Введение
1. Теоретические основы формирования духовного мира личности младшего школьника
1.1 Теоретические основы духовно-нравственного воспитания
1.2 Принципы, методы и средства духовно духовно-нравственного воспитания
2 Содержание и направления формирования духовного мира личности младшего школьника средствами музыки П. Чайковского
2.1 Роль музыки в нравственно-эстетическом воспитании личности
2.2 Значение произведений П. И. Чайковского для формирования духовного мира личности младшего школьника
Заключение
Список использованных источников
Введение
Реформирование всей системы социальной жизни обществ диктуют перемены, ежедневно происходящие в сфере образования. Реформа школьного образования в Республике Беларусь предполагает, прежде всего, гуманизацию и демократизацию образования, содержание которого направлено на овладение культурой.
Одной из приоритетных задач современной школы является развитие и формирование музыкальной культуры учащихся, выполняющей свою эстетическую, познавательную и воспитательную функции, но и являющуюся базой и предпосылкой потенциально возможного культурного самосовершенствования личности в течение всей последующей жизни.
Поставленная задача может быть решена только через пересмотр, разработку и внедрение инновационных методик и технологий, учитывающих изменения в социокультурной сфере современного общества, в современную систему образования.
Однако, недостаточная теоретическая разработанность проблемы формирования нравственно-эстетической культуры школьников затрудняет ее широкое практическое внедрение. Это позволило определить проблему нашей работы.
Интерес к проблеме нравственно-эстетического воспитания школьников средствами музыкальных классических произведений в различные периоды истории проявляли философы, психологи, социологи, культурологи, представители педагогической теории и практики.
В целом можно сказать, что в научных работах еще не накоплено достаточно материала, необходимого для успешного формирования музыкально-эстетической культуры учащихся, в особенности начальных классов, и она не стала еще предметом специального изучения.
Цель исследования – выявить пути формирования духовного мира личности младшего школьника средствами музыки П. И. Чайковского.
1. Теоретические основы формирования духовного мира личности младшего школьника
1.1 Теоретические основы духовно-нравственного воспитания
Проблема духовно-нравственного воспитания школьников сегодня не только актуальна, но и активно обсуждается, поэтому необходимо прежде всего осмыслить понятие «духовно-нравственное воспитание».
В педагогической энциклопедии духовно-нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие духовно-нравственных чувств, а также развитие навыков и умений духовно-нравственного поведения [23, с. 207]. Из определения ясно, что нравственность как личностная характеристика является очень сложным, многоуровневым явлением, охватывающим такие личностные структуры, как разум, чувства и воля. Поэтому духовно-нравственное воспитание можно определить, как единый процесс воспитания:
- духовно-нравственные чувства (совесть, долг, вера, ответственность, гражданство, патриотизм),
- духовно-нравственный образ (терпение, милосердие, кротость),
- духовно-нравственная позиция (умение различать добро и зло, проявление бескорыстной любви, готовность преодолевать жизненные испытания),
- духовно-нравственное поведение (готовность служить людям и Отечеству, проявления духовного благоразумия, послушания, доброй воли) [3, с. 7].
Следует признать, что философская категория духовности и морали всегда волновала отечественных ученых, писателей и публицистов. К примеру, в учении Н. А. Бердяева понимание духовного как процесса «духовной жизни через духовный опыт» очень ценно, и поэтому развитие личности человека признается основой его духовности [6, с. 78].
2 Содержание и направления формирования духовного мира личности младшего школьника средствами музыки П. Чайковского
2.1 Роль музыки в нравственно-эстетическом воспитании личности
Влияние музыки на духовно-нравственное развитие человека было подтверждено многочисленными опытами исследователей и учёных различных стран мира. Музыка является одним из сильнейших средств, способных воздействовать на духовно-нравственную сферу личности человека, его чувственную и эмоциональную сферы. Музыка, особенно классическая, «воспитывает» душу человека, пробуждает в нём возвышенные чувства, способствует формированию системы ценностей, на основе которой человек строит свою дальнейшую жизнь.
Музыка является неотъемлемым компонентом нравственно-эстетического воспитания ребёнка. Музыка способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка – посредством сопереживания музыке у него воспитываются такие качества, как доброта, сочувствие, иными словами, формируется способность к эмоциональному отклику. Эмоциональная сфера выступает в качестве наиболее тонкого уровня психической организации человека, то есть тем, что в первую очередь затрагивается при каком-либо психологическом воздействии на него. Именно поэтому так важно, чтобы ребёнок воспитывался в эмоционально-комфортной для него среде [5, с. 40].
В зависимости от того, что лежит в основе содержания музыки, она может побудить человека к совершению каких-либо добрых дел и поступков, научить его сопереживать, сочувствовать чужому горю, быть терпимым к окружающим его людям или, наоборот, пробудить в нём самые низменные чувства, спровоцировать вспышку гнева, ярости, вызвать страх. Большинство из современных музыкальных направлений оказывают негативное и даже разрушительное влияние на личностное развитие ребёнка, если ему изначально не привита соответствующая музыкальная культура. Особое внимание этому следует уделять в подростковом возрасте, когда происходит окончательное физиологическое и личностное становление человека, переосмысление всей существующей у него системы ценностей и, как следствие, появление новых идеалов и стремлений [10].
Заключение
В педагогической энциклопедии духовно-нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие духовно-нравственных чувств, а также развитие навыков и умений духовно-нравственного поведения.
Содержание духовно-нравственного воспитания определяется основными составляющими структуры личности, среди которых, прежде всего, необходимо назвать: познавательную, деятельностную (направленную на формирование соответствующего поведения и деятельности) и личностно-творческую (направлено на формирование соответствующего поведения и деятельности.). Каждый из этих компонентов, со своей стороны, наполнен содержанием, ориентированным на отдельное направление целостного процесса духовно-нравственного возрождения государства, общества и человека.
Для духовно-нравственного воспитания характерны общие внутренние и внешние законы, которые имеют свои специфические проявления. К внешним законам относятся: обусловленность духовно-нравственного воспитания социально-экономическими процессами, идеология и политика, оригинальность задач, содержание, методы и формы процесса духовно-нравственного воспитания. Внутренние законы включают в себя: связь обучения, воспитания и развития; отношения образования и самообразования, то есть отношения между деятельностью объектов и субъектов; коммуникативная деятельность личного воспитания и результаты его развития; связь между способностями личности и характером воздействия на нее; общение между коллективом и человеком и т. д. Общий характер законов определяется конкретными требованиями к процессу духовно-нравственного воспитания; ключевые положения, которыми следует руководствоваться при его организации и реализации, т. е. в определенных принципах.
1. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраскина. – М: Просвещение, 1983. – 224 с.
2. Арановский, М.Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке / М.Г. Арановский // Музыкальный современник. – Вып. 6. – М.: 1987. – С. 5-44.
3. Архангельский, Л.М. Комплексный подход в теории и практике духовно-нравственного воспитания / Л.М. Архангельский. – М.: Знание, 2008. – 14 с.
4. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн 2: Интонация. JL: Музыка, 1971. – 369 с.
5. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов/ Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. – М.: Академия, 2002. – 177 с.
6. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. – М.: Республика, 1993. – 149 с.
7. Ветлугина, Н. А. Музыкальная азбука / Н.А. Ветлугина. – М.: 1972. – 243 с.
8. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина. – М.: 1974. – 277 с.
9. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 2009. – 447 с.
10. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации. – Омск: ОГПИ, 1991. – 267 с.
11. Вульфсон, Б.Л. Духовно-нравственные императивы и задачи воспитания / Б.Л. Вульфсон // Педагогика. – 2006. – №1. – С. 45–52.
12. Вунд, В.М. Восприятие музыки: Сб. статей / В.М. Вунд. – М.: Музыка, 1980. – 267 с.
13. Глебов, И.Т. Чайковский. Опыт характеристики / И.Т. Глебов. – Спб.: Светозар, 1922. – C. 40-94.
14. Голицын, Г.А. Зонная природа музыкального слуха: информационный подход / Г.А. Голицына // Искусство в контексте информационной культуры (Проблемы информац. культуры. Вып. 4). – М.: Смысл, 1997. – С. 88—104.
15. Готсдинер, А.Л. Формирование музыкальных способностей школьников в процессе обучения игре на музыкальном инструменте пед. Наук / А.Л. Готсдинер. – Л., 1967. – 321 с.
16. Дуков, Е.В. Слушатель в мире музыки с культурно-исторической точки зрения / Д.В. Дуков // Вопросы социологии музыки: Сб. трудов Выпуск III. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1990. – С. 86-99.
17. Захарчук, Л.А. Педагогический потенциал белорусской этнокультуры в контексте духовно-нравственно-эстетического воспитания студенческой молодежи / Л.А. Захарчук // Идеологическая и воспитательная работа в учреждениях высшего образования: традиции и инновации : материалы заоч. науч.-метод. конф., 15–17 мая 2013 г. [Электронный ресурс]. – Минск : РИВШ, 2013. – С. 146–150.
18. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя/ Д.Б. Кабалевский. – М.: Педагогика, 1998. – 165 с.
19. Козодаева, Л.Ф. Педагогическая работа по формированию духовно-нравственных качеств учеников-дефектологов в процессе добровольческой деятельности / Л.Ф, Козодаева // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов, 2013. – Вып. 12 (128).
20. Курбатов, В.И. Социальное проектирование: учебное пособие / В.И. Курбатов, О.В. Курбатов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. – 416 с.
21. Надеева, М. А. Влияние музыки на духовно-нравственное развитие ребенка / М.А. Надеева, О.А. Лучинина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 364 – 369.
22. Новичихина, Н.В. Методическое пособие по формированию и развитию духовно-нравственных качеств личности подростка / Н.В. Новочихова, А.В. Степурко, Е. Тушкова. – Барнаул, 2010. – 136 с.
23. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 527 с.
24. Петрова, А. А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования духовно-нравственной направленности подростков / А.А. Петрова // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 11. – С. 37-39.
25. Розин, В.М. Проблемы современности и правильное мышление как способ ориентации в ней / В.М Розин // Картина мира и судьба человека: как смена парадигм в науке и культуре влияет на образ жизни: материалы научно-практической конференции. – Курск, 2013. – С. 14–18.
26. Харламов, И.Ф. Духовно-нравственное воспитание школьников / И.Ф. Харламов. – М.: Просвещение, 2007. – 160 с.
27. Чекина, Е.В. Теория духовно-нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография / Е.В. Чекина. – Гродно: ГрГУ, 2008. – 119 с.
28. Чепиков, В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников / В.Т. Чепиков. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 189 с.
29. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
30. Яновская, М.Г. Духовно-нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская // Классный руководитель. – 2003. – № 4. – С. 24-29.