Введение
Глава 1 Теоретические аспекты мотивации одаренных детей
1.1 Сущность понятия «одаренность и «одаренный ребенок» в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика понятия мотива и мотивации
1.3 Особенности мотивации одаренных детей в период младшего школьного возраста
Выводы по теоретическому исследованию
Глава 2 Эмпирические исследование мотивации одаренных детей младшего школьного возраста
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Рекомендации по повышению мотивации одаренных детей младшего школьного возраста
Выводы по эмпирическому исследованию
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Проблема одаренности, таланта и гениальности была и остается одной из актуальных в психологии. Долгое время, особенно в начале XX века, одаренность рассматривалась только как интеллектуальная и определялась в основном тестами интеллекта. Однако позднее, к середине XX века, начал развиваться интегративный подход к его пониманию. Одаренность рассматривается не как особое сочетание интеллектуально связанных психических функций, а как неотъемлемая, интеллектуально-личностная характеристика человека. На сегодняшний день психология накопила большой теоретический и практический опыт в изучении психологических особенностей и возможностей одаренных детей, в том числе и мотивации.
Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у ребенка дошкольного или младшего школьного возраста не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования.
Исследованием фундаментальных проблем особенностей мотивации одарённых детей занимались Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, Ю.З. Гильбух, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, А.В. Петровский, Дж. Рензулли, Б.М. Теплов, П. Торренс, В.Э. Чудновский, B.C. Юркевич, М.Г. Ярошевский и др.
Цель работы – проанализировать особенности развития мотивации одаренных детей младшего школьного возраста.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– изучить сущность понятия «одаренность» и «одаренный ребенок» в психолого-педагогической литературе;
– охарактеризовать понятия мотив и мотивацию;
– провести теоретический анализ особенностей мотивации одаренных детей в период младшего школьного возраста;
– провести эмпирическое исследование особенностей мотивации одаренных детей младшего школьного возраста;
– предложить рекомендации по повышению мотивации одаренных детей младшего школьного возраста.
Глава 1 Теоретические аспекты мотивации одаренных детей
1.1 Сущность понятия «одаренность и «одаренный ребенок» в психолого-педагогической литературе
В психолого-педагогической литературе, касающейся проблемам развития одаренных детей, сложилась весьма противоречивая ситуация – одни говорят о том, что одаренные дети являются сверхадаптивными, другие считают, что они – неадаптивны, третьи специалисты утверждают, что такие дети чаще всего бывают нетворческими, однако таким возражают четвертые, которые убеждены в том, что не бывает одаренности без творческих способностей. Следует отметить еще группу исследователей, утверждающие, что такие дети одарены от природы, однако в тоже время существуют специалисты, подчеркивающие получение такого дара от природы только небольшой частью детей [22, с. 154].
В.С. Юркевич в своей статье «Современные проблемы работы с одаренными детьми» под одаренностью понимает высокий уровень каких-либо способностей (интеллектуальных, художественных, социальных, практических и так далее), который либо уже проявляется у ребенка, либо существует потенциально, то есть может быть развит при наличии благоприятных условий.
Интересным представляется определение, выдвинутое Я.Л. Коломинским, который считает, что одаренный ребенок – это такой ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [10, с. 22].
С точки зрения О.М. Дьяченко, в качестве одной из причин отсутствия проявлений определенного вида одаренности может служить недостаток (в силу жизненных условий) соответствующих умений, знаний и навыков. Такому ребенку следует их усвоить, поскольку его одаренность становится достаточно явной и очевидной для педагога.
Под одаренностью (умственной) В. Штерн понимает общую способность сознательно направлять собственное мышление на новые требования, приспособления к новым условиям жизнедеятельности.
В. Штерн говорил о двух видах одаренности – реактивной и спонтанной. Детям, обладающие реактивной одаренностью, необходима постоянная стимуляция извне, для них более характерна практическая деятельность. Дети же со спонтанной одаренностью более склонны к интеллектуальной, теоретической деятельности. По В. Штерну, реактивная находится ниже спонтанной, теоретической, т.к. она имеется у животных, дикарей и маленьких детей, а спонтанная одаренность является присущей лишь человеку и на высших ступенях его развития [21, с. 11].
Глава 2 Эмпирические исследование мотивации одаренных детей младшего школьного возраста
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью данной курсовой работы является проанализировать особенности развития мотивации одаренных детей младшего школьного возраста. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось поэтапно.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрали методы исследования. На основном этапе во время экспериментальной работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей мотивации одаренных детей младшего школьного возраста. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе эмпирических данных, полученных из сравнительного анализа эмпирических данных, результаты были подвергнуты сравнительному анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
База исследования: ГУО «Средняя школа №34 города Витебска».
Выборка: в исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста с признаками одаренности в возрасте 6-7 лет (учащиеся 1 классов).
Эмпирическое исследование осуществлялось в конце учебного года.
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие диагностические методики:
– методика диагностики учебной мотивации школьников Г.А. Карповой;
– методика изучения учебной мотивации первоклассников М.Р. Гинзбурга.
Методика диагностики учебной мотивации школьников Г.А. Карповой Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета.
Заключение
Одаренность представляет собой совокупность интеллектуальных способностей, креативности, социальной компетентности, сосуществующих в связи с мотивацией достижения, обусловленная факторами среды. Одаренные дети – это дети, обладающие повышенными способностями к обучению, что находит свое проявление или в музыке, или в изобразительном искусстве, или в конструировании и т.д. Одаренный ребенок - это ребенок, отличающийся яркими, очевидными, порой выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений) в своей деятельности. Ребенок может быть особенно успешным в широком спектре занятий, поскольку его умственные способности чрезвычайно гибки на разных стадиях развития.
Мотив является стержнем личности, побудительной причиной человеческого поведения и деятельности. Понятие «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем понятие «мотив». Мотивация – это совокупность личностных и ситуативных факторов, которые побуждают индивида к активной деятельности и обеспечивают успех в этой деятельности. Мотивация объясняет целенаправленность и устойчивость деятельности, которая направлена на достижение определенной цели. Остается также проблема структуры мотивационной сферы личности и классификации мотивов, однако известно, что существует иерархия мотивов, которая формируется в структуре мотивационной сферы, и является сложным динамическим образованием. Мотивация – это система побуждений, которая вызывает активность организма, определяет направленность действий и поведения, а также как совокупность осознаваемых и неосознаваемых факторов, которые побуждают человека к совершению определенного рода действий.
Осуществив анализ теоретической литературы, пришли к выводу о том, что мотивация у одаренного ребенка младшего школьного возраста имеет следующие особенности: доминирование внутренней мотивации деятельности, целеустремленность, вера в свои собственные силы, настойчивость в достижении высокого результата и др. Мотивационными признаками одаренных детей младшего школьного возраста являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации.
1 Аксенова, Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом / Э.А. Аксенова // Интернет-журнал Эйдос. – 2007. – 90 с.
2 Акованцева, Л.И. Психолого-педагогические особенности учителя, работающего с одаренными детьми / Л.И. Акованцева // Материалы ХI Междунар. науч.-практ. конф. «Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования» / под ред. Л.М. Митиной / Психологич. ин-т РАО. – М.; СПб.: Нестор-История, 2015. – 132 с.
3 Белокурская, И.Г. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся на II и III ступенях общего среднего образования (из опыта работы) / И.Г. Белокурская // Адукацыя і выхаванне. – 2013. – №11. – С. 60-63.
4 Галкина, И.А. Одаренные дети: компетентный подход и принципы взаимодействия / И.А. Галкина // Народная асвета. – 2010. – №3. - С.18-25.
5 Гордеева, Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности / Т.О. Гордеева // Психология в вузе. – 2005. – №4. – С. 3-27.
6 Грабал, В. Мотивация достижения и её развитие в процессе учебной деятельности / В. Грабал. – М.: Просвещение, 2000. – 354 с.
7 Гришакина, О.П. Учитель и одаренные дети: мастер-класс: мастер-класс / О.П. Гришакина. – М., 2009. – №1. – 87 с.
8 Зенькова, Г. Психологические аспекты одаренности / Г. Зенькова // ЗОЖ. – 2015. – №9. – С.18-19.
9 Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: ПИТЕР, 2000. – 257 с.
10 Карпова, С.И. Модель образовательного учреждения для работы с одаренными детьми / С.И. Карпова // Педагогика. – 2011. – № 7. – С.20-27.
11 Лейтес, Н.С. Возрастные основы умственного роста. Возрастная и педагогическая психология / Н.С. Лейтес // Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: Академия, 2000. – С. 166-173.
12 Лосева, А.А. Психологическая диагностика одаренности / А.А. Лосева. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – С.10.
13 Лях, С.Н. Технология взращивания супер-ребенка (семинар-практикум) / С.Н. Лях // Народная асвета. – 2010. – №5. – С. 55-64
14 Макарова, О.Г. Управление развитием работы с одарёнными школьниками в многопрофильной гимназии на основе системно-целевого подхода / О.Г. Макарова // Профильная школа. – 2007. – №6. – С. 49.
15 Митина, Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: монография / Л.М. Митина // М.; СПб: Нестор-История, 2014. – С. 187.
16 Савенков, А.И. У колыбели гения / А.И. Савенков – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
17 Стасенко, Н.П. Работа с одаренными детьми в современной школе / Н.П. Стасенко // Одаренный ребенок. – 2012. – № 1. – С.73-76.
18 Тарарышко, С.И. Талантливым детям – талантливых родителей: сотрудничество в интересах развития одаренного ребенка / С.И. Тарарышко // Народная асвета. – 2010. – №12. – С.85-88.
19 Фонарюк, Н.С. Особенности развития одаренных детей / Н.С. Фонарюк // Молодой ученый. – 2015. – №22. – С.874-876.
20 Хеллер, К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков / К.А. Хеллер // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 2007. – С.243-264.
21 Черноусова, О.Р. Система работы образовательного учреждения образования по развитию творческого и интеллектуального потенциала учащихся / О.Р. Черноусова // Веснік адукацыі. – 2013. – №1. – С.10-14.
22 Шумакова, Н.Б. Одарённый ребёнок. Особенности обучения. Пособие для учителя / Н.Б. Шумакова. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.
23 Щебланова, Е.И. Неуспешные одаренные школьники / Е.И. Щербланова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 215 с.