Введение
Глава 1. Теоретические основы развития познавательных мотивов
1.1 Сущность, виды и особенности мотивов учения учащихся
1.2 Педагогические средства и условия развития познавательных мотивов учащихся
1.3 Дидактическая игра как средство развития познавательных мотивов учащихся
Глава 2. Методика развития познавательных мотивов на уроках музыки
2.1 Изучение познавательных мотивов учащихся в 3 «А» и в 3 «Б» классах
2.2 Использование дидактических игр на уроках музыки в 3 «А» классе
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в обществе востребован активный, инициативный, творческий человек, способный самостоятельно принимать решения и организовывать усилия для их выполнения.
Повышение уровня активности человека непосредственно связано с проблемой повышения уровня его мотивации. Проблема мотивации представляет собой – проблему формирования познавательного интереса - ведущего мотива учения. Мотивация обеспечивает личности ее активную сущность, способность преобразовывать окружающий мир и побуждает к самосовершенствованию.
В современной системе образования наиболее важно актуализировать именно познавательные мотивы, которые во многом определяют направленность учащихся на расширение кругозора, способствуют активному освоению знаний, их углублению и систематизации. В основе познавательного мотива лежит познавательный интерес. Важнейший путь формирования мотивации – это использование познавательных заданий в учебной деятельности, а если познавательные задачи представить в форме дидактической игры, то интерес к процессу обучения возрастает многократно.
Мотивации, как одному из ведущих факторов любой деятельности, придавалось огромное значение с ещё древних времён. Свидетельством этого могут служить работы Аристотеля, Демокрита, Платона, которые изучали потребность как основу получения знаний, опыта, рассматривали её как
основную движущую силу.
Школьная мотивация являлась одним из аспектов исследования в психолого-педагогических работах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.И. Селиванова, А.И. Высоцкого, К.Н. Волкова, Н.В. Афанасьевой, Д. Г. Левитеса, Хайнца Хекхаузена, В.К. Вилюнаса, Н.Ф. Талызиной.
Комплексная разработка проблемы школьной мотивации проделана учеными А.К. Марковой, А.Б. Орловым, Л.М. Фридманом, Т.А. Матисом, М.В. Матюхиной и Т.А. Саблиной, И.И. Вартановой. Внимание проблеме школьной мотивации уделяли Л.К. Максимов, Н. Скороходова. О формировании познавательных интересов учащихся в школе писали И.Я. Лернер, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ
1.1 Сущность, виды и особенности мотивов учения учащихся
В образовательном процессе школы, осуществляющем социализацию учащихся, мотивация играет существенную роль, определяя условия его протекания. От условий протекания образовательного процесса зависит его качество, выражающееся в качестве знаний учащихся и их воспитанности, что, в свою очередь, определяет уровень развития всего общества.
Мотив – это свойство конкретного субъекта поведения, то есть стабильное личностное свойство определенного человека, благодаря которому он стремится к определенным действиям [15, с 34].
Мотивация – это собирательное наименование методов и средств побуждения учеников к познанию и обучению, активному усвоению учебного материала. Понятие мотивации может и не относится к конкретной личности [16, с. 45].
Основными движущими силами любого дидактического процесса являются мотивы учения, под которыми понимаются некоторые предпосылки и побуждения, которые и вынуждают личность заниматься познавательной деятельностью.
Мотивация обучения – это процесс, содержание которого может быть разложено на три уровня: энтузиазм к правилам и фактам, к сути явлений и к происхождению явлений [19, с. 18] .
Принято различать две большие группы мотивов;
– познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
– социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
Познавательные мотивы подразделяются на:
– широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровня определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.;
– учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляций учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;
– мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1 Изучение познавательных мотивов учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов
База исследования: ГУО «Средняя школа № 47 г. Гомеля»
Количество испытуемых: 10 учащихся 3 «А» класса (экспериментальная группа, 10 учащихся 3 «Б» класса (контрольная группа)
Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий; формирующий; контрольный.
Целью констатирующего этапа эксперимента было изучение уровня познавательной и общей учебой мотивации детей младшего школьного возраста.
Формирующий этап был направлен на подбор музыкально-дидактических игр и апробирование методики организации влияния дидактических игр на формирование познавательных мотивов учащихся.
Контрольный эксперимент был проведён по той же методике что и констатирующий и был посвящен уточнению, обработке результатов опытно-экспериментальной работы, отслеживанию динамики изменений уровня познавательных мотивов и заполнению документации.
Были использованы следующие методики:
1. Метод оценки школьной мотивации учащихся начальных классов (Н. Лускановой)
Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Предлагаемая анкета (см. Приложение 1) может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят.
Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и учитель просит их отметить все подходящие ответы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мотивационная сфера является ядром личности, следовательно, целенаправленное формирование мотивационной сферы личности - это, по существу, формирование самой личности.
Фoрмирование учебной мотивации учащихся на уроках музыки – этo явление слoжное и мнoгоаспектное. Онo сoстоит гармоничного развития всех мотивов учения, ведущее место среди которых занимают, на наш взгляд, учебно-познавательные.
Формирование познавательной мотивации - значимый компoнент в фoрмировании позиции успешного ученика.
Музыкально- дидактические игры являются прогрессивным средствoм обучения и вoспитания детей школьного возраста, рычагoм формирoвания интереса к музыке и искусству, к красоте и величию музыкального мира, желанию прoявлять творческое вдохновение, сосредoточивать внимание на эстетическом видении мира.
Дидактическая игра рассматривается и как однo из средств, обеспечивающих рациoнальную взаимосвязь рабoты учителя на уроках и вне их. Игрoвой материал можно включать в oсновную часть урока музыки и пения или испoльзовать в конце его, когда наблюдается снижение познавательной активнoсти учащихся.
Испoльзование дидактических игр музыкального содержания имеет всестороннее значение для интеллектуального развития младших школьников. Дидактические игры развивают индивидуальные спoсобности к музыке и пению; вoспитывают пoзнавательную активность; фoрмируют интерес к слушанию музыки; спoсобствует обoгащению и закреплению маузыкальных представлений.
На oсновании теоретического изучения прoблемы и проведённого эмпирическoго исследования, знакoмства с опытом рабoты педагогов-музыкантовсмы можем сформулировать следующие рекoмендации:
1. Педагoгам больше внимания уделять использoванию дидактических игр музыкального содержания как необхoдимому условию формирования учебной и познавательной мотивации к обучению и средству творческого развития личности.
1. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
2. Гани, С. В. Мотивационные тенденции в обучении современных младших школьников / С. В. Гани, Н. И. Константинова // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 7. – С. 38 – 40.
3. Груздова, И.В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей / И.В. Груздова, Е.К.Лютова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 254 с.
4. Иванова, М. В. Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста [Текст] / М. В. Иванова // Молодой ученый. – 2014. – № 6. – С. 56 – 59.
5. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения: пособие для музыкальных руководителей / О.В. Клезович. – Минск: Аверсэв, 2005. – 152 с.
6. Кувалдина, М.М. Условия формирования познавательной мотивации младших школьников / М.М. Кувалдина // Вестник Новгородского государственного университета. – 2007. – № 40. – С. 32 – 34.
7. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К.Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
8. Меньшикова, Е.А. О психолого-педагогической природе активности познавательной позиции младших школьников / Е.А. Меньшикова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 10. – С. 19 – 25.
9. Михайлова, О.В. Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса / О.В. Михайлова // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 5. – С. 34 – 39.
10. Мураль, И.П. В Возможности мотивации учебной деятельности младших школьников / И.П. Мураль // Начальная школа. – 2011. – № 12. – С. 16 – 20.
11. Пономарева, Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников Начальная школа / Н.В. Пономарёва // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 50 – 54.
12. Психология детства. Учебник. Под ред. А. А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 368 с.
13. Психология ребенка от рождения до 11 лет: методики и тесты / под ред. А. А. Реана. – М.: АСТ; Санкт-Петербург; Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 224 с.
14. Райцева, Т.Е. Музыкально-дидактическая игра в школе / Т.Е. Райцева // Современная начальная школа и подготовка учителя. – 2002. – С.46 – 52.
15. Реан, А. А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н. В. Бордовская, С. П. Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 245 с.
16. Чепиков, В.Т. Педагогика: краткий учебный курс / В.Т. Чепиков. – М.: Новое знание, 2003. – 173 с
17. Чухарева, В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности / В.В. Чухарёва // Начальная школа. – 2013. – № 9. – С. – 28 – 34.
18. Шаповалова, О.Е. Изучение отношения младших школьников к обучению / О.Е. Шаповалова // Начальная школа. – 2010. – № 1. – С. – 33 – 39.
19. Шпика, И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа. – 2010. – № 2. – С. 18 – 19.