Введение
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания толерантности у учащихся
1.1. Сущность и особенности толерантности как качества личности
1.2. Педагогические средства и условия воспитания толерантности у учащихся
1.3. Искусство как средство воспитания учащихся
Выводы по главе 1
Глава 2. Методическое обеспечение процесса воспитания толерантности у учащихся средствами искусства
2.1. Изучение уровня воспитанности толерантности у учащихся 1 класса
2.2. Воспитание толерантности у учащихся 1 класса средствами искусства
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Введение
Проблема нетерпимости в современном мире требует разрешения на разных уровнях формирования личности и, в частности, в школе, что отразилось в реформах, которые осуществляются в последнее десятилетие в системе образования. Изменился социальный заказ на обучение, воспитание и личностные качества выпускника. Реформы затрагивают концептуальные основы воспитательного процесса, содержание, формы, методы, технологии воспитательной деятельности, заставляют искать новые подходы к воспитанию личности молодых людей XXI в.
Так как возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в социальном воспитании, я начинаю работу по формированию толерантности уже с первого класса. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, а также художественная деятельность самого ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосознания. Это – залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям.
Нетерпимое отношение к представителям других культур через средства массовой информации, социальную среду все чаще проникает в школу. Расизм, националистические предрассудки, дискриминация становятся обычным явлением у детей. Формирование толерантности у детей является одной из важнейших задач современного общества, поскольку в условиях развития глобализационных процессов представители разных культур географически и физически становятся ближе друг к другу.
Многие ученые подчеркивают, что проблема формирования толерантности у школьников сегодня особенно актуальна (А.Г. Асмолов, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев). Но процесс формирования толерантности не стихиен – он требует создания благоприятных педагогических условий. Речь идет о воспитании у ребенка терпимости к ценностному отношению к другим людям, выражающемуся в признании, принятии и понимании других культур.
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания толерантности у учащихся
1.1. Сущность и особенности толерантности как качества личности
Термин «толерантность» происходит от латинского «tolerare» и означает «переносить, выдерживать, терпеть». Этот термин в настоящее время употребляется в разных значениях и наполняется различным психологическим содержанием. Термин «интолерантность» противопоставляется «толерантности» и основывается на убеждении в более высоком положении своего окружениям, системы взглядов, образа жизни [2, с. 8].
В современной психологической литературе термин толерантности рассматривается через понятия уважение и признания равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многообразия человеческой культуры и норм, преобладание какой-либо одной точки зрения. В таком понимании толерантность заключается в признании прав другого, восприятии окружающих людей как себе равных, претендующих на понимание и сочувствие, готовность принимать представителей других культур взаимодействовать с ними с установкой на взаимоуважение [3, с. 129].
В настоящее время не существует общепринятого определения понятия «толерантность». По мнению А.Т. Калиевой, толерантность как позитивная ценность и компонент социальной памяти расположена основе индивидуального характера, обеспечивает единство народов посредством идентификацию индивида с конкретной культурой и этносом [9, с. 240].
В своей работе Б.С. Батарчук под толерантностью понимает чувство терпимости и уважительного отношения к позиции и мнению другого человека, которое не совпадает со своим собственным. Толерантность предполагает право любого человека на свободное выражение своего мнения, равноправие людей в жизни, проявляющееся в том, что индивида, не отказываясь от собственных убеждений, одновременно относится доброжелательно к мнению окружающих [3, с. 134].
Глава 2. Методическое обеспечение процесса воспитания толерантности у учащихся средствами искусства
2.1. Изучение уровня воспитанности толерантности у учащихся 1 класса
Базой нашего исследования послужила …
В анкетировании приняли участие учащиеся 1 класса, в количестве 15 человек (5 мальчиков, 10 девочек), их родители, в количестве 15 человек и педагоги, в количестве 5 человек. Возрастная категория – 6-7 лет.
Для диагностики уровня толерантности у школьников было проведено анкетирование Я.А. Батрак «Анкеты самооценки навыков толерантного поведения школьников» и «Анкеты экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника» [4].
Обе анкеты состоят из 25 вопросов, отражающих формирование всех 5 ядерных компонентов структуры толерантности: ценностных ориентаций, эмоциональной устойчивости, коммуникативной компетентности, эмпатии и уверенности в себе.
Сами ученики ответили на вопросы анкеты самооценки. Учителя и родители выступали в качестве экспертов, оценивая ребенка по форме экспертной оценки. В большинстве случаев мнение родителей и учителей субъективно. Таким образом, результаты, полученные из опроса родителей и учителей, были обобщены, и было получено среднее арифметическое, отражающее поведение ребенка дома и в обществе, которое является наиболее объективным. Проведение диагностических методов позволило выявить 5 уровней толерантности и определить уровни формирования толерантности в исследовании.
Интерпретация результатов.
Из шкал обработки фактических экспериментальных данных, существующих в математике, были выбраны две шкалы для интерпретации полученных фактических данных: многомерная порядковая пятиуровневая шкала и номинальная шкала.
Таким образом, порядковая шкала дала нам возможность выложить результаты в баллах от 0 до 5.
Номинальная шкала позволила нам определить уровни развития определенных компонентов толерантности.
Заключение
В современной психологии выделяются следующие основные подходы к понятию толерантности: толерантность как личностная ценность и поведенческий ориентир, толерантность как терпимость, толерантность как основа и регулятивный механизм общения, толерантность как принятие, толерантность как интегральная характеристика личности. Толерантность представляет собой сложное образование, отражающее совокупность установок и толерантных действий личности, проявляется в готовности и способности личности к пониманию и принятию другого, терпению и сотрудничеству с другими при сохранении собственной индивидуальности. Толерантность выступает как фактор развития личности и фактор эффективного общения на любом уровне общественных отношений.
Формирование толерантности среди школьников является особой проблемой в образовательном учреждении, которое требует значительного внимания со стороны учителей и создания педагогических условий. Поиск условий, средств, форм воспитания толерантного сознания и организации толерантных отношений не может осуществляться без учета характеристик субъекта процесса образования. Формирование толерантности среди школьников возможно только в условиях толерантной образовательной среды, правильного семейного воспитания, с точки зрения психологической поддержки, совместной работы учителей, психологов и родителей. Это требует создания педагогических условий и средств для реализации специально разработанных программ, которые можно проводить во внеурочной деятельности, в детских общественных объединениях. Важно формировать толерантные отношения, снижать этнические стереотипы, развивать эмпатические способности.
Художественное образование представляет собой поликультурную систему, и основные принципы воспитания толерантности можно сформулировать так:
1. Люби и уважай свой язык, свою культуру, свой народ.
2. Уважай другие народы, другую культуру.
3. Стремись познать жизнь в ее культурном многообразии, знай, что всех объединяет, интересуйся культурой и искусством разных стран и народов.
1. Абрамчик, Е. Г. Воспитание толерантности – требование времени / Е. Г. Абрамчик // Кіраванне ў адукацыі. – 2011. − № 7. – С. 46 – 50
2. Анатольева, Н.С. Воспитание у учащихся толерантности как важнейшая социально-педагогическая проблема современного образовательного учреждения / Н.С. Анатольева // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2012. – № 12. – С. 54–58.
3. Асташова, Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательного учреждения / Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. статей. 2-е изд.− Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. − С. 74−85.
4. Ахметова, Д.З. Педагогика, психология и технология инклюзивного образования: учеб. пособие / Д.З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова; под ред. Д. З. Ахметовой. – Казань: Ин-та экономики, управления и права, 2014. – 276 с.
5. Байбородова, Л.В. Воспитание толерантности у школьников: учеб. – метод. пособие / Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук, М.И. Рожков. – Ярославль : Академия развития; Академия Холдинг, 2003. − 96 с.
6. Бардиер, Г.Л. Социальная психология толерантности / Г.Л. Бардиер. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 120 с.
7. Борытко, Н.М. Введение в педагогику толерантности : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 80 с.
8. Вульфов, В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства / В.З. Вульфов // Внешкольник. – 2002. – №6. – С. 12-16.
9. Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как педагогическое явление / Н.Ф. Голованов. – Москва : Эксмо, 1998.− 248 с.
10. Давыдова, Л.Н. Развитие нравственного отношения младшего школьника к сверстникам в условиях инклюзивного образования / JI.H. Давыдова, М.А. Колокольцева // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: матер, междунар. науч. конф. – М. : МГППУ, 2011. – С. 160-162.
11. Дружинина, А.Е. Формирование толерантных отношений в образовательном пространстве / А.Е. Дружинина // Воспитание школьников. – 2011. − №6. – С. 15.
12. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 3. – С. 9-12.
13. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учебное пособие / Е.Ю. Клепцова. Москва : Академический проект, 2004. – 176 с.
14. Клепцова, Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция: учебное пособие / Е. Ю. Клепцова. – Москва : Академический проект, 2005. – 192 с.
15. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи // Зборнiк нарматыўных дакументаў Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь . – 2015 . – № 19 . – С. 3-41.
16. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь // Зборнiк нарматыўных дакументаў Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь. – 2015. – № 18 . – С. 3−17.
17. Курилина, Е.Ф. Воспитание толерантности у младших школьников / Е. Ф. Курилина // Пачатковая школа. – 2008. − № 12. – С. 10 – 12.
18. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков. − Москва : прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. − 672 с.
19. Плаксина, Н. А. Толерантность младших школьников по отношению к детям с особыми образовательными потребностями: диагностический аспект / Н.А. Плаксина // Известия ВГПУ. – 2015 . – № 1 . – С. 4−10.
20. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими / Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. – Москва : Генезис, 2000. − 108 с.
21. Солдатова, Г.У. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / под. ред. Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова [и др.] – Москва : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. – 112 с.
22. Солдатова, Г.У. Комплекс превосходства и формы интолерантности / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности. Научно-публицистический вестник МГУ. − 2001. − № 2. − С. 2−10.
23. Стародубова, И.Д. Методика изучения толерантности детей (По материалам ЮНЕСКО. Автор Доминик Де Сент Марс) / И.Д. Стародубова // Сборник диагностических методик по исследованию развития толерантности / Николаевск-на-Амуре педагогический колледж коренных малочисленных народов Севера; под ред. Е.В. Кулеш. − НнАПК КМНС, 2013. − С. 10.
24. Строганова, Л. В. Теоретические основы нравственного воспитания / Л. В. Строганова // Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). – Москва : Пед. об-во России, 2007. – С. 3−8.
25. Тимошенко, И.В. Формирование основ толерантности / И.В. Тимошенко // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2012. − № 2. – С. 6–7.
26. Чумакова, С.П. Формирование толерантного отношения младших школьников к детям с особенностями психофизического развития / С.П. Чумакова, К.О. Семочкина // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: материалы международной заочной научно-практической конференции. Ярославль − Минск. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. С. 237–239.
27. Швед, М.В. Проблема педагогической коррекции межличностных отношений в классах интегрированного обучения / М.В. Швед. − Вестник ВГУ. – 2006. – № 1 (39). – С. 52–56.
28. Шустова, Л.П. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы / Л.П. Шустова // Классный руководитель. – 2006. − №4. – С. 77−80.