. – № 2. – С. 164-172.
21. Фурсенко, Т.Ф. Творческая деятельность на уроках музыки как фундамент личностного становления обучающегося / Т.Ф. Фурсенко // Гуманитарные науки. – 2018. – №3. – С. 113-118.